Последние новости

МЕЧТА ИЛЬХАМА АЛИЕВА

Что на самом деле кроется за поправками к Конституции?

Свершилось. Алиевской власти в очередной раз удалось протолкнуть на общенациональном референдуме закон о новых поправках в Конституцию.

В цене за это семья на мелочи не разменивалась и щедро заплатила катастрофическим падением и без того ущербного демократического имиджа страны, заставив своих послов и различных уполномоченных по связям с западными структурами со стоическим пренебрежением оттираться от плевков венецианских комиссий, фридом хаусов, козларичей, оттираться и при этом неизменно улыбаться, в знак выпавшего на их долю огромного счастья.

И ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, КАК ЖЕ НЕ РАДОВАТЬСЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОМУ ЧИНОВНИКУ, если облагодетельствовавшая его хозяйская семья и впредь гарантирует ему и его потомкам династическое место у кормушки. И как же не радоваться простому азербайджанскому обывателю, если его уже целых 23 года заверяют, что только в генетическом коде Алиевых заложены способность поддерживать стабильность в стране и умение защитить ее просторы от жадности армянских оккупантов.

Так или иначе, референдум состоялся, и, учитывая специфику внутриполитической конъюнктуры Азербайджана, никто в его итогах не сомневался. Мировая либеральная общественность, различные организации по защите прав человека, средства массовой информации и, конечно же, азербайджанские истинно оппозиционные партии обрушились на власти со шквалом обвинений в том, что тем самым правящая элита гарантировала Алиевым власть на годы и десятилетия вперед, а точнее, подготовила трамплин для политического взлета Гейдара Алиева-младшего, и в траектории этого взлета уже ясно намечаются перспективы депутатского мандата, потом вице-президентской должности или чего-нибудь в этом роде, а затем и президентского кресла, ничуть не меньше.

Критики сей перспективы в один голос утверждают, что Ильхам Алиев в итоге добился того, к чему шел долгие годы: гарантировал права своей семьи на продолжительную власть и перестраховал ее от возможных невзгод в настоящем и будущем. Сам же Алиев предпочитает гордо отмалчиваться, предоставив обязанность отбиваться от выпадов своим многочисленным сподручным: али гасановым, новрузам мамедовым, сиявушам новрузовым и иже с ними.

Упомянутые личности полемизируют вяло, контраргументами не блещут и в основном сводят всю полемику к избитой сказочке о том, что подавляющая масса общества сама настояла на поправках к Конституции и сама подвела президента к решению об организации референдума. В целом в стане президента особой эйфории не наблюдается, и на то есть несколько причин. Во-первых, правящей элите не выгоден шум, поднятый по поводу поправок, наоборот - референдум должен был пройти как рядовое, само собою разумеющееся явление и остаться по возможности незамеченным для широкой общественности Запада. Во-вторых, Алиев четко осознает, что на данном этапе поправки не панацея от существующих проблем и если его выметут из власти, то сметут как без поправок, так и вместе со всеми поправками. Существует и третий пункт, который в целом вытекает из второго. На нем мы и остановимся и попробуем проанализировать.

ПО НАШЕМУ ГЛУБОКОМУ УБЕЖДЕНИЮ, ЗАБЛУЖДАЮТСЯ ТЕ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ считают, что президент Азербайджана достиг своей мечты относительно политико-правовой конструкции власти в стране. Неомонархический строй, каким окрестили намечающиеся постреферендумные преобразования в Азербайджане, совсем не предел мечтаний Алиева. Его идефикс - это монархия в чистом, классическом, консервативном понимании этого термина. Оставим в стороне вопрос возможности внедрения в XXI веке данной политико-правовой конструкции в какое-либо общество, и просто рассмотрим несколько нюансов, позволяющих выявить картину сокровенных алиевских мечтаний. Естественно, мечтания - это из области интимного и обсуждать их не очень этично. Но что поделать, если мечтатель - президент враждебно настроенной по отношению к нам страны, и к тому же в этих мечтах, а точнее, фантазиях, уготовлено особое место и нам с вами.

