КАК НАЧИНАЛАСЬ БОРЬБА С ДОПИНГОМ
Спортивные чиновники безуспешно борются с допингом на протяжении нескольких десятилетий, начиная примерно с середины 1960-х. До этого использование различных медицинских препаратов для улучшения результатов не приветствовалось, но никакого наказания за это предусмотрено не было. Как же получилось, что допинг оказался вне закона?
ПЕРВОЙ ИЗВЕСТНОЙ ЖЕРТВОЙ ПРИМЕНЕНИЯ АМФЕТАМИНОВ (синтетических стимуляторов центральной нервной системы) в ходе соревнований считается итальянский велогонщик Фабио Альдезе, умерший во время однодневки Милан – Рапалло в 1949 году. В конце шестидесятых годов прошлого века президент Международной федерации спортивной медицины (FIMS) Поль Андре Чалли-Бертран утверждал, что за два послевоенных десятилетия из-за «таблеток бодрости» скончались не менее 14 велосипедистов, однако официального списка жертв допинга того периода не существует.
Самым резонансным инцидентом тех лет стала гибель на ОИ-1960 в Риме 23-летнего датского велогонщика Кнуда Йенсена. Официальный вывод трех итальянских врачей, опубликованный в марте 1961 года, гласил, что спортсмен умер от теплового удара, а в организме не было обнаружено медицинских препаратов. Однако полный отчет о вскрытии никогда не публиковался, а спустя несколько лет один из докторов признался, что в организме Кнудсена были обнаружены следы амфетамина.
Так или иначе, непосредственно от приема «таблеток бодрости» или от инъекций растворов на их основе практически никто не умирал, если не считать случаев явной передозировки. Но стимуляторы часто становились одним из факторов, которые приводили к фатальным последствиям. Спортсмен либо терял концентрацию, провоцируя смертельный инцидент, либо организм давал сбой на фоне экстремальных нагрузок и под влиянием амфетаминов не оказывал должного сопротивления.
Одним из организаторов кампании против допинга стал главный врач многодневной велогонки «Тур де Франс» Пьер Дюма, занимавший этот пост с 1952 по 1969 годы. В те годы до 75 процентов участников «Большой петли», согласно неофициальным оценкам, использовали разные виды допинга – от продвинутых наркотических веществ до народной медицины. Бытовала даже такая шутка: «Если во время гонки вы потеряете из виду основную группу велосипедистов, просто двигайтесь по следам пустых шприцев и лекарственных упаковок». К этому спортсменов подталкивали нечеловеческие физические нагрузки в ходе соревнований.
Судите сами. В 1952 году «Большая петля» включала в себя 23 этапа. За 25 дней гонщикам предстояло преодолеть без малого 4900 километров – как правило, более 200 км в день на допотопных велосипедах и с малоэффективными средствами восстановления спортсменов. Сейчас общая дистанция многодневки составляет около 3500 км. Даже тренированному человеку выдержать такое испытание крайне тяжело.
Вот что говорил в 1967 году пятикратный победитель «Тур де Франс» (1957, 1961-64) Жак Анкетиль: «Гонщики употребляют стимуляторы уже 50 лет. Конечно, мы можем обойтись без допинга, но тогда скорость передвижения спортсменов по трассе составит 25, а не 37 километров в час, как сейчас. От нас постоянно требуют ехать быстрее. Только лицемеры могут думать, что профессиональный велосипедист, выступающий 235 дней в году, способен соревноваться на одной минералке. И я не исключение. Моя задница после всех инъекций похожа на дуршлаг».
НО ВЕРНЕМСЯ К ПЬЕРУ ДЮМА. ГЛАВНЫЙ ВРАЧ «БОЛЬШОЙ ПЕТЛИ» неоднократно становился свидетелем страшных инцидентов со здоровьем спортсменов из пелотона (основной группы). В 1955 году на одном из горных этапов стало плохо французскому гонщику Жану Малежаку. Рухнувший с железного коня спортсмен был без сознания, его лицо было смертельно бледным, а на лбу выступил ледяной пот. Врачу пришлось силой раздвинуть челюсти Жана, чтобы заставить его пить.
Только через четверть часа, после того как велогонщику сделали инъекцию раствора камфоры и дали кислород, он пришел в сознание. В машине скорой помощи Малежак начал размахивать руками, требовал назад свой велосипед и хотел сбежать. Пострадавший признался, что во время гонки выпил бутылочку наркотического препарата, но отказался назвать, какой именно. И это был далеко не единственный случай.
После инцидента, едва не завершившемся трагическим исходом, Дюма сказал: «Я готов предъявить обвинение в покушении на убийство». Становилось ясно, что подобному издевательству над людьми не место в цивилизованном обществе. Логика подсказывала путь к радикальному снижению соревновательных нагрузок. Однако «Тур де Франс» изначально позиционировал себя как экстремальное спортивное событие за гранью человеческих возможностей. Поэтому однофамилец знаменитого французского писателя и драматурга решил начать борьбу за изгнание стимуляторов из спорта.
В 1959 году по инициативе Дюма Ассоциация физического воспитания Франции создала первый в истории спорта антидопинговый комитет. Уже через год на фоне скандала вокруг гибели Кнуда Йенсена противники стимуляторов достучались до Совета Европы и МОК. В итоге была учреждена олимпийская медицинская комиссия. Международный союз велосипедистов был не в восторге от идеи антидопингового тестирования, однако под давлением FIMS согласился проверить велогонщиков на ОИ-1964 в Токио.
