Последние новости

САРЕ: ПРИГЛАШЕНИЕ К ИГРЕ

У Гофмана мастер Дроссельмайер создавал игрушки настолько волшебные, что они сами приглашали, вовлекали - не могли не вовлекать - в игру, в сказку. Вот так за границу обыденного хода вещей стремится и маленькая и забавная фигурка героического протагониста с живописных полотен Евгении САРКИСЯН. Уже и не припомнишь другого такого вернисажа, когда в академичной, без перформансов, строгой развеске картин был бы настолько задействован зрелищно-действенный принцип театра и кино, делающий зрителя соучастником веселого и фантасмагорического представления.

 САРЕ: ПРИГЛАШЕНИЕ К ИГРЕ"НИКАКИХ заложенных мыслей здесь нет, я работаю совершенно интуитивно. Работаю все время, если есть возможность работать. Каждый лечится как может ", - говорит художник. И это не попытка эскапизма. Просто, коль скоро человека не переделаешь, а назидательность не твоя тема в искусстве, лучше открывать жизнь  для себя и для других как обаятельную, блестящую и радостную игру, смаковать сочное художническое лицедейство.

Евгения Саркисян, она же Саре, позиционируется как французский художник армянского происхождения. Хотя в Париже она обосновалась лишь в 1991 году. До этого были детство и юность в Ереване - с периодическими посещениями французской столицы, где работали родители, и годы учебы в нашем Художественно-театральном институте - на сценографа. И дипломная работа на сцене Русского театра им. Станиславского, "Двенадцатая ночь" Шекспира, где по сцене лихо ездили какие-то тумбы с рулями и трепещущими ветрилами, и это было внове почти до экзотики. И были еще десятки спектаклей и фильмов. А потом - отъезд и уход. Уход из театра и кино. "Потому что мне осточертело коллективное творчество, - мотивирует свой отказ Евгения Саркисян. - Когда результат твоей работы зависит от очень многих людей - от режиссера, от пьесы, рабочих, осветителей, оно мне надо?"

Наверное, не надо. Ведь Саре сама срежиссировала свой стиль - необычайно искусный, изобретательный, даже занимательный в деталях. У искусствоведов такая живопись проходит под знаком фигуративного искусства и гротеска, но вообще-то Евгения Саркисян - "пассеист", от французского "прошлое". Абсолютно живое ощущение прошлого, истинное владение культурой даются ей поразительно легко. Ведь Саре заметила то, что пролетели, мчась на нынешних скоростях, авангардисты и концептуалисты.

 САРЕ: ПРИГЛАШЕНИЕ К ИГРЕЧЕЛОВЕК САРЕ - это персонаж маскарада, а мир можно воспринимать как музей и как спектакль. И, казалось бы, избыточно живописный и неконструктивный стиль Евгении Саркисян оказался неповторимым. Ее персонажи с непременно длинными носами и трогательно опущенными уголками глаз в родстве с персонажами Брейгеля, а все эти милые крысули, странные птички и цветочки - словно привет из "Сада наслаждений" Босха. Вот только в них нет трагизма и Апокалипсиса, в них есть лиризм и юмор, аранжированный в барокко. Из скрытой энергии этой изящнейшей и зрелищной стильности возникает неожиданное ощущение человечного, все еще и почти неуместно человечного искусства.

У работ Евгении Саркисян есть и второй план восприятия. Пережив "приглашение к радости", их хочется рассматривать долго и подробно. Рассматривать полотна, на которых на равных правах выражают себя дар живописца и дар графика. Рассматривать словно гобеленом затканный фон, острый, быстрый, блестящий, прихотливый рисунок и красочный слой, который кажется нерукотворным. И в этом тоже есть ощущение - чисто эллинское ощущение искусства как героического ремесла, художества как рукотворной вещи.

"Ремесло я очень уважаю! Уважаю материал, поверхность, кисти, разве что сама не растираю свои краски - глупо, да? - улыбается художница. - Вот скоро собираюсь отметить "открытие" офортного станка. Купила я его подержанным и в очень плохом состоянии. Весь грязный, заляпанный маслом - были сомнения, смогу ли я привести его в порядок? Теперь как новенький! Мы решили назвать его Фениксом. Ведь в этом плане уже триста-четыреста лет ничто не меняется, все эти гравюры Рембрандта и Дюрера, которыми мы восхищаемся… Это было напечатано на абсолютно таком же станке. И это гениально!"

Говорят, художника губят нереализованные проекты. Евгении Саркисян это не грозит, она работает много и интенсивно, много выставляется. Париж, Тулуза, Монпелье, Труа, Люксембург, Вена, города Канады - вот география, в которой поселились ее работы в галереях и частных коллекциях. А для того, чтобы вписаться в европейский художнический контекст, одного таланта мало. Надо еще никогда ничего не просить - особенно у тех, кто сильнее тебя, как завещал Булгаков.

