Последние новости

ОБОСТРЕНИЕ НА ПЕРЕДОВОЙ И ДЖОН БОЛТОН: ЧЕГО ОЖИДАЕТ АЗЕРБАЙДЖАН ОТ АРМЕНИИ

Бурные внутриполитические процессы, разворачивающиеся в эти дни в Армении, не могут заставить нас потерять бдительность и не следить за тем, что происходит на передовой. Процессы же эти заставляют всех нас, как минимум, задуматься.

С САМОГО НАЧАЛА лета противник резко активизировал свои действия на передовой. Так, в период со 2-го по 8-е июня Азербайджан стрелял по армянским позициям в Арцахе из гранатомета и миномета, после чего пресс-служба Министерства обороны Арцаха сообщила о том, что на всей протяженности передовой отмечается рост числа учебных полетов азербайджанских БПЛА и военной авиации, часто нарушается установленная летная зона. Данную ситуацию был вынужден прокомментировать также министр обороны Армении Давид Тоноян, заявив о том, что и армянские беспилотники летают по всей линии передовой.

В тот же день, 13 июня, в Арцахе в результате выстрела со стороны противника погиб солдат, а уже по итогам недели пресс-служба Министерства обороны Арцаха распространила заявление о том, что Азербайджан вновь стрелял по армянским позициям в Арцахе из гранатомета.

Факт обострения ситуации на передовой уже успел стать предметом анализа не только армянских экспертов, но также и зарубежных специалистов. Так, ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедонов в статье для телеграм-канала "Бунин" отметил нарастающее напряжение на границе, а также подчеркнул, что "управление конфликтом" по-прежнему остается ключевой задачей, и что, не решив ее, невозможно подступиться к мирному процессу содержательно, а не декларативно.

Но почему же Азербайджан активировался именно сейчас? Это тот вопрос, ответ на который интересует как экспертное сообщество, так и граждан нашей страны.

Глава администрации президента Азербайджана все уже разъяснил

Одним из самых влиятельных людей постсоветского Азербайджана является нынешний глава администрации президента Рамиз Мехтиев. Он один из немногих чиновников, которые сохранили свои позиции еще с периода президентства Гейдара Алиева.

ЕСЛИ БЫ В АРМЯНСКОЙ политической, общественной и экспертной среде было бы принято больше внимания уделять публикациям в азербайджанской прессе, а также относиться к этим публикациям серьезнее, то многие обратили бы внимание на статью Мехтиева, опубликованную 31 мая.

В статье "Карабахский конфликт: истоки проблемы и перспективы урегулирования" чиновник обстоятельно представляет не только азербайджанское видение истории конфликта (которое зачастую не имеет ничего общего с реальностью), но при этом дает четкие посылы касательно того, что именно официальный Баку ожидает получить от премьер-министра Армении Никола Пашиняна и какие это перспективы сулит Армении и армянам.

Из статьи приближенного Ильхама Алиева следует, что 22 года назад, в бытность президентом Армении Левона Тер-Петросяна, конфликт был близок к "урегулированию".

Чиновник пишет, что 1997 году урегулирование подразумевало реализацию поэтапного плана, который включал в себя следующие стадии:

1. На первом этапе "освобождались" шесть районов вокруг Нагорного Карабаха, в регионе развертывалась операция ОБСЕ по поддержанию мира, перемещенное население возвращалось на освобожденные территории и восстанавливались основные коммуникации в зоне конфликта.

2. На втором этапе определялся статус Нагорного Карабаха, а также предусматривалось урегулирование положения вокруг Лачинского и Шушинского районов.

Глава президентской администрации Мехтиев отмечает, что в 1997 году согласие с этим вариантом урегулирования выразил и тогдашний президент Армении Тер-Петросян, который опубликовал в газете "Республика Армения" статью программного характера под названием "Война или мир: время призадуматься", где изложил основные тезисы своего видения проблемы. И, по мнению Мехтиева, эти тезисы не утратили своей актуальности и сегодня.

АВТОР плавно подводит читателей к мысли о том, что официальный Баку считает приемлемой данную позицию бывшего президента Армении, и отмечает, что тогда, 22 года назад, только действия военно-политической элиты Армении и Арцаха воспрепятствовали реализации этого плана.

При этом Мехтиев отмечает, что у Пашиняна есть возможность реализовать план Тер-Петросяна, и при этом предостерегает армянского премьера от пагубных последствий "популистских заявлений", таких как возвращение за стол переговоров властей Республики Арцах.

