Последние новости

РОССИЙСКО-ТУРЕЦКОЕ КИНО: ВАРИАНТЫ СЦЕНАРИЕВ

Вы помните, с какого момента Рассел Кроу перестает быть для огромного числа своих поклонников благородным Максимусом из "Гладиатора" или гением-стоиком Джо Нэшем из "Игр разума" и превращается в недоразумение от киноискусства? Верно, после одиозного "Искателя воды" - "The water diviner", переименованного зрителем в "The Turkish diviner". Того самого фильма о битве при Галлиполи, в котором, inter alia, турки предстают жертвами греков и армян. Фильма, о котором, к примеру, "Horizon Weekly", цитируя письма возмущенных зрителей, писал, что он "оскорбляет достоинство потомков переживших геноцид армян и греков, … искажает историю и служит единственной цели – успокоить Турцию и позволить ей продолжать отрицать Геноцид". Фильм, анонсированный как историческая драма, вызывает недоумение у любого мало-мальски образованного человека, знающего хотя бы азы истории. Сложно сказать, чем руководствовался австралиец Рассел Кроу, представляя в своей картине сугубо османский взгляд на Дарданелльскую операцию, в которой Австралия, кстати, потеряла десять тысяч молодых жизней... "Искатель воды" - совместный австралийско-американо-турецкий фильм.

НА ДНЯХ РОССИЯ И ТУРЦИЯ тоже договорились снять совместный художественный фильм, и не о чем-нибудь, а о дипломатических отношениях между двумя странами. На переговорах о сотрудничестве деятелей искусства во время Российско-турецкого форума общественности турецкая сторона, в лице главного редактора международных новостных каналов ТРК Турции Сердара Карагеза, выразила готовность поддержать проект финансово и технически. А генеральный директор "Ленфильма" Эдуард Пичугин взялся написать "интересные сценарии" для картины.

Осталось совсем ничего - нащупать положительный сегмент общей истории. Крым? Турецкий поход на Астрахань? Русско-турецкие войны за контроль над Северным Причерноморьем или Кавказом? Или за право покровительства России христианским народам Османской империи и, в конечном итоге, за их освобождение? Сотни тысяч русских воинов, оставшихся на османской земле: за каждой судьбой - история отношений двух стран? А, может, что-то из совсем недавнего – убийство в Турции посла России Андрея Карлова, сбитые российские самолеты? Необходимо ведь найти хоть что-то позитивное, если, конечно, Пичугин не собирается идти по стопам Рассела Кроу и топорно искажать историю. Действительно сложная задача. Тогда, может, отойти от масштабного замысла и "просто рассказать увлекательную историю" - рецепт успешной картины, предложенный одним из столпов Голливуда.

У меня есть такая история - в силу того, что я принадлежу к этносу, серьезно маркирующему целые вехи российско-турецких отношений. Это турецко-российская история моих армянских предков. Например, прабабушки Мари, в младенчестве, вместе с двумя малолетними сестрами, избежавшей ятагана, но отправленной в лодке на верную смерть в открытое море, чудом спасенной и построившей жизнь в России. Вот вам российская часть истории – ее можно снять на Черноморском побережье Краснодарского края. Еще одной сестре и брату моей прабабушки повезло куда меньше. Мы не знаем, что с ними случилось на турецком берегу. Но для мастеров писать "интересные сценарии" есть несколько реалистичных опций - дети были убиты, обращены в ислам и воспитаны в курдских семьях, спасены какой-нибудь миссией и выросли в детском доме где-нибудь на Ближнем Востоке. Это турецкая часть истории - ее можно отснять в районе Трабзона. В общем, отличный материал для сценария, который не оставит равнодушным, если подойти к нему профессионально.

ВОПРОС ЛИШЬ В ТОМ, согласится ли турецкая сторона финансировать правдивые истории. Или, как и в фильме о Галлиполи, жертвы и палачи поменяются местами? Натуру для последнего варианта режиссеру и искать не придется – турецкие коллеги покажут ему установленный в Игдыре "памятник жертвам геноцида – туркам, убитым армянами"…

Сегодняшняя Турция под видом гуманитарных программ готова финансировать любой националистический неоосманский проект – от установления памятников "османским шехидам" на территории России (мы писали об этом) до программ по тюркологии в российских федеральных ВУЗах (можно представить себе подобную "академическую тюркологию"!). Благо, в релевантных российских структурах пока находятся люди, понимающие цену подобного "бесплатного сыра". Найдутся ли такие же мыслящие персоны в российском кинематографе? Или нас ждет Галлиполи по-русски?

Виктория АРАКЕЛОВА, профессор, Институт востоковедения Российско-Армянского университета, г. Ереван
            ИА Еркрамас

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