Армению искушают «окнами возможностей»: «Перекрёсток мира» или перекрёстное давление?
Тема «Зангезурского коридора», прокладывания которого через территорию Армении после второй карабахской войны продолжает добиваться Азербайджан, в последние дни вновь стала актуальной. Это произошло с подачи Турции.
По итогам своего очередного визита в Азербайджан на прошлой неделе президент Реджеп Тайип Эрдоган коснулся транспортного маршрута, призванного кратчайшим путём установить связь между западными районами Азербайджана с его эксклавом Нахичевань. Турецкий лидер связал вопрос с перспективой подписания мирного договора между двумя закавказскими республиками, текст которого удалось полностью согласовать к середине марта текущего года.
Баку не оставляет надежд на экстерриториальный характер «Зангезурского коридора». Ереван в свою очередь категорически отвергает подобную возможность, предлагая максимально упрощённый режим следования людей и перевозки грузов транзитным путём через армянскую Сюникскую область. Разблокирование транспортных и других коммуникаций в регионе должно происходить при полной защите суверенитета, юрисдикции, равенства и взаимности стран, настаивает Ереван. Вместе с тем руководство Армении указывает, что «„Зангезурского коридора“ не будет, а будет „Перекрёсток мира“».
Данный трансграничный проект инициировал и продолжает продвигать премьер-министр Никол Пашинян. Однако «Перекрёсток мира» до сих пор остаётся на бумаге и в слайдах презентаций армянской стороны, его практическая реализация находится на нулевой отметке.
Мир и спокойствие на Южном Кавказе принесут пользу всем странам региона, выразил уверенность Эрдоган в беседе с журналистами на борту президентского лайнера по возвращении из Азербайджана.
«Хотя Армения изначально выступала против „Зангезурского коридора“, сейчас она придерживается более гибкого подхода в плане участия в экономической интеграции. Развитие этого региона – возможность не только для Азербайджана, но и для Армении, для нас, Ирана и других стран. „Зангезурский коридор“ принесёт новые возможности не только для Азербайджана, но и для всего региона. Мы рассматриваем эту (транспортную) линию как часть не только геополитической, но и геоэкономической революции», - рассказал глава Турецкой Республики.
Далее он подтвердил известную позицию Анкары относительно установления мира на Южном Кавказе и непосредственного запуска региональных проектов «революционного» значения. Эта позиция сводится к необходимости подписания армяно-азербайджанского мирного договора, после чего, по словам Эрдогана, «одно за другим будут открываться новые исторические окна возможностей». Под одним из таких «окон» турецкий лидер явно подразумевает и практическую отдачу от процесса нормализации отношений его страны с Арменией.
Президент Турции также указал, что открытие «Зангезурского коридора» станет стратегическим развитием для «Среднего коридора» (Транскаспийский международный транспортный маршрут, ТМТМ – мультимодальный путь, соединяющий Китай и Европу через Центральную Азию и Кавказ, минуя Россию).
«С открытием коридора турецкие товары будут пересекать Каспийское море и быстрее достигать Центральной Азии и Китая, а товары, идущие из Европы в Китай, также начнут проходить через Турцию», - отметил Эрдоган.
Мир стремительно меняется и это требует «новых шагов». «Идти в ногу с переменами означает активировать потенциалы и открывать двери для (получения экономической) прибыли. Мир, который подпишут Армения и Азербайджан, изменит климат региона. Мы станем свидетелями того, как одно за другим будут открываться новые и исторические окна возможностей», - заключил Эрдоган.
Его увещевания в Армении встретили ожидаемо двояко. Местная оппозиция и близкие к ней эксперты усмотрели в заявлениях турецкого лидера по «Зангезурскому коридору» очередное свидетельство «сговора» Пашиняна с Алиевым и Эрдоганом. Один из используемых в таких случаях критиками армянского премьера аргументов – его визит в Стамбул и переговоры с Эрдоганом 20 июня. Указывается, что «возможностей Турции по-прежнему достаточно, чтобы диктовать свою игру в регионе, укрепить собственные позиции, расширить сферу своего влияния». Её «главной целью» называется Армения, а «главным инструментом – политическая программа „Зангезурский коридор“».
Впрочем, источники в правительстве Пашиняна поспешили опровергнуть утверждения о надвигающемся «сговоре» вокруг «Зангезурского коридора» и произошедших изменениях в позиции Еревана.
Так или иначе, но упомянутый Эрдоганом «более гибкий подход» Армении «в плане участия в экономической интеграции» повысил у внутриполитических противников Пашиняна степень недоверия к нему. В чём именно проявилась эта «гибкость», где её с армянской стороны усмотрел турецко-азербайджанский тандем, пока остаётся только гадать.
Армения ни при каких обстоятельствах не должна идти на уступки в вопросе так называемого коридора через её суверенную территорию, таким мнением в опубликованной сегодня, 7 июля, беседе с государственным агентством «Арменпресс» поделился один из ведущих тюркологов республики академик Рубен Сафрастян.
После недавних бурных событий на Ближнем Востоке в этом и соседних ему регионах формируется новая архитектура безопасности. В складывающейся ситуации Армения должна позиционировать себя таким образом, чтобы внешние силы «не пытались что-то отнять у неё путём давления, а стремились использовать появившиеся возможности на благо общих интересов», полагает востоковед.
По его мнению, один из факторов формирования «новой архитектуры безопасности» связан с существенным ослаблением позиций Ирана по итогам его 12-дневной войны с Израилем в прошлом месяце.