Глава администрации Алиева также отмечает, ссылаясь на слова всё того же Тер-Петросяна, что нагорно-карабахский конфликт должен быть урегулирован исключительно путем мирных переговоров и невозможно будет сохранить статус-кво на долгое время, так как этого не позволят ни мировое сообщество, ни экономический потенциал Армении.

После чего Мехтиев плавно переходит к теме того, что именно Армения может получить в экономическом плане от урегулирования конфликта по сценарию, согласованному с Тер-Петросяном.

Если подвести некое резюме слов Мехтиева и прибавить к этому похожие заявления президента Азербайджана Ильхама Алиева, а также заявления главы азербайджанского внешнеполитического ведомства, сделанные в конце прошлого года о том, что Азербайджан ожидает подвижек в вопросе урегулирования конфликта в 2019 году, то можно сделать вывод, что именно азербайджанская сторона ожидала (и все еще ожидает) получить от премьера Пашиняна.

В армянской экспертной среде в последнее время часто звучало мнение о том, что после встречи глав Армении и Азербайджана в швейцарском Давосе армянская сторона взяла небольшой тайм-аут в переговорном процессе, и как минимум временно отказалась на нынешнем этапе реализовывать так называемый План Болтона, который во многом повторял пункты поэтапного плана, согласованного ещё с Левоном Тер-Петросяном.

Официальный Баку дал Еревану время подумать, именно этим и было обусловлено то, что более 130 дней не было жертв на границе. Однако, судя по всему, в Азербайджане решили активизировать давление на Пашиняна в преддверии переговоров глав внешнеполитических ведомств Армении и Азербайджана.

И снова Джон Болтон

Советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон в среду заявил о намерении встретиться с министрами иностранных дел Армении и Азербайджана.

"С НЕТЕРПЕНИЕМ жду встреч в конце этой недели с министрами иностранных дел Армении и Азербайджана, чтобы способствовать продолжению диалога между ними", - написал он в своем микроблоге Twitter. Болтон добавил, что Соединенные Штаты готовы содействовать в продвижении мира в регионе.

Джон Болтон, как и глава администрации президента Азербайджана, не относится к числу чиновников, которые говорят только для того, чтобы что-то сказать. И в этом кроется опасность, что раз советник американского президента говорит о том, что США готовы содействовать в продвижении мира в регионе, то это может означать, что армянская сторона готова вернуться к диалогу в рамках проекта Плана Болтона.

Сложные механизмы государства и общества

Любое государство и общество обладают своей спецификой, своими особенностями. Эти особенности бывают обусловлены разными факторами - от исторических до географических и климатических.

ОДНОЙ из важных особенностей армянской государственности является наличие карабахского конфликта. И если для некоторых сил он воспринимается как фактор, сдерживающий развитие, то в действительности он должен быть фактором, стимулирующим его, и заставляющим нас развиваться удвоенными темпами, опережающими развитие враждебно настроенного соседа.

Имея под боком государство, которое ставит своей целью твое уничтожение и захват твоих земель, ты обязан иметь развитую, открытую, рыночную и конкурентоспособную экономику, продвинутые демократические институты и практики, прогрессивную образовательную систему. Такую систему, которая будет способна выпускать в мир подготовленных экспертов, которые не только будут соответствовать требованиям армянского государства, но и своими компетенциями и навыками смогут быть полезны в любой точке мира, чем мы сможем усилить фактор армянской диаспоры и, тем самым, в итоге помочь и своему государству.

Армения на воинственные и откровенно фашистские заявления и политику Азербайджана должна ответить модернизацией экономики и улучшением демографической ситуации в стране. Развитием военно-промышленного комплекса до стадии максимальной самодостаточности и полного закрытого цикла производства оружия.

Карабахский конфликт - это ключ к успеху и развитию нашего государства. Не хочу приводить пример Израиля, так как он многократно приводился иными авторами, однако реальность такова, что еврейское государство демонстрирует лучший путь развития при наличии воинственных соседей. Развития, при котором ты готов в любой момент совершить действия, направленные на принуждение к миру противника. При этом армия в таком государстве должна выступать как в качестве одного из локомотивов экономического развития (как крупнейший потребитель), так и основным заказчиком научной деятельности.

Как только в Армении придет к власти политическая сила, которая понимает вышесказанное и имеет четкий путь реализации данной концепции, мы сможем вывести государство на новый уровень развития. Справедливости ради нужно отметить, что у действующей власти ещё есть шанс осуществить это, а не идти по "Плану Болтона" или повторять ошибки Тер-Петросяна.

Бениамин МАТЕВОСЯН, политолог, Новости-Армения

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