Последние новости

Для Ильхама Алиева настал момент истины

Последствия "икорной дипломатии"

В Азербайджане наступили тяжелейшие времена, поскольку экономический кризис крепко сцепил в свои объятия привыкшую сорить деньгами и жить на широкую ногу республику. Передовик-стахановец экономического роста "ближневосточных пятилеток", то бишь Азербайджан, как-то сразу размяк, подобно кролику в кольцах изголодавшегося питона. Век нефтяной халявы приказал долго жить, инвесторы пакуют чемоданы, фантиковый манат дышит на ладан, банки трещат по швам, а продовольственные цены сообразно строчке из песенки "все выше, выше и выше..." бьют новые рекорды, как прыгун Сергей Бубка на пике своей славной карьеры. 

Даже наеденный за тучные годы курдюк в виде "Нефтяного фонда" не в силах сносно питать истощавший государственный организм, поскольку, как признают сами азербайджанские экономисты (естественно, оппозиционные), реальных валютных средств в фонде очень мало, а большинство его активов давным-давно вложено в преимущественно убыточные акции и бонды иностранных компаний и государств, а также в заграничную недвижимость, от которой мало толку. Правда, бакинские власти из кожи вон лезут, чтобы показать возмущенному народонаселению, что не сидят, сложа руки, и вскоре вырулят ситуацию. Следствием таких брыканий стали громогласно объявленные президентом Алиевым борьба с коррупцией, реформы банковской и социальной сфер, а также диверсификация экономики с особым упором на тяжелую промышленность, логистику и аграрный сектор. В теории оно, конечно, все верно, да вот на практике меры эти уж слишком запоздалые и, к тому же, неосуществимые в силу нежелания переформатирования всей системы в целом.

Несомненно, ситуация с каждым месяцем будет усугубляться и на данный момент весьма сложно спрогнозировать исход "азербайджанского кризиса". Естественно, трудно представить, что обществу в целом на каком-либо этапе будут грозить разруха и голод в прямом смысле слова, как то случилось, скажем, в нефтеносной Венесуэле. В кои-то веки, через года 3-4 ситуация может и выправится (хотя вне сомнений, без знака равенства на лучшее светлопамятное прошлое), однако главный вопрос стоит совершенно в иной плоскости. А именно: сможет ли Ильхам Алиев в вышеприведенном промежутке времени удержатся в президентском кресле? Говоря об Алиеве, имеется в виду вся лучезарная семья и обслуживающая ее камарилья чиновников, охранных псов, прихлебателей и т.д.

Годами выстроенная батюшкой-общенациональным лидером и завещанная чаду по рабочему регламенту "папа решает, а Вася сдает" политика самосохранения режима зиждилась на трех китах: подачки народонаселению нефтеманатных крох, безжалостной травли "оборзевших" оппозиционеров и циничном подкупе зарубежных структур и лиц, по роду своей деятельности имеющих влияние на формирование международного имиджа алиевской власти. И если в первые 20 лет клану удавалось балансировать и сохранять равновесие в качке относительно спокойного политического моря, то в условиях экономических циклов и геополитических штормов алиевские киты уплывают из под ног. Обрубленный до состояния кочерыжки бюджет более не в силах поддерживать "благосостояние народа", а затыкать рты инакомыслящим становится с каждым днем все труднее, поскольку количество их растет прямо пропорционально умножающимся недоедающим ртам в обществе. Но не только убыль достатка беснует Ильхама Алиева, но и претерпевший катастрофический ущерб международный имидж его личности, семьи и режима в целом. Так называемая "икорная дипломатия" поначалу, как казалось в Баку, дающая результативный эффект, в итоге обернулась срамом для правящей клики "страны огней".

Еще с советских времен наработав богатейший опыт по карьерному продвижению посредством всевозможных бахшишей и магарычей и будучи убежденным поклонником этого излюбленного тюрками метода действий, Гейдар Алиев, в числе других практических советов, завещал своему сынишке при восшествии на престол никоим образом не гнушаться понятием подкуп, потому как корыстолюбие - самая удобная для атаки брешь в человеческом естестве. По-видимому, каждый раз с негодованием глядя на собственное чадо, Алиеву-старшему приходила на память сентенция македонского царя Филиппа II, дескать, "нагруженный золотом осел может взять любую крепость". Но сыну Филиппа Александру данный совет не пригодился вовсе. Будучи от рождения весьма одаренным, он завоевал мир мечом, величием и сердцем. А так как Ильхам Алиев совсем не Александр Македонский, то совет оказался ему в самую пору. И пошел нагруженный золотом азербайджанский осел завоевывать бюрократические крепости и сердца международного сообщества, дабы утвердить, а вернее, купить себе величие и почет в глазах мировых элит.

