Последние новости

УРОКИ КИМА БАКШИ

11 марта родные, близкие и представители общественности проводили в последний путь большого друга Армении и армянского народа Кима Наумовича Бакши.

С начала 1970-х Ким Бакши не просто стал увлеченным исследователем армянской культуры, но и талантливым популяризатором культуры и истории Армении в Советском Союзе, а позднее - в Российской Федерации.

МОЖНО без преувеличения сказать, что подобные Киму Бакши люди рождаются разве что раз в полвека, а то и век. Его имя как человека, очень много сделавшего для ознакомления мира с Арменией и армянской культурой, стоит в одном ряду с такими яркими представителями российского "Серебряного века", как Валерий Брюсов и Сергей Городецкий.

К теме Армении периодически обращались и иные именитые советские и русские деятели культуры. Вспомним Осипа Мандельштама с его циклом стихов об Армении, включая знаменитый "Фаэтонщик", поведавший миру о трагедии Шуши, Андрея Битова с его "Уроками Армении". Василия Гроссмана с его "армянским" эссе "Добро Вам", так и не увидевшим полноценного издания в годы Советской власти.

Но то были "разовые" обращения к Армении, навеянные удивительными впечатлениями от поездки в страну, столь непохожую на Россию и столь "внесоветскую", по меткому определению одного из оппозиционных публицистов (сейчас уж не помню, кого именно). Причем, иной раз, весьма критичные в отношении армян (Гроссман).

Если же говорить об исследовании Армении продолжительностью в большую часть творческой жизни, то здесь напрашивается сравнение Кима Бакши с Валерием Брюсовым и особенно - с Сергеем Городецким.

Перечитывая после известия о кончине Кима Наумовича его последнюю работу "Духовные сокровища Арцаха", я вновь был поражен той символичной встречей, о которой Ким Бакши рассказывал в главе 1-й (оно же вступление к книге) "Я укрепил эту дружбу стихами". То была встреча, в конце 1950-х, автора с Сергеем Городецким - прославленным деятелем культуры и поэтом "Серебряного века" России, человеком, "открывшим" широкой публике Сергея Есенина. С человеком, который проникся трагедий Армении, будучи военным корреспондентом в составе войск Кавказского фронта, ставшего свидетелем геноцида армян в Османской Турции, автором цикла стихов и двух романов (не переизданных в советское время с начала 1920-х гг.) об Армении.

ПО ПРИЗНАНИЮ Кима Бакши, "мы на филфаке МГУ "не проходили" Сергея Городецкого, до сих пор не понимаю, почему". О встрече этой Ким Бакши писал так: "Не помню ни района, где он жил, ни обстановки в квартире, ни что было на стенах - картины, старые фото… Но помню общее впечатление: это не был древний старик, расслабленный и т.п. Он был молодцеват - такой тип подсушенного временем джентльмена, сухощавый, высокий и похожий на свои ранние портреты".

Похоже, что именно встреча эта стала началом армянской эпопеи Кима Бакши. Такое ощущение, что Городецкий лично "из рук в руки" передал молодому тогда публицисту свою пожизненную связь с судьбой и культурой Армении.

Что очень важно: как и Сергей Городецкий¸ так и Ким Бакши пришли к пониманию крайней значимости Арцаха для Армении, и вообще для самого её существования.

23 МАРТА исполнилось сто лет со дня публикации в тифлисской газете "Кавказское слово" программной статьи Городецкого "Карабах". Не будем её пересказывать, но суть её заключается в том, что без Арцаха невозможно защитить сегодняшнее сердце Армении - Араратскую долину и что судьба Армении во многом зависит от решения судьбы Арцаха.

Занимаясь на протяжении двух десятилетий Арменией и армянской культурой, Ким Бакши попал в Арцах только во второй половине 1990-х, уже после завершения Арцахской освободительной войны. Попал в Арцах и буквально влюбился в него.

Не случайно, что последняя книга Кима Бакши посвящена именно Арцаху, и именно в этой своей последней крупной работе исследователь формирует важную мысль, коротко выраженную в дарственной надписи автору этой статьи: "Примите книгу, она несомненно свидетельствует, что Арцах - армянская земля, духовный центр армянского народа".

Ким Бакши признает, что он открыл для себя Арцах с новой стороны во многом под влиянием своего старого знакомого Андрея Нуйкина, талантливого публициста, многолетнего члена КРИКа. И ещё одного русского интеллигента, ставившего целью защиту прав народа Арцаха.  Нуйкин подарил Бакши свою книгу "Боль моя - Карабах".

Ким Бакши пишет: "Читая книгу, я добрался до статьи Андрея Нуйкина, опубликованной в июле 1993 года в газете "Урарту". И в ней я нашел почти буквальные переклички с Сергеем Городецким: "Я остаюсь по-прежнему убежденным в том, - пишет Нуйкин, - что отступление от Карабаха - это не только нехорошо или безнравственно, но просто ничего не решит. Недавно в одной своей статье я высказал мысль, что Карабах все-таки не волчья лапа, которую можно отгрызть, оставить в капкане и убежать. Это один из духовных центров нации, в котором нуждаются все армяне, и утрата его была бы гибельна в целом для государственности Армении".

То есть Ким Наумович пришёл к столь естественному выводу, к которому независимо от него пришел почти век назад Сергей Городецкий, а полутора десятилетиями раньше Кима Бакши - его старый друг Андрей Нуйкин.

МЕЖДУ ПРОЧИМ, по признанию Кима Бакши: "Как раз в описываемое Нуйкиным время я регулярно бывал в Армении, в Ереване. И был, как говорится, в курсе. Но, оказывается, много не знал, не понимал".

Понимание глубинного смысла вещей, к которому Ким Бакши и Андрей Нуйкин пришли через столетие после Городецкого, очень важно. И особенно важно сегодня.

Важно потому, что сегодня опять активизировались силы, в том числе и "5-я колонна" внутри самой Армении, которые пытаются решить вопросы бытия собственного народа в духе фразы первого президента Армении Л. Тер-Петросяна: "Серго-джан, сдай Карабах, и хорошо заживешь".

И дело тут даже не в хамской выходке опустившегося барда или политиканстве вскормленного чужими грантами юнца-политикана. Дело во внутренней устойчивости армянского социума, которую пытаются проверить на прочность откровенные враги или провинциальные недоумки от политики.

Именно об опасности подобного предательства самих себя и напоминает Ким Бакши в своей последней книге.

В этом, как представляется, и состоят основные уроки и Сергея Городецкого, и его духовного последователя Кима Бакши.

Александр АНДРЕАСЯН

http://russia-artsakh.ru/node/2107

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