Последние новости

КТО СТОИТ ЗА "ЦВЕТНЫМИ СОБЫТИЯМИ" В ГОНКОНГЕ

"Ударной силой "гибридных войн" являются информационно-психологические операции, разработанные в мозговых центрах США", - говорит в интервью "ГА" директор Института сетевых исследований Гагик ТЕР-АРУТЮНЯНЦ.

- В Гонконге разгорается пожар массовых демонстраций, который уже называют "революцией черных масок". 2 сентября активисты устроили транспортный хаос, препятствовали движению поездов метрополитена, что привело к серьезным сбоям в работе общественного транспорта. Студенты объявили бойкот, заявив, что не выйдут на занятия после летних каникул, звучат призывы к проведению всеобщей забастовки (не первой). Ранее участники акций протеста заблокировали нескольких трасс в аэропорт, что привело к отмене ряда авиарейсов. Эксперты заявляют, что это крупнейшая волна протестов за десятки лет. Как вы охарактеризуете происходящее?

- Уже довольно долгое время на экранах телевизоров можно наблюдать, как по улицам Гонконга шагают толпы людей или же просто стоят или сидят, но во всех случаях что-то выкрикивают и раздают бумажки, тем самым послушно выполняя инструкции, разработанные в англо-американских спецслужбах и транснациональных неправительственных организациях. Сегодня мало у кого возникают сомнения, что в этом городе происходит очередная попытка совершить "цветную революцию". Предыдущая попытка, так называемая революция зонтиков, была в 2014 году. Поводом же для нынешних беспорядков послужила инициатива местных властей об экстрадиции опасных преступников в материковый Китай. Казалось бы, против преступности надо бороться, дело полезное, и здесь ничего страшного. Тем более что глава местной администрации Кэрри Лам отменила свое распоряжение об экстрадиции. Однако "процесс пошел", так как для кураторов "цветных революций" годится любой повод.

- То есть все заранее спланировано?

          Директор Института сетевых исследований Гагик ТЕР-АРУТЮНЯНЦ- О том, что спланировано, свидетельствует хотя бы тот факт, что еще весной этого года организация "Стратфор" анонсировала "цветные события" в Китае. Нелишне отметить, что тогда же известный американский "мозговой центр" - корпорация RAND спрогнозировала "цветную революцию" в России. И по этому поводу стоит вспомнить недавние попытки организовать волнения в Москве в связи с выборами. Очевидно, что подобного рода публикации на тему "цветных революций" также являются элементом информационного и психологического давления на общества конкретных стран, ведь таким образом подчеркивается неизбежность "революционных" развитий. Однако следует отметить, что в Китае не ждут этих "революций" сложа руки: еще в 2004 году по распоряжению руководства КНР была создана специальная комиссия по изучению "цветных революций". Так что соответствующие организационные выводы сделаны, и авантюра в Гонконге обречена.

- В армянских СМИ практически нет информации по событиям в Гонконге. Почему так?

- Действительно, комментарии крайне скупые, что, пожалуй, естественно, так как нам "своей революции" более чем достаточно. Однако отметим, что на наших глазах продолжается противостояние, которое началось еще в середине XIX века, когда Британия развязала против Китая "опиумные войны". Эксперты полагают, что именно эти войны положили основы современных информационно-психологических операций. В то же время по сравнению с современными "гибридными операциями" и применяемыми в них "разноцветными революционными" и прочими технологиями "опиумные войны" иногда выглядят весьма невинно. Сегодня же против КНР ведутся деструктивные операции сразу в нескольких направлениях.

Военные. США собираются разместить в Юго-Восточной Азии ракеты средней дальности и продолжают вооружать Тайвань: совсем недавно было принято решение о поставке самолетов F-16V на этот остров.

Экономические. Ведутся известные всем нам "торговые войны", когда игнорируя международные правила, объявляются вне закона китайские компании и чуть ли не каждый день вводятся новые санкции против китайских товаров.

Террористические. На всех государственных и международных уровнях поддерживаются уйгурский сепаратизм и экстремизм (кстати, уйгуры "хорошо проявили" себя в сотрудничестве с террористической организацией "Исламское государство" на Ближнем Востоке и, видимо, поэтому заслуживают поощрения).

Информационно-психологические, примером чего является не только разноцветное шоу в Гонконге, но и те широкие кампании в СМИ и социальных сетях, которые сопровождают все действия против КНР.

- Расскажите о предыстории вопроса. Ведь нынешние события в Гонконге имеют корни?