Об "икорной дипломатии" Баку уже написано и говорено очень много. За последние 2-3 года вскрылись факты чудовищного масштаба коррупции, которой, как паутиной, обволокли азербайджанские эмиссары от власти структуры общеевропейских органов, всевозможные международные организации, парламенты отдельных стран и т.д. В некоторых случаях опубликованы конкретные суммы в валюте, приведен перечень материальных ценностей и конечно же, количество той самой икры, в честь которой и получила название методика действий азербайджанской власти по проталкиванию своих интересов в мировом политическом закулисье.

Самый приблизительный подсчет средств, потраченных на "грязный" лоббинг, упирается в колоссальную сумму, посредством которой можно было бы построить в самом Азербайджане десятки новых поселков для беженцев, свыше двадцати лет ютящихся в разваливающихся общежитиях да смахивающих на курятники самостроях. На эти деньги можно было бы в разы увеличить и стабильно выплачивать пенсии азербайджанским ветеранам-инвалидам, повсеместно и повседневно поджигающим себя в знак отчаяния и бунта. В конце концов, можно было бы во благо крестьян соорудить водохранилище и провести сеть новых оросительных каналов где-нибудь в Тертерском районе. Но что же делают вместо этого бакинские власти?

Они задаривают деньгами наймитов из ПАСЕ взамен проталкивания ничего не значащей декларативной бумажки об изнывающем от засухи том же самом Тертерском районе и надуманной аварийности Сарсангского водохранилища. Они подтасовывают выборы и платят продажным наблюдателям за оглашение положительной оценки азербайджанской демократии. Они подкидывают инакомыслящей интеллигенции наркотики и оружие, гноят в тюрьмах, а затем икрой щедро набивают рты всяким докладчикам по правам человека, дабы, чавкая деликатесом, не поднимали глаз на творимые беззакония. Они растаскивают нефтедоллары, присваивают золотоносные рудники, крышуют героиновые маршруты, отправляют молодежь пачками бесцельно погибать в Карабахе... гнобят, воруют, убивают и сами жируют. А в качестве компенсации завлекают и чартерными рейсами привозят в Баку толпы американских сенаторов-импотентов, европарламентских дармоедов и затесавшуюся в ряды межгосударственных структур всякую бюрократическую шваль, чтобы дать возможность всей этой шантрапе оттянуться всласть в халявном апшеронском кайфе. Потом, нагрузив хрусталем, серебряной посудой, коврами и той же благословенной икрой отправляют обратно в места постоянного пребывания, с предписаниями замолвить слово перед своими боссами об обаянии, надежности и договороспособности Алиева Ильхама Гейдар оглы.

Однако, по сути, вся кампания по раскрутке светлого ильхамовского образа и утверждения его авторитета на международном политическом поприще обернулась пустой тратой кровных народных денег и тотальным посрамлением режима.
  К великому счастью гуманистов и оптимистов, цивилизованный мир пока еще не растерял свои жизнеутверждающие качества, и сентенция царя Филиппа, как завет на скрижали впитанная в мозги и кровь папаши и сына Алиевых, аксиомой не оказалась. Есть люди, и их очень много, для которых ложь, подкуп, подхалимство и корысть остаются принципиально несовместимыми с образом политика или общественного деятеля качествами. Война, объявленная ими за полную чистоту рядов в политических эшелонах, может и утопична в смысле достижения конечного результата, но, несомненно, она не дает разрастись скверне до пагубных для цивилизованного мира масштабов. Одним словом, на каждого Педро Аграмунта находится свой Кристофер Штрассер.

С подачи некоторых правозащитных организаций, проводящих независимые расследования журналистов, чистых на совесть политиков, и вообще, заинтересованных в установлении правды сил, факты многолетней азербайджанской икорной дипломатии, подобно известно чему, начали повсеместно всплывать на поверхность мутных политических вод. И подкуп спортивных федераций, и оффшорные скандалы, и переводы крупных сумм на счета лоббистских организаций с сомнительной репутацией, и размещение заказных кляузных статей... Словом, постепенно был обнародован весь набор алиевских геройств, с механизмами, схемами, суммами и именами мздоимцев, также цели коррупционных сделок и последствия.

