БИТВА ЗА ДЕТЕЙ
"Такое впечатление, что ставится цель закрыть госучреждения любой ценой", - констатирует в интервью "ГА" координатор инициативы "Армянские матери во имя семьи" и член ОО "Адеквад" Армине СААКЯН.
- Поступает информация о том, что Министерство труда и социальных вопросов РА, выступив с предложением ликвидировать интернаты для детей, немедленно приступило к реализации этой программы с ювенальным душком. Расскажите, что происходит сегодня.
- Вы правы. Реализация идет в ускоренном режиме, и интернат в Бюрегаване уже закрыт, насколько мне известно. Самое интересное, что обещанные дневные центры ухода, как и помощь семьям, еще никто в глаза не видел. Странно пытаться ликвидировать одно, не создав и не обеспечив для начала другого. К чему такая спешка, кроме того, зачем передавать полномочия помощи семьям иностранным организациям? Для меня это до сих пор непонятно.
Если государство не имеет достаточного бюджета, то насколько вообще целесообразно начинать этот процесс? Можно было провести небольшие реформы в самих госучреждениях, и тогда ни работники не потеряли бы своего места, ни дети не подвергались бы стрессу и были в безопасности и под контролем государства. Потому что, как выяснилось, более 20 детей не могут быть возвращены в семьи по различным причинам. Что с ними будет в дальнейшем, тоже пока не известно. Непонятно также, как будут проживать те дети, которые, по мнению созданной комиссии (состоящей из сотрудников различных фондов и организаций), должны вернуться домой.
Например, одна из таких семей проживает в однокомнатной квартире, в семье 7 человек. Единственное, что было предложено этой семье на данный момент, - двухъярусная кровать. И таких случаев достаточно много. Это дает основание думать, что в результате спешки оценка положения семей проводится поверхностно, не отвечая реальным нуждам семей и анонсированным условиям более комфортного проживания детей.
- Как реагируют родители детей? Я так понимаю, их на добровольно-принудительной основе заставляют забирать детей из интернатов. Дескать, не заберете - не получите помощи.
- Да, я получаю весьма тревожные сообщения о том, что родителям предлагается следующее: или вы забираете ребенка из интерната сейчас и получаете помощь, или в декабре интернат все равно закроется и вы не получите ничего. На мой взгляд, весьма странное предложение для тех, кто хочет помочь семьям. При этом, раз уж так называемую помощь оказывают иностранные организации, а не государство, надо полагать, с каждым родителем должен заключаться договор, дабы была уверенность в том, что эту самую помощь они получат. А их детей в отсутствие государственной альтернативы в виде интернатов не заберут в фостерные семьи или центры под контролем иностранных организаций, если они окажутся в сложной жизненной ситуации, как написано в решении правительства.
- Есть ли в интернатах дети, которые находятся там потому, что родители работают, скажем, в ночную смену? Не означает ли закрытие интернатов, что родителям с подобным режимом работы придется фактически отказаться от нее (не оставишь же ребенка одного ночью) и либо искать другую работу, либо пополнить ряды безработных? А как тогда содержать семью? Вообще это актуальный фактор, как вы считаете?
- Очень актуальный. Одни родители работают в ночную смену, есть и те, кто работает в других областях, на сезонных работах или в столице. Они знают, что в интернате их дети одеты, обуты и накормлены, не шатаются по улицам, а значит, находятся в безопасности и, главное, учатся. Никто не отдает ребенка в интернат, если нет крайней нужды. Некоторые не могут работать по состоянию здоровья. Есть ли программы помощи родителям в трудоустройстве или медицинском обслуживании, тоже непонятно. Единственное, что было обещано, - поставить их на учет на бирже труда. Но все мы прекрасно понимаем, что с работой в стране напряженно и обеспечить работой не только родителей, но и сотрудников самих интернатов, будет непросто даже при большом желании.
Например, родители, чьи дети являются воспитанниками Ереванской спецшколы N16, в беседе говорили, что им придется уйти с работы, если школа закроется. Это чрезвычайно острый вопрос, и мне, честно говоря, подобный халатный подход к ситуации десятков семей непонятен.