Исламская Республика, как известно, все прошедшие с окончания второй карабахской войны осенью 2020 года почти пять лет выступала категорически против азербайджанской версии экстерриториальности «Зангезурского коридора». Тегеран называл (и продолжает это делать до сих пор) «красной линией» для себя любые поползновения на небольшой (35 км), но крайне важный с геополитической точки зрения участок армяно-иранской границы.
Армянский Сюник и стоящий на его страже Иран – главные препятствия на пути замыкания «туранской дуги» от Стамбула до китайского Синьцзяна. Однако ныне южный сосед Армении залечивает довольно глубокие раны по итогам беспрецедентного по накалу вооружённого конфликта с еврейским государством.
Израиль с конца 1990- годов числится одним из наиболее доверительных военно-политических партнёров Баку. Это обстоятельство не раз приводило Иран и Азербайджан на край взаимной конфронтации. Многие в Тегеране до сих пор сильно подозревают Баку в предоставлении израильтянам «воздушного коридора» для ударов беспилотниками по объектам в северных регионах ИРИ. Даже если подобные предположения не найдут своего документального подтверждения, одних только сомнений Тегерана насчёт самой тесной военной координации действий между Баку и Тель-Авивом достаточно, чтобы он держал свою «красную линию» по армянскому Сюнику и «Зангезурскому коридору» до последнего.
И всё же Иран сейчас не в лучшей геополитической форме. Это наводит армянских аналитиков на мысль, что «столпами новой архитектуры безопасности» на Ближнем Востоке становятся Израиль, Саудовская Аравия и Турция.
«Всех троих поддерживают Соединённые Штаты В таком случае Иран, образно говоря, оказывается вне игры и теперь должен бороться за восстановление своих позиций. Предполагаю, что эта борьба будет долгой», - сказал Сафрастян.
В условиях ослабления своих геополитических позиций Иран уже не сможет иметь прежнего влияния на Южном Кавказе, поскольку теперь он вынужден сосредоточиться на решении других, в том числе внутренних, проблем.
«Кроме того, мы видим, что отношения между Ираном и Азербайджаном вступили в фазу некоторой турбулентности. Эти отношения имеют тенденцию к обострению, но с другой стороны, заметно, что иранское руководство старается их не обострять. В то же время со стороны Ирана звучат различные заявления и обвинения относительно произраильской позиции Азербайджана. Таким образом, можно сказать, что новая роль Ирана в регионе пока не определена. Необходимо некоторое время, чтобы понять, какой она будет в нашем регионе в обозримом будущем», - констатирует собеседник издания.
Напрашиваются предварительные выводы. Визит Пашиняна в Турцию и его встреча с Эрдоганом в самый разгар ирано-израильской войны видятся во многом вынужденным шагом армянского руководства. Иран не выбывает из игры, это было очевидно ещё до достижения договорённости о перемирии с Израилем. Но геополитические котировки Анкары на самом деле выросли и с этим Ереван не может не считаться.
Более того, именно Турция в настоящее время становится одной из главных сил, сдерживающих Азербайджан от резких шагов в регионе, в том числе и в вопросе силового прокладывания «Зангезурского коридора». Эрдоган в последнее время не раз указывал, что новой войны на Южном Кавказе не должно быть, все устали от затяжных конфликтов, атмосферу в регионе требуется оздоровить. Вот только цена для Армении такого «оздоровления» не совсем понятна.
Очевидно, что Ереван находится под определённым перекрёстным давлением со стороны Баку и Анкары. Первый выполняет роль «злого следователя», его «старший брат» – «доброго». И тому, и другому нужен результат, включая по транспортному пути через армянскую территорию. Отсюда выраженная двусмысленность в заявлениях турецкого лидера о появившейся «гибкости» в подходе армянского руководства.
Азербайджан не скрывает планов рано или поздно выбить «ключ» Сюника из рук Армении и открыть «замок» на Туран. В эту логику, помимо «Зангезурского коридора», укладываются и бакинские теории о «Западном Азербайджане» (возвращение этнических азербайджанцев в юго-восточный регион Армении, откуда они якобы были насильственно изгнаны). Турция же действует в более изощрённой манере, придерживается алгоритмов долгосрочной игры, тщательно присматривается к возможным последствиям ослабления позиций Ирана в регионе.
Вячеслав МИХАЙЛОВ
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-07-07 19:39
В инициативе мэрии Еревана признать 4-ю секцию Кольцевого парка приоритетным общественным интересом и заменить теннисные корты на кафе руководитель программ «Антикоррупционного центра Transparency International» Варужан Октанян видит коррупционные риски. «Есть коррупционные риски. Если одна компания арендовала, все нормально, работает с прибылью, то почему ее хотят забрать? Просто так не забирают», – заявил «ФактИнфо» Варужан Октанян.
-
2025-07-07 19:37
Следственный комитет не стал комментировать Armenia Today сообщение СМИ о планах силовиков снова вторгнуться в Первопрестольный Святой Эчмиадзин. «У меня нет комментариев», — сказала представитель ведомства.
-
2025-07-07 19:35
Карабахского мальчика - 14-летнего Арена Назаряна, 40 часов проведшего за рулем во время исхода из Нагорного Карабаха, наградят в Москве международной премией "Горячее сердце" Всероссийской общественно-государственной инициативы.
-
2025-07-07 19:34
Апелляционный суд оставил в силе решение об оправдании экс-премьера Армении Гранта Багратяна, сообщил в соцсети его адвокат Ованнес Кочарян.