Последние новости

НОВЫЕ "КУВШИНКИ" МОНЕ

Новые "Кувшинки" Моне нашли реставраторы под верхним слоем другой его картины

Многие галереи и частные коллекционеры по всему миру мечтают заполучить полотно из серии "Водяные лилии" / "Кувшинки" Клода Моне. Но один голландский музей владел вожделенной картиной, даже не подозревая об этом.

Эксперты Муниципального музея Гааги обнаружили ранее неизвестную версию знаменитых "Кувшинок" Моне, скрытую под его же более поздней картиной с изображением глициний. Реставраторы очищали изображение от лака, нанесённого после Второй мировой войны, и увидели нечто необычное, что заставило их посмотреть на полотно под рентгеновским излучением.

"Мы рассмотрели множество крошечных ретушей, скрывающих очень мелкие повреждения холста", — сказал изданию artnet News куратор музея Доде Хардеман. Подкраску сделали поверх маленьких дыр, образованных осколками стекла, часть которых застряла в деревянном подрамнике картины. Но только когда коллега Гардемана, реставратор Рут Хоппе, сделала рентген полотна, она увидела водяные лилии под цветками глицинии.

В преддверии выставки картин Моне с изображениями садов, запланированной на осень, Хоппе проводила исследования вместе с кураторами таких учреждений, как Музей современного искусства в Нью-Йорке и Фонд Бейелера в Швейцарии. "Глициния" (1917/20) — одна из работ, которые Моне написал для фриза над своим знаменитым циклом картин с большими водяными лилиями.

В 1918 году после — завершения Первой мировой войны — художник пожертвовал ряд работ французскому государству для крупной мемориальной инсталляции с авторским названием "Большая декорация". Предполагалось, что это будет непрерывное панно с изображением кувшинок, венчать которое будут полотна с гирляндами глициний. Идея заключалась в том, чтобы создать "иллюзию бесконечного целого".

Чиновники решили, что картины будут выставлены в Оранжерее в садах Тюильри, но глицинии не поместились в этом пространстве. Они остались в мастерской Моне с сотнями других работ, которые он создал при подготовке "Большой декорации". Искусствоведам известно лишь о восьми полотнах с глициниями, одно из которых принадлежит Муниципальному музею в Гааге.

Реставратор Рут Хоппе демонстрирует повреждённые места на картине Моне "Глициния", которые позже были заретушированы. Фото: Herman Wouters / The New York Times

Осколки стекла, обнаруженные в подрамнике "Глициний", подтверждают догадку о том, что многие другие работы, хранившиеся в мастерской Моне, — в том числе и триптих "Водяные лилии" из МоМА — пострадали из-за обрушения стеклянной крыши студии. Это произошло во время тяжелых боев в районе Живерни в ходе Второй мировой. Открытие добавляет "невероятную историческую ценность работе", говорят в Муниципальном музее Гааги.

Кроме того, подтвердилась теория о том, что "Глициния" из голландского музея была первой в серии и является связующим звеном между знаменитыми водяными лилиями и менее известными глициниями. Дело в том, что Моне обычно не использовал холсты повторно, потому что к концу жизни был богат и не испытывал недостатка в материалах. Очевидно, он начал писать на уже отработанном полотне, поскольку проводил своего рода эксперимент. "В противном случае вы начали бы с чистого листа", — говорит Рут Хоппе.

Сегодня картины Моне с кувшинками входят в число его самых дорогих работ (в мае 2018 одна из них была продана за 80,7 миллиона долларов, установив на том момент аукционный рекорд для художника), но на протяжении десятилетий они выходили из моды. Вскоре после смерти живописца импрессионизм окончательно потерял свою популярность и перешёл в разряд "устаревших" движений.

Интерес к серии возродился лишь в 1950-х годах, когда музеи начали переоценивать работы, а американские художники, такие как абстрактный экспрессионист Марк Ротко и минималист Эллсворт Келли, назвали их источником своего вдохновения. С открытием голландцев цикл "Глицинии" если и не станет столь же популярен, как "Водяные лилии", то, несомненно, привлечёт к себе интерес.

"Глициния" входит в постоянную экспозицию Муниципального музея Гааги с момента приобретения картины в 1961 году у знаменитого швейцарского арт-дилера Эрнста Бейелера. Теперь работа и новые результаты её исследования станут центром выставки "Моне. Садовая живопись", которая откроется в учреждении 12 октября и продлится до 2 февраля 2020 года.

По материалам The New York Times и artnet News

artchive.ru

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