ЭТО АРМЕНИЯ - И ТОЧКА!
Странные чувства охватывают тебя в Арцахе - впрочем, как обычно. Но это "как обычно" в последние годы обрело различные оттенки, как, к примеру, сразу после Апрельской войны, когда ощущение катастрофической важности этого неповторимо прекрасного, сакрального края для судеб армянской государственности и армянского народа стало уже подчеркнуто доминирующим в общей гамме чувств. Побывав в Арцахе впервые после смены власти в Армении, я убедилась, что палитра эмоций обрела новые оттенки, которые, однако, лишь укрепили главные, непреходящие тезисы.
ПЕРВОЕ: Арцах ни при каких обстоятельствах не может быть предметом каких-либо внутренних манипуляций и внешних спекуляций. Второе: Арцах - бастион, определяющий судьбу армянского народа на данном отрезке истории и его будущее на века. Третье: нынешние границы Арцаха очерчивают линию критического противостояния отнюдь не с 1988 года, а уходят корнями в конец XIX - начало XX века. Четвертое: стратегическая цель армянского народа - воссоединение Арцаха с Матерью-Родиной, которая на данный момент достигается существованием двух армянских государств. Наконец, незыблемый принцип - Армения является гарантом безопасности Арцаха - сегодня необходимо закрепить еще одним: безопасность независимого Арцаха является безоговорочным гарантом соблюдения национальных интересов армянского народа.
Все эти вопросы в той или иной степени затрагивались на круглом столе, организованном в Степанакерте общественной организацией "Материнство", для участия в котором были приглашены исполнительный директор ОО "Против правового произвола", первый омбудсмен РА Лариса Алавердян, и автор этих строк в качестве заместителя редактора газеты "Голос Армении". В здании Научного центра Арцаха собрались представители местных общественных организаций, научных кругов, приехали и представители разных районов республики. Конечно же, главной темой обсуждений стали последние развития в Армении и их влияние на Арцах, а лейтмотивом - незыблемость единства нашего народа как залог безопасности и развития двух армянских государств на современном этапе.
Нас в первую очередь интересовали настроения и мнения, царящие сегодня в арцахском обществе. Если суммировать все сказанное, основные постулаты сводятся к следующим. Во-первых, это те тенденции, которые искусственно нагнетаются определенными кругами в Армении с целью внести раскол между двумя частями нашего народа и вызывают обоснованные тревоги. Во-вторых, влияние возможных разногласий между руководством двух стран на общественную атмосферу и процесс урегулирования. В-третьих, внутренние процессы, связанные с предстоящими в будущем году президентскими выборами, в частности, сбор подписей с предложением конституционных изменений. Наконец, вопрос актуальности Миацума на данном этапе, который муссируется со стороны некоторых сил.
СЛЕДУЕТ в первую очередь констатировать, что обеспокоенность, высказанная участниками круглого стола, в равной степени разделяется общественностью Армении - и это первый факт, подчеркивающий невозможность разделения проблем, стоящих перед двумя армянскими государствами. Говоря о политике как предыдущих властей Армении, так и нынешнего руководства, некоторые из участников подчеркивали, что за сегодняшней ситуацией прослеживается почерк первого президента РА Тер-Петросяна. Опасность, по их мнению, состоит также в том, что никто из руководства Армении ни разу не говорил публично о сдаче территорий Арцаха, тем не менее по непонятной причине в соцсетях эта тема муссируется, что крайне опасно. Не менее опасны призывы к дестабилизации и "революции" в Арцахе, особенно с точки зрения того, что наш народ находится в состоянии незаконченной войны, в условиях непрекращающейся агрессии и угроз со стороны Азербайджана.
Говорили также о том, насколько целесообразно вести переговоры с Ильхамом Алиевым, который не раз заявлял о претензиях не только на Арцах, но и на Армению, в частности, на Ереван. Подчеркивалось, что армянскому народу сегодня, как никогда, необходимы единство и консолидация, между тем тиражирование ненависти и насилия, которое наблюдается в соцсетях и СМИ, отнюдь не способствует этому. Говорилось также о необходимости разработки единой общественной повестки представителей Арцаха и Армении, направленной именно на единство и сплоченность армянского народа, и в этом контексте - на важность регулярных встреч и обсуждений, в том числе на общественном уровне.