- Конечно, не без этого. Еще во времена "опиумных войн" XIX века британцы захватили Коулунский полуостров, на одном из островов которого, собственно, и расположен одноименный город Гонконг (в переводе - "Благоухающая гавань") с многомиллионным населением. В 1997 году, после длительных переговоров между Великобританией и Китаем, Гонконг наконец был возвращен Китаю в статусе Специального административного района Китайской Народной Республики. Эти переговоры вел лидер КНР, архитектор политики реформ и открытости Дэн Сяопин, который и дал Гонконгу название "Одна страна - две системы".

Известно, что крупный мыслитель Дэн всегда руководствовался принципами китайской философии, согласно которым "стратегия - это захват будущего". В этом контексте отметим, что англичане воспринимали Гонконг как свой форпост в Юго-Восточной Азии и, не исключено, полагали, что такое положение сохранится чуть ли не навсегда. Между тем за годы после возвращения Гонконга Китаю благодаря продуманным реформам того же Дэн Сяопина КНР сделала огромный скачок в своем развитии. Достаточно отметить, что если в том же 1997 году ВВП страны составлял $965,3 млрд, то в 2018 году этот показатель вырос более чем в 12 раз и составил $12,3 трлн. Другими словами, "будущее было захвачено", и для британцев все получилось с точностью до наоборот: Гонконг, который также за эти годы гармонично развивался, стал форпостом КНР по отношению к другим странам, в том числе и для Соединенного Королевства и США.

Политическая элита англосаксонского сообщества восприняла подобный стратегический проигрыш весьма болезненно. Однако "гонконгский вопрос" стал лишь частью глобальных развитий XXI века, которые привели к формированию иного миропорядка, в котором центр геополитического и геоэкономического влияния заметно сместился с Запада на Восток, что и привело к концу однополярной эпохи. В однополярном мире США монопольно распоряжались делами всей планеты, что весьма плачевно отразилось на мироустройстве в целом. К примеру, в результате масштабной операции "Арабская весна" были разрушены целые государства и вместо них посредством манипуляционных технологий были созданы террористические организации, в том числе "Исламское государство".

- Не говоря о человеческих потерях... Более миллиона погибли, более десяти миллионов переселились.

- Так и есть. А еще примечательно, что создание "Исламского государства" преследовало также цель дискредитировать эту мировую религию. Такого типа войны получили название "гибридных", под которыми подразумевается комплексное использование военных и невоенных методов (экономических, дипломатических, информационно-психологических и т.д.). При этом ударной силой "гибридных войн" являются именно информационно-психологические операции, идеология и методика которых разработаны в мозговых центрах США, в частности, известной корпорацией RAND. В качестве иллюстрации отмечу некоторые концепты этих разработок, касающиеся цивилизационной ориентации обществ. Первый: формирование безнравственной атмосферы в обществе противника и развитие негативного отношения к собственному культурному наследию. Второй: внедрение посредством манипуляционных технологий собственного культурного "кода" в сознание общества противника. Третий: манипуляция общественным сознанием и цивилизационной ориентацией общества страны с целью создания политического напряжения и хаоса. Очевидно, что манипуляции в контексте деформации цивилизационного и культурного кода общества в полной мере относятся к развитиям в Гонконге, где фактически пытаются разобщить целостность одного и того же этноса. В этом контексте можно вспомнить также и Тайвань.

Вместе с тем многое свидетельствует о том, что в современных "гибридных реалиях" некоторые страны начали сознавать, что без объединения противостоять экспансионистским планам США и возглавляемому ими НАТО (военные расходы которых составляют более $1трлн, то есть больше половины мировых) будет крайне трудно. В результате родились интеграционные проекты, реализация которых в конечном счете может качественно изменить глобальную ситуацию.

- Вы имеете в виду интеграцию в рамках евразийского пространства?

- Сегодня лидеры России и Китая, да и других стран, часто в своих выступлениях употребляют термин "Большая Евразия". Вспомним, что на этом нашем континенте, площадь которого 53,6 млн кв. км, в 99 странах (50 из них - европейские) проживает более 5 млрд человек (70% населения планеты). После распада СССР, влияние которого в зените своего могущества простиралось от Берлина до Пекина, в этом огромном пространстве интегрированным содружеством оставался лишь ЕС. Однако с начала XXI века, с установлением мультиполярности и "сдвига на Восток", возникли новые и весьма перспективные интеграционные проекты. Из них особого внимания заслуживают китайские инициативы "Один путь, один пояс" и "Шанхайская организация сотрудничества". Конечно же, важнейшим интеграционным фактором является и российская инициатива "Евразийский экономический союз". В итоге, по мнению экспертов, могут сформироваться конструктивные отношения по линии Пекин - Москва - Брюссель. Это в свою очередь посодействует налаживанию сбалансированного диалога с Вашингтоном, что, возможно, снизит турбулентность нынешних "гибридных реалий"…

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