Итак, общеизвестно, что Алиевы всегда уделяют особое внимание изучению истории Азербайджана, вернее, ее переписыванию, а еще точнее - выдумыванию. На поприще исторических изысканий и сенсационных открытий подвязалась огромная толпа научных работников и журналистов. Благо официальный Баку на это дело денег не жалеет, а богатые традиции фальсификаторства капитально заложил для преемников геродот азербайджанской историографии Зия Буниятов. Ежегодно в Азербайджане печатаются сотни книг об истории несуществующего государства с охватом хроники в целых 6000 лет. Приписываются себе и возвеличиваются цари, султаны, ханы и шахи, деятельность которых, действительно, в той или иной мере влияла на судьбу региона, но непонятно, каким образом в распоряжение бакинских историографов попадают сканы или даже оригиналы их паспортов с обязательной припиской "национальность - азербайджанец". Однако суть не в том.

Есть среди этих монархов некая личность, к которой работники НАНА относятся с особым пиететом. Это шахиншах Ирана Исмаил I Сефеви. Сей правитель, действительно, сыграл особую роль в истории Ближнего Востока и отличился неординарным складом характера. Потеряв отца в череде междоусобиц за власть в северном Иране, Исмаил еще ребенком бежал к родственникам в Гилян. Здесь он воспитывался, познал науки и военное дело. Уже в молодом возрасте Исмаил, собрав небольшую армию, пошел походом на Ширваншахов, победил их и подчинил себе область Ширван. Затем им была разгромлена империя Ак-Коюнлу во главе с султаном Мурадом.

 Алиевы всегда уделяют особое внимание изучению истории Азербайджана, вернее, ее переписыванию, а еще точнее - выдумываниюВ 1501 ГОДУ ИСМАИЛ В ТЕБРИЗЕ КОРОНОВАЛСЯ КАК ВЛАСТЕЛИН АЗЕРБАЙДЖАНА (СЕВЕРНЫЙ ИРАН), а ровно через год он принял титул шаха Ирана. За годы его правления Иран достиг пика своего могущества в период позднего средневековья. Также Исмаил, чей род исповедовал ислам шиитского толка, смог уговорами и мечем почти полностью искоренить суннизм в своей стране. Он наладил активные дипломатические отношения с рядом европейских государств, стремясь таким образом изолировать и ослабить своего злейшего врага - Османскую Турцию. Исмаил стал основоположником шахского рода Сефевидов, при правлении которого Иран зачастую называли государством Кызылбашей, от тюркского кызыл - красный и баш - голова (носители власти обматывали белую чалму полосами красной ленточки в знак памяти шиитских мучеников). Покончив с походами, шах Исмаил занялся литературной деятельностью, сочинял достаточно талантливые поэмы и газели, под которыми подписывался псевдонимом Хатаи. Умер шах внезапно в возрасте 37 лет в Ардебиле, при посещении могилы своего отца, шейха Гейдара.

Именно к личности этого самого Исмаила в Азербайджане относятся с особым трепетом. Одна из веских причин этого кроется в том, что шах Исмаил писал и говорил на языке азари (разновидность тюркского диалекта в северном Иране). Также ощутимую часть его двора и армии составляли выходцы из тюркоязычных племен северного Ирана и Ширвана (часть современного Азербайджана). Сообразно азербайджанским историографическим лекалам, этого достаточно, чтобы считать государство Сефевидов не иранским, а азербайджанским. Но главная причина кроется в происхождении самого Исмаила, и вот почему. И Исмаил, и его отец шейх Гейдар, и его дед шейх Сефи ад-Дин провозгласили себя прямыми потомками пророка Мухаммеда, хотя в дальнейшем все исследования показали, что этот миф был придуман ими специально для придания авторитету своей власти большого веса.

Западные и иранские ученые в большинстве своем склонны считать, что род Сефевидов, вероятнее всего, происходил от одного из курдских племен Иранского Курдистана, переселившегося впоследствии в Ардебиль. Хотя есть версии и о тюркском, и о талышском происхождении рода. Однако же азербайджанские историки, которым раз плюнуть -выкинуть неугодную фактуру хоть из трудов Геродота, хоть из опусов Плиния, вдруг перенимают версию курдского происхождения шаха как заслуживающую наибольшего внимания, и это при условии, что в самом Азербайджане, несмотря на наличие целых районов со стопроцентным нетюркским этническим составом населения, принято идентифицировать это самое население не иначе как тюркское. Упоминание аборигенами своей исконной национальности преследуется тут чуть ли не по закону.