"В ПАРИЖЕ на площади Вогезов была очень хорошая галерея, с которой я работала 15 лет, - рассказывает Саре. - Как-то туда приходит парень с портфолио: я художник, посмотрите мои работы, пожалуйста… Это сейчас можно дать визитку, чтобы на сайте посмотрели, а тогда все чинно, даже переплетали от руки… Парень ушел, а хозяйка галереи, не глядя, выкинула папку в корзину. Ну я: "Как ты можешь, хотя бы посмотри, элементарное любопытство!" Она заявила, что такой темы для любопытства у нее 50 штук в день. Это при том, что галерейщики все время жалуются, что дело вымирает, что художники сами продают работы через интернет. После этого я твердо поняла, что единственная возможность работать нормально, - это всеми способами (слава богу, сегодня это очень доступно) визуализировать то, что ты делаешь. Галерейщику, видимо, очень важно сознание, что это он тебя нашел и открыл. Так что все галереи, с которыми я работаю в разных странах, меня находят".

Выставка в Ереване состоялась в галерее Зары Мурадян, и это не выбор галерейщика, а наши дружеские связи. По такому же принципу работы Саре перекочуют в галерею "Арт-аквариум" Российско-Армянского (Славянского) университета, где в понедельник откроется вернисаж.

Нос гоголевского майора Ковалева разъезжал в карете по Петербургу, нагнетая ужасти. Нос ростановского Сирано де Бержерака был грубым довеском к его тонкой, прекрасной, героической душе. Нос гауфовского Карлика-носа был наказанием и отпал, когда герой стал на путь истинный. Носы персонажей Саре были, есть и пребудут вовеки. Ведь это не главное. Главное - человечное и культурное в человеке.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ГРАФИНЯ КАЗАРНОВСКАЯ И НАША "ОБОЧИНА"
      2019-11-20 13:23
      336

      В многообразной программе  прошедшей в начале месяца XIII ассамблеи "Русского мира"  ее гостям был показан спектакль "Пушкиниана. Любовь и карты"  Ярославского Государственного академического театра им. Ф. Волкова - дивное зрелище с участием оперной дивы.  Он стал не просто подарком для тех, кто любит театр, - он навел на многие мысли, местами невеселые.

    • "АРМЯНЕ ПО ПРАВУ ГОРДЯТСЯ СВОИМИ ГЕРОЯМИ!"
      2019-11-11 13:37
      1024

      "Выставка, которую мы сегодня открываем, является конкретным, важным вкладом в противостояние  тем,  кто сегодня стремится переписать историю, исказить правду о войне. Вечная память героям,  низкий поклон ветеранам!" - такими словами закончил свою речь министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров. 

    • "ЗВОНАРИ" ВЕЛИКОЙ КУЛЬТУРЫ
      2019-11-08 11:41
      1272

      … У звонарей Успенского собора Ярославля была, можно сказать, сложная партитура.  Голоса колоколов сливались, по-над Волгой уходили в небо, прекрасные и величественные, становились тем самым колоколом на башне вечевой… Со 2 по 5 ноября в Ярославле прошла XIII Ассамблея "Русского мира" под знаком памяти и славы, под знаком русского языка и великой русской культуры.

    • КУЛЬТУРА – ПЕРЕФОРМАТИРОВАНИЕ ПРИОРИТЕТОВ
      2019-11-01 11:00
      1506

      Форум деятелей культуры в Агверане, инициированный Министерством НОКС, и последовавшая за ним пресс-конференция замминистра по вопросам современной культуры позволили вполне внятно представить перспективы нарисовавшейся культурной политики. И хотя мы постоянно имеем возможность убеждаться, что ото рта до ложки  - от прекраснодушных заявлений до их реализации  - длинная дорожка, какие-никакие выводы о том, куда собираются направлять культуру, делать можно.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ЗАБЫТАЯ ХУДОЖНИЦА ВАРДИТЕР КАРАПЕТЯН
      2019-11-18 15:55
      946

      В столичной галерее "Саркис Мурадян" открылась выставка работ армянской художницы Вардитер Карапетян. Экспозиция приурочена к двум событиям: 5-летнему юбилею галереи и ее новому проекту по возрождению имен и творчества талантливых армянских художников, забытых временем. Среди них и Вардитер Карапетян, известная в советском изобразительном искусстве и практически напрочь забытая в независимой Армении.

    • В Москве открылась выставка работ армянского художника Николая Карахана
      2019-11-12 11:47
      295

      В Государственном музее Востока в Москве открылась выставка работ армянского художника, одного из ярчайших живописцев Узбекистана Николая Карахана из коллекции Олега