Мы со своей стороны сочли нужным подчеркнуть следующие аспекты. Общественность Армении также пристально следит за процессами и в той же степени обеспокоена ситуацией. Очевидно, что попытки тиражирования нетерпимости и разобщенности не таргетированы исключительно на Арцах, они нацелены также на внутреннюю аудиторию в Армении. Однако следует четко констатировать: в Армении всегда наберется критическая масса здоровых сил, которые не позволят негативным тенденциям распространиться в той степени, чтобы угрожать национальной безопасности обеих армянских республик. "Мы должны раз и навсегда констатировать: нет карабахского вопроса - есть ответ Арцаха. И задача властей Армении состоит в том, чтобы закрепить эту реальность в правовом и институциональном смысле, на внутреннем и внешнем поле. Наоборот, есть проблема Азербайджана как угрозы региональной безопасности, и этот вопрос мы также должны постоянно поднимать на международном уровне", - подчеркнула, в частности, Лариса Алавердян.
ЧТО КАСАЕТСЯ попыток актуализировать Миацум, участники обсуждения были единодушны в том, что, как и 31 год назад, это является стратегической целью армянского народа, однако искусственное форсирование вопроса на данном этапе неоправданно и таит в себе немалые риски. Наоборот, необходимо использовать те преимущества, которые дает наличие двух армянских государств, а также продолжать продвигать международное признание Республики Арцах.
Независимо от того, кто находится у власти в Армении и Арцахе, общенациональные интересы и цели не могут быть подвергнуты ревизии, как не может быть поставлено под сомнение единство Армении, Республики Арцах и диаспоры и решимость армянского народа защищать независимость и безопасность Родины - данный тезис также был констатирован на встрече. "Это Армения - и точка" - слова Леонида Азгалдяна, актуальные сегодня, как и 25 лет назад, красной нитью проходили через каждое выступление, как и та святая цель сильной и единой Армении, ради которой были отданы тысячи жизней и которая объединяет миллионы армян во всем мире.
Степанакерт
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-04-18 10:07
Писать что-либо об интервью Омбудсмена Арцаха Гегама Степаняна главному пашиняновскому телерупору Петросу Казаряну на «Общественном» канале рука не поднимается – при всем уважении к Гегаму. Слишком много гнуси вылилось из обширного пуза Казаряна, явно раздраженного «не тем» ходом интервью и на глазах у тысяч телезрителей разошедшегося до неприличия, чтобы найти слова, способные в полной мере охарактеризовать его поведение.
-
2025-04-16 09:15
Глава пашиняновского МИД развернулся в Анталье, надо сказать, по полной: тут тебе и встречи, и выступления, и дискуссии, и интервью, и всевозможные, в том числе абсурдные, заявления... И красной нитью через все это проходит отчаянное воззвание к туркам о готовности пойти на любые уступки, лишь бы получить вожделенный клочок бумаги под названием «мирное соглашение».
-
2025-04-14 09:40
Вчера в новостной ленте промелькнуло сообщение сайта криминальных новостей shamshyan.com о том, 11 апреля в селе Ариндж Котайкской области столкнулись три автомобиля - два Mercedes-а и Toyota. Согласно информации, водителю одного из Mercedes-ов скорая оказала медпомощь на месте, пострадавший отказался от госпитализации. Сообщалось также, что за рулем автомобиля Toyota был командир батальона специального назначения Айказ Джомардян.
-
2025-04-11 09:50
Вчера исполнилось 33 года с того дня, как в арцахском селе Марага «разразился ад на земле» и произошли события, которые баронесса Кэролайн Кокс назвала «современной Голгофой, только во много раз хуже». «ГА» многократно писал о геноциде в Мараге, ставшем одной из самых трагических страниц армянской истории. Здесь отмечу лишь, что произошедшее в армянском селе 10 апреля 1992 года можно назвать своего рода квинтэссенцией турецкой политики геноцида, которая многократно проявлялась и раньше, и позже, и которая последовательно реализуется до сих пор.