ТАК В ЧЕМ ЖЕ ДЕЛО? ЭТУ МАЛЕНЬКУЮ, НО ИНТРИГУЮЩУЮ ЗАГАДКУ МОЖНО ОТГАДАТЬ благодаря знакомству с деятельностью весьма интересной особы, правда, не исторической, но очень и очень влиятельной в нынешнем Азербайджане. Уже лет двадцать пять этот человек реально рулит всеми внутриполитическими процессами в стране, рулит из тени, но рулит уверенно, с мастерством искушенного водилы. Звать его Рамиз Мехтиев. Будучи начальником аппарата президента, он не только заслоняет собою для чиновников и министров заветный путь к телу президента, но и, как говорят, является его самым надежным советчиком и наставником. Правда, последние несколько лет в официальных сводках бакинского двора о нем почти ничего не слышно. И естественно, потому что господин Мехтиев, запершись в кабинете, полностью посвятил себя исследованиям истории Азербайджана, вернее, тех самых частей этой истории, из которых можно выудить основы для материализации мечтаний своего любимого питомца и вместе с тем патрона. Так вот этот самый Рамиз муаллим и является главным специалистом по исследованию биографии шаха Исмаила, публикует его литературные труды и дипломатические письма. Академик Мехтиев жестко курирует и редактирует материалы других авторов на данную тему.

Спрашивается, откуда и почему такая любовь к шаху Исмаилу? А потому что в ворохе биографий властительных персон прошлого личность шаха Исмаила и по масштабу, и по крутизне, и по крови может наилучшим образом подойти для дальнейшего применения в реализации планов Мехтиева и Ко. Будучи курдом по происхождению, как и сам Ильхам Алиев, Рамиз муаллим свято верит в значимость крови, в мистические свойства ее сущности, потому и с превеликим энтузиазмом ищет кровную, генетическую связь между кочевым курдским племенем Джалали (род Гейдара Алиева происходит из этого племени) и также курдским родом Сефи.

Вот почему образ шаха Исмаила облюбован и обласкан в Азербайджане и версия его курдского происхождения не вызывает нервических тиков в НАНА, как в случае с другими историческими персонами. Можно предположить, что хранитель алиевских тайн и вожделенных мечтаний Рамиз муаллим пока еще не слишком преуспел в этом деле, а не то сенсация о доказанности кровного родства шаха Исмаила и Ильхама Алиева не заставила бы долго себя ждать. Хотя, с другой стороны, мастерства подлога Мехтиеву не занимать. Имея дело с ментальностью азербайджанского обывателя, главное не доказать, а убедить. С этим никаких проблем нет.

Пробный шар был запущен 17 мая 2014 года. На небезызвестном сайте - глашатае алиевских идей и капризов Хаккин.аз была опубликована статья под фантастическо-пафосным названием "Ильхам Алиев из XVI века". Подписавшийся под статьей старичок-строчила Лев Маас (с настоящим именем Лев Мабутович Аскеров), во весь свой преклонный возраст распластавшись перед солнцеподобным президентом, поражался умопомрачительному сходству лика Алиева с ликом шаха Исмаила, изображенным на двух средневековых миниатюрах и одном портрете кисти неизвестного европейского художника (распечатки картин были приложены к статье). Признаться, сам я никакого сходства так и не нашел, не считая наличия усов и острого носа (хотя у Алиева он значительно больше, да и усы короче). Впрочем, старичку Маасу видней: видимо, для того чтобы разглядеть желаемое, требуется великое стремление. И не важно, что портреты с шаха Исмаила писались не при его жизни и не художниками, видевшими его воочию.

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ МААС ОПИСЫВАЕТ, КАК ИЗ РЕДАКЦИИ ОНИ (?) ГУРЬБОЙ ПОБЕЖАЛИ в хранилище музея, дабы посредством оригиналов еще раз удостоверится в поражающем сходстве президента и шаха. И даже работник музея ахнул от удивления, когда к миниатюре приблизили фотографию Алиева (наверное, лик своего президента он видел впервые). Что за мистика? Перерождение душ? Работа скрытых механизмов истории? Рядом примерно таких вопросов-восклицаний подытожил свой опус Лев Маас. И эти вопросы повисли в воздухе... до поры до времени. Конечно же, строчиле был передан конкретный заказ. Непретенциозный опус в худшем случае можно было бы списать на обыкновенное лизоблюдство пребывающего в маразме старичка, а при положительном восприятии со стороны читающей публики преподнести статью как старт начавшейся кампании по легитимизации монаршества Алиевых.