Первое в истории тестирование на допинг результатов не дало, поскольку команды, по всей видимости, были предупреждены. Во время обыска в ведущих сборных по этому виду спорта (было получено даже такое разрешение) стимуляторов не нашли. Ничего не показали и анализы мочи, взятые у спортсменов. Однако первая неудача только раззадорила Дюма и его соратников. В 1965 году они добились принятия во Франции и Бельгии антидопинговых законов. Эти акты предполагали тюремное заключение и крупный штраф за использование допинга в спорте, а проверки участников соревнований стали обязательными.
В 1966 году состоялось точечное тестирование спортсменов на «Тур де Франс», а также на чемпионатах мира по велоспорту и футболу. Поиск нарушителей поначалу снова оказался тщетным и лишь спровоцировал недовольство участников соревнований. На «Большой петле» велосипедисты заявили, что требование мочиться в баночку для анализов нарушает их гражданские свободы и унижает человеческое достоинство. На одном из этапов даже была организована акция протеста, в ходе которой велогонщики прошли пять километров пешком.
СМИ НА ТОТ МОМЕНТ В ЦЕЛОМ ВЫСТУПАЛИ НА СТОРОНЕ СПОРТСМЕНОВ, отказывающихся становиться «писающими мальчиками», поскольку процедура сбора проб выглядела, мягко говоря, неэстетично. Однако оппоненты Дюма были вынуждены замолчать на фоне нового скандала, который вызвала смерть на одном из этапов «Тур де Франс» звездного британца Томаса Симпсона – чемпиона мира 1965 года и бронзового призера ОИ-1956. Этот спортсмен не скрывал, что применяет стимуляторы, предпочитая самые мощные препараты.
13 июля 1967 года 29-летний Симпсон умер на трассе, причем болельщики наблюдали за трагедией в прямом телеэфире. В день гибели у Томаса начались проблемы с почками, и он заглушал боль бренди и амфетаминами. В те годы последствия обезвоживания организма были изучены слабо, и организаторы ограничивали каждого гонщика четырьмя бутылками воды. Брать питье и питание из машин сопровождения запрещалось. Алкоголь в сочетании с наркотиками и нехваткой жидкости дал смертельный эффект: англичанин упал замертво, не доехав до вершины горы Мон-Ванту.
Гибель Симпсона вызвала грандиозный эффект в СМИ. На волне скандала правительство Франции озвучило информацию, которую скрывало целый год. Оказалось, что в 1966 году в результате первого тестирования на «Тур де Франс» амфетамины были обнаружены в анализах пяти гонщиков. В 1967-м поймали еще трех участников многодневки. Всем нарушителям грозила суровая кара, но до реальных санкций дело так и не дошло.
На этом фоне МОК потребовал от всех участников будущих Олимпийских игр подписать декларацию с обязательством не использовать стимуляторы для улучшения результатов. Проверки на допинг были обещаны уже во время зимних Игр-1968 в Гренобле. Но по факту нормальное тестирование организовать не успели, и все свелось к формальным действиям. В любом случае спорт больших достижений перешел к борьбе со стимуляторами на постоянной основе.
В 1967 году МОК, после аналогичных решений о допинговых проверках международных федераций легкой атлетики, футбола и бокса, утвердил список запрещенных препаратов (в него вошли стимуляторы, наркотики и алкоголь) и дал добро на выборочное тестирование спортсменов на основе анализов мочи. В качестве причин официальной борьбы с допингом указывались два пункта: допинг на соревнованиях создавал неравные условия для тех, кто его не употребляет; препараты несли в себе большой потенциальный риск для здоровья спортсменов.
С этого момента начался бесконечный путь по борьбе с запрещенной фармакологией, который сопровождался множеством находок и катастрофических ошибок. Война с допингом, будем откровенны, не может быть завершена, пока на кону в профессиональном спорте стоят огромные деньги и слава. А значит, противостояние, о начале которого мы рассказали, вряд ли когда-либо подойдет к концу.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-05-23 13:08
Президент Европейского союза велосипедистов (UEC), вице-президент Международного союза велосипедистов (UCI) Энрико Делла Каса впервые прибыл с визитом в Армению.
-
2025-05-22 17:10
В 1995 году Южно-Африканская Республика стояла на пороге гражданской войны. Разногласия между темнокожим и белым населением страны достигли предела, и ситуация казалась крайне напряженной.
-
2025-05-21 14:58
Сегодня в полночь по ереванскому времени в испанском Бильбао начнется решающий матч розыгрыша Лиги Европы УЕФА 2024/25. На этот раз любителей футбола ждет чисто английский финал: второй по престижности клубный трофей Европы оспорят «Манчестер Юнайтед» и «Тоттенхэм».
-
2025-05-21 12:49
Защитник московского «Локомотива» и сборной Армении по футболу Наир Тикнизян на днях взорвал медийное поле чемпионата России. После матча 29-го тура «Локомотив» - ЦСКА (2:2) 26-летний Тикнизян, давно не попадающий в основной состав, выдал длинную тираду в микст-зоне.