- Просматриваются ли уже последствия шагов министерства, в чем эти последствия выражаются?
- Дело в том, что сама логика столь скоропалительно организованного процесса вызывает недоумение. Такое впечатление, что ставится цель любой ценой закрыть госучреждения. Однако если взглянуть в этом контексте на мировую практику, то становится очевидно, что установление института фостерных семей, закрытие государственных учреждений, или, как любят говорить чиновники, деинституализация, и даже частично передаваемый в частный сектор (общественным организациям, фондам и т.д.) контроль приводят к нежелательным последствиям, например, к незаконным изъятиям детей из семей. Или как было в Италии - к принуждению детей давать против своих родителей показания путем манипуляции детским сознанием и психикой.
Мы уже видели в одном из отечественных видеороликов на эту тему, как ребенку предлагают обеспеченную жизнь и айфон, только в другом месте, не в собственной семье, не с мамой. Не секрет, что семья и дети, скажем так, стратегический ресурс для любого государства, а армянского тем более. Какая гарантия, что, избавившись от государственного контроля, все эти организации, якобы призванные помогать семьям, не будут действовать по указке спонсирующих их фондов? Например, если открыть список партнеров World Vision, то в первой строчке увидим Global Fund. Дальше находим наш регион, и в списках руководителей этого фонда видим представителя фонда Гейдара Алиева Солтана Маммадова. Есть ли у нас гарантии, что азербайджанские деньги тут ни при чем? Или будут ни при чем, когда процесс деинституализации завершится? Вопросов больше, чем ответов.
- Что вы собираетесь делать дальше?
- Очевидно, что каждый ребенок должен расти в спокойной и теплой атмосфере. Лучше всего, когда он растет в своей семье. Родную семью ничего и никто не заменит. Однако в нашей стране, в условиях 30%-ной бедности, подходы к решению подобных проблем должны быть иными. Еще раз повторюсь: никто не отдает своего ребенка в интернат потому, что ему так хочется. Исключение – законченные маргиналы, но их единицы. В основном люди нуждаются в поддержке государства, потому что только государство имеет право влиять на судьбы семей.
Мы будем отстаивать эту позицию. Государственные учреждения должны быть реформированы - начиная от ремонта и заканчивая оказываемыми услугами. Возможно организовать те же центры дневного ухода в самих интернатах. При этом детей, нуждающихся в круглосуточном уходе, тоже нельзя оставлять вне государственной системы защиты. Государство отвечает перед обществом за свои действия, а перед кем несут ответственность иностранные организации и фонды? Как должен осуществляться контроль за их деятельностью со стороны общества?
Перед кем, например, будет отчитываться организация "Женский ресурсный центр", руководитель которой занимается пропагандой феминизма, продвижением особых прав ЛГБТ-сообщества, миротворчеством с Азербайджаном? К тому же данная организация входит в армянскую сеть по защите детей. У вас не возникает подобных вопросов? Вот и у нас, и у родителей они возникают…
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-28 09:24
«Какими бы ни были реальные последствия обвинений и ордеров МУС для Израиля, — это сильнейший удар как по его руководству, так и международному авторитету, даже ближайшие союзники Израиля заявили, что арестуют Нетаньяху и Галанта, когда они ступят на их территорию» - отмечает в интервью «ГА» доктор политических наук, военный историк Армен АЙВАЗЯН.
-
2024-11-27 09:31
Армения не будет участвовать в мероприятиях ОДКБ в Астане 28 ноября, однако Ереван не возражает против того, чтобы запланированные документы на этих заседаниях были приняты, - сообщил постпред России при ОДКБ Виктор Васильев.
-
2024-11-26 10:29
«Новые назначенцы отмечены тем, что преимущественно окончили западные учебные заведения и ничего не смыслят в вверенных им сферах», - говорит в интервью «ГА» военно-политический аналитик Айк НАГАПЕТЯН.
-
2024-11-23 10:12
Международный уголовный суд (МУС) выдал ордеры на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и бывшего министра обороны страны Йоава Галанта, обвинив их в "военных преступлениях и преступлениях против человечности, совершённых в период с 8 октября 2023 года и как минимум до 20 мая 2024 года в отношении палестинских жителей Газы".