Почва прощупана, и сейчас кампания уже в действии. Последние конституционные поправки не цель, а лишь один из полустанков на пути к главной цели - классической монархии, не важно через год, два или десять лет. Опять же, если кто-нибудь скажет, что в XXI веке такое немыслимо, то можем возразить, что сей век уже преподнес достаточно сюрпризов и еще они ожидаются в избытке.

События развиваются стремительно, архитектоника мира меняется буквально на глазах. Ильхам Алиев это учуял, но более всего и, как никогда, он учуял опасность для себя и для своей власти. Падение цен на нефть и, главное, провал в так называемой апрельской войне подвигли его ускорить попытку превращения мечтаний в реальность. Ведь по умолчанию президентство было ему дано в аванс за будущий возврат Карабаха. Карабах он не возвратил и уже убежден, что такая удача в настоящем ему никак не светит.

Единственное, что может его спасти, а также освободить от опостылевшей обязанности воевать - это монархия в чистом виде. Она даст ему историческое право не действовать, не требовать Карабах, а лишь стоять на страже новых традиций власти и вырождаться самому и народу. Вырождаться сколько душе угодно, без опасений и страха за семью и награбленные миллиарды. Таковы самые сокровенные мечтания Ильхама Алиева, и по большому счету в его положении ничего другого и не остается.

К такому сценарию азербайджанское общество давно созрело. В сущности, никогда не имея государственности как таковой и, следовательно, ее эволюции, это общество и не способно к восприятию другой формы самоорганизации, кроме как беспрекословное подчинение тирану с повадками племенного вождя восточного пошиба. Другое дело - мировое сообщество. Иран, западные демократии, традиционные монархии мира, буквально все ощетинятся, сделай он сейчас еще один шаг на пути к узурпации трона. Но нужно подождать: вдруг демократический Запад сам рухнет, Иран замешкается в своих проблемах, а Рамиз муаллим к тому времени нароет хоть что-нибудь стоящее, какую-нибудь реальную ниточку, тоненький капилляр, ведущий к полнокровным сосудам Сефевидской династии. Если же не найдет, то, на худой конец, подлог всегда под рукой. Ведь не гнушался же обманом сам шах Исмаил, провозгласив когда-то себя прямым потомком Мухаммеда. И ведь прокатило...

Богдан АТАНЕСЯН, Aysor

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПРОЦЕСС БЕЗ ПРЕДЪЯВЛЕННОГО ОБВИНЕНИЯ
      2024-10-12 09:38

      В отличие от Арпи Давоян диплома о юридическом образовании не имею. Но и без диплома легко прийти в недоумение увидев, что в Армении идет судебный процесс, в котором обвиняемые есть, а вот обвинения, как такового, нет. По крайней мере, по состоянию на вчерашний день – 11.10.2024-го.

    • ГУЛЯЕМ, ТОВАРИЩИ!
      2024-10-01 11:01

      Октябрьская Армения - иллюстрация к известной фразе: «Мир рушится, но еще можно жить и веселиться!». На октябрь в Армении намечено 10 фестивалей: 4-5 октября - кофе и чая в Ереване; 5-го октября - вина в Арени; 6-го октября - малины в Давид-Беке; 8 октября - кюфты в Эчмиадзине; 10 октября - сырный в Ташире; 12 октября - кроликов в Мармашене; 20 октября - грецких орехов в Гергере; 18-20 октября - сырный в Ереване; 18-20 октября - меда в Ереване; 26 октября - тыквы в Тавуше. Это прекрасно!

    • ЧТОБЫ БУДУЩЕЕ БЫЛО
      2024-07-09 10:31

      Сначала «гений Пашиняна» втянул Армению в войну, когда республика не была к ней готовой. Потом «оправдался», что избежать войны было невозможно из-за ошибок прежних властей.

    • СИТУАЦИЯ НАПОМИНАЕТ ТУ, ЧТО СЛОЖИЛАСЬ В АПРЕЛЕ 2020 г.
      2024-04-19 10:24

      В 2020 г. Армия обороны Республики Арцах опубликовала сведения за период 19-25 апреля об обстрелах с азербайджанской стороны. Были указаны калибры орудий и количество нарушений режима моратория. Речь шла о 3 тыс. 500 случаях. Обстрелы, которые были зафиксированы после апрельского визита Пашиняна в Брюссель, пусть не резко, но все же имеют тенденцию к учащению. С армянской стороны воздерживаются от симметричных действий, дабы избежать обвинений в обстрелах азербайджанских позиций. Речь, напомню, идет об обстреле азербайджанских позиций на армянской территории.