Последние новости

ДАЖЕ ПОЖАР - ПОВОД ДЛЯ ЗЛОРАДСТВА

Более века назад поэт всех армян Ованес Туманян писал в своем эссе "Огорченный народ": "Обычно, констатируя существование той или иной болезни, люди считают себя здоровыми и объявляют больными других. Каждый самого себя считает не злобным, не льстивым, не злоречивым, не лживым, не интриганом - все эти качества вообще-то существуют, но только не в нем самом! Однако этому не следует верить. И в отношении всех нас верно лишь одно: все мы страдаем тяжелым моральным недугом… Есть у нас своя печать. Десятки лет применяются в ней поношение, клевета, ложь, злорадство, лесть…"

Этим строкам 110 лет, а в нашей сегодняшней действительности они звучат едва ли не более пронзительно, чем тогда, когда были написаны.

НА ДНЯХ СЛУЧИЛАСЬ БЕДА - крупный пожар в торговом центре "Малатия Молл". Пострадали 10 человек - дело дошло до госпитализации, уничтожены товары на территории в 27 тыс. кв. м, причинен серьезный материальный ущерб. На месте работали в общей сложности 434 пожарных спасателя (19 боевых расчетов), две пожарные автолестницы, группа быстрого реагирования Наццентра кризисного реагирования, два КАМАЗа Армяно-российского центра гуманитарного реагирования.

Огонь потушили - осадок остался. Как подтверждение того, что мы воочию наблюдаем уже на протяжении целого года, - тяжелого морального недуга общества.

Беда произошла в нашем с вами родном городе - какие тут могут быть поводы для поношения и злорадства?! Единственная нормальная, человеческая реакция - сочувствие пострадавшим и благодарность тем, кто, рискуя жизнью, выполнил свой профессиональный долг и потушил огонь.

Однако волна злобного удовлетворения, захлестнувшая, в частности, соцсети, продемонстрировала, что может быть иной подход. Тот факт, что владельцем сгоревшего здания является Самвел Алексанян - предприниматель-олигарх, "осколок бывшего режима", бывший республиканец и т.д., вызвал столь неадекватную реакцию, вплоть до издевательств и откровенного веселья, что просто диву даешься. Веселые "смайлики", комментарии в духе "давайте подкинем Алексаняну несколько копеек, он, бедный, видно, остался ни с чем", "от его миллионов не убудет, это лишь капля в океане", "так ему и надо" и т.д. в сочетании со сводками о ситуации на месте пожара и информацией о потерпевших это выглядит, согласитесь, полной морально-нравственной деградацией.

МОЖНО НЕ ЛЮБИТЬ того или иного человека, можно его ненавидеть, но радоваться общей беде, произошедшей в твоем родном городе, с твоими соотечественниками, радоваться огню, уничтожающему здание в родном городе, - это за гранью. Почему же мы до сих пор ужасаемся, когда вспоминаем, как ликовали азербайджанцы, поздравляя армян с разрушительным Спитакским землетрясением? То хотя бы враги, а здесь свои же… И дело не в масштабе беды, а в качестве человека и общества, восприятии и реакции. Злоба, она и есть злоба, так же, как расчеловечивание и есть расчеловечание, а проявляется это в большом или малом - уже детали.

Конечно, в связи с пожаром не обошлось и без очередного наезда на "контру", дескать, вдохновленная историческим опытом контрреволюции, действовавшей аналогичными методами в пору Октябрьской революции, "черные" решили идти проторенной дорогой, устроив пожар в отдельно взятом столичном торговом центре. Что уже просто откровенная глупость. Увы, она имеет место быть и подогревает общественное противостояние, которое продолжает усугубляться. Вышеупомянутый пример - только один из многих.

Кажется, общество должно было извлечь уроки из событий годичной давности, когда в приступе революционного экстаза одни вешали траурные ленты по живым людям, а другие этим восторгались, одни травили детей в соцсетях, а другие поддерживали травлю, одни оскорбляли женщин, а другие над этим смеялись. Обычно после таких выплесков злобы и  ненависти общество по происшествии определенного промежутка времени, приходит в себя и осознает: это путь в никуда. Но то ли время не пришло, то ли болезнь слишком усугубилась - осознания как не было, так и нет.

"ЕСЛИ МЫ ОБЛАДАЕМ национальной мудростью, душевным мужеством и здоровой интуицией, то не должны закрывать на все это глаза и не осознавать того, что духовно наш человек основательно испорчен. Первое условие борьбы с недугом, главное условие выздоровления - в том, чтобы мы в собственной душе и перед всем миром признались в нашем несчастье. И тогда за пробуждением спасительного самосознания последует высокое стремление к самоусовершенствованию и благородным деяниям.

Иного пути нет. Истинное спасение должно прийти изнутри, ибо мы больны изнутри". Ованес Туманян, то же эссе "Огорченный народ", 1910 год.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