В Баку поначалу усмехались, косвенным, а иногда и прямым текстом давая понять (не без основания), что насильно никого икрой не кормили, и что, вообще, плевать они хотели на демократические традиции и основополагающие принципы. В пору этого бравирования нефть держалась на высокой ценовой отметке, и Алиев, как ему казалось, мог себе позволить вальяжность, хорохориться и даже наезжать на критиков, пуская с цепи свору журналистов-шавок местного дворового и зарубежного мастистого оплодотворения. Однако когда нефтяные цены скатились с горки в овражек и больно ударили по мошне (в переносном и прямом смысле слова), азербайджанский венценосец явно занервничал, поскольку напрочь испорченные отношения и изгаженная репутация до мозга костей коррумпированного режима воспрепятствовали уверенному запросу политической и финансовой поддержки Запада в условиях угрозы потери внутренней стабильности в Азербайджане.

В создавшейся ситуации Алиев освободил из тюрьмы, да и из страны, своих заклятых врагов - супругов Юнусов, журналистку Хадиджу Исмаилову и ряд других политзаключенных. Но к большому недоумению Алиева, западные критики его режима и не собирались заключать пакт о ненападении. Они совершенно справедливо восприняли шаг Алиева не как великодушный жест, а как вынужденную тактическую уступку, и потому продолжили по полной сыпать на него подзатыльники. А так как в отличие от искусства лжи, подкупа и подхалимства, тонкостям политического бокса Ильхама не учили, то очень скоро он оказался загнанным в угол ринга политико-пропагандистских прений. Подобно качающемуся на ногах, изрядно побитому спортсмену, который вместо обороны бесцельно сотрясает размякшими руками воздух, Алиев время от времени пытался огрызаться.

Последняя попытка "сокрушить аргументами" оппонентов имела место в октябре сего года. Тогда в ответ на очередной выпад посетившей его европейской делегации о состоянии прав человека в стране и наличии огромного числа политзаключенных, алиевская корова злобно промычала об ущемлении прав Джулиана Ассанжа. Дескать, какое вы имеете моральное право критиковать азербайджанские власти, если в самой вашей Европе преследуют Ассанжа и многих других свободомыслящих людей? Заметьте, что президент сделал вид, будто вступается за того самого человека, который посредством сайта WikiLeaks одним из первых скинул маску благонравности с алиевской семейки и опрокинул на нее ушат ею самой же замешанной грязи.

Несколько дней подхалимная алиевская пресса улюлюкала и ликовала, дескать, президент в жесткой форме отчитал зарвавшихся западных либералов. Страдающие слабоумием бакинские борзописцы дописались аж до того, что чуть ли не провозгласили Ильхама Гейдаровича не просто защитником Ассанжа, но также знаменосцем мировой борьбы за ущемленные права жестоко эксплуатируемых добытчиков соли на побережье Индийского океана, членов племени Масаи, страдающих от наплыва туристов - любителей сафари, и еще гонимых исламистами педерастов Магриба.

Однако новую свою ипостась Алиев "примерял" не долго. Через месяц-полтора после относительного затишья в ноябре последовал апперкот страшной силы, от которого ни он, ни штатные его прихлебатели очухаются не скоро, если очухаются вообще. Итальянский телеканал RAI 3 показал телепрограмму за авторством журналиста Паоло Мондани, посвященный "икорной дипломатии" Азербайджана, с ретроспективным перечислением и оценкой всех незаконных действий бакинской клики, направленных на заключение сомнительных контрактов и сделок по отмыванию наворованных денег и претворению в жизнь авантюрных проектов. Темные стороны проекта газопровода ТАР, подозрительное рвение алиевской семьи в деле финансирования реставрации Римских катакомб, многомиллионные алиевские особняки по всему миру, панамские офшоры ильхамовских дочерей, стыренные у государства золотоносные рудники, банки, медиахолдинги, яхты и, конечно же, знаменитая икра - участница всех эпизодов по заманиванию западных деятелей в любвеобильные объятия корыстолюбивой семьи. Словом, итальянский телеканал прошелся по Алиевым вдоль и поперек по полной программе.

В сущности из всего перечисленного RAI 3 ничто не являлось новостью, однако изюминкой передачи стало то, что она, во-первых, вобрала воедино и систематизировала всплывающую в течении нескольких лет и разрозненную информацию об алиевских свершениях по вовлечению западных структур и деятелей в коррупционные схемы, а, во-вторых, она вышла в эфир как раз в то самое время, когда Алиев как никогда нуждается в поддержке западных партнеров.

Глубоко заблуждаются те, кто считает, что европейские и американские властные элиты действуют в отрыве от либеральной прессы, общественных правозащитных организаций и, вообще, всей той платформы, на которой зиждутся сами, и потому, вне зависимости от всего, продолжат сотрудничество с алиевским режимом. На самом деле эти правящие элиты в сложные геополитические времена, подобно балласту, сбрасывают проблемных сателлитов, повязанных с собою темными сделками и терпимых до поры до времени. А классический процесс отстранения от таковых, а потом и сбрасывания, начинается с раскручивания маховика прессы и внедрения в дело правозащитных организаций, диссидентов и т.д. Это никак не противоречит вышеупомянутому тезису о честных политиках, журналистах и поборниках правды. Просто зачастую именно им, снимая табу, предоставляется возможность развенчивания облика проблемных деспотов и выворачивания уродливой изнанки их сущности. Благо, в данном случае алиевская семейка успела наворотить таких гадостей, что для избавления от нее и умывания рук особого труда не составит.

Таким образом, азербайджанские власти стали жертвой своего же высокомерия, чванства и безграничной веры в силу денег и икорки. И сейчас, когда поток халявных денег тощает день ото дня, когда общество бурлит и негодует, когда на глазах рушится перспектива грандиозного проекта под названием "Новые Дубаи Востока", а власть, оплеванная изнутри и извне, мечется в поисках выхода из надвигающейся катастрофической ситуации, наступает момент истины для Ильхама Алиева. Именно сейчас проявится истина о том, наличествуют ли у него умственные и волевые качества настоящего лидера, способного на пороге перехода своего народонаселения от шикования к безденежью и от вкушения "черной зернистой" к поеданию "заморской баклажановой" спасти от разрухи страну, а вместе и самого себя любимого, или воспеваемые прихлебателями дифирамбы его величию являются обыкновенным фуфлом.

Именно последнее нам кажется истиной. Однако время само покажет. Отсчет уже идет...

Богдан Атанесян

Aysor.am

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • АРМЕНИИ НУЖНО ДОБИТЬСЯ СМЕНЫ ВЛАСТИ И ВЕРНУТЬСЯ К ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ СЕРЖА САРГСЯНА
      2024-10-18 12:01

      От Турции до Саудовской Аравии и от Азербайджана до Казахстана страны действуют одинаково. Они диверсифицируют свою внешнюю политику, которую в данном случае можно назвать многовекторной. Объяснения этой тенденции различны, но в основном зависят от международных событий. Думаю, одной из причин может быть то, что США больше не считаются единственной глобальной и наиболее ответственной державой, поскольку с начала 2000-х годов они проводят неэффективную политику в Ираке, Ливии и Сирии, что плохо сказывается на репутации этой страны на Востоке и за его пределами.

    • ПРОЦЕСС БЕЗ ПРЕДЪЯВЛЕННОГО ОБВИНЕНИЯ
      2024-10-12 09:38

      В отличие от Арпи Давоян диплома о юридическом образовании не имею. Но и без диплома легко прийти в недоумение увидев, что в Армении идет судебный процесс, в котором обвиняемые есть, а вот обвинения, как такового, нет. По крайней мере, по состоянию на вчерашний день – 11.10.2024-го.

    • ОБЪЯСНИТЕ ТОЛКОМ, КАКОВА ПОЗИЦИЯ АРМЕНИИ
      2024-10-10 10:00

      Армянская дипломатия пашиняновского периода – это прямо-таки "мастер-класс" по формуле, как делать не надо. Понятно, что сама сфера дипломатии предполагает в какой-то степени и до поры, до времени некоторую, скажем так, невнятность и наличие полутонов вместо радикального черно-белого. Но когда эта невнятность сигнализирует на всех перекрестках о том, что страна сама не знает, в каком направлении двигаться, каковы ее приоритеты (мантра на тему о "перекрестке мира" не в счет), то и другим остается только гадать, в какие отношения вступать (или не вступать) со страной, демонстрирующей "ни то, ни се, ни так, ни этак, непонятно как".

    • ГУЛЯЕМ, ТОВАРИЩИ!
      2024-10-01 11:01

      Октябрьская Армения - иллюстрация к известной фразе: «Мир рушится, но еще можно жить и веселиться!». На октябрь в Армении намечено 10 фестивалей: 4-5 октября - кофе и чая в Ереване; 5-го октября - вина в Арени; 6-го октября - малины в Давид-Беке; 8 октября - кюфты в Эчмиадзине; 10 октября - сырный в Ташире; 12 октября - кроликов в Мармашене; 20 октября - грецких орехов в Гергере; 18-20 октября - сырный в Ереване; 18-20 октября - меда в Ереване; 26 октября - тыквы в Тавуше. Это прекрасно!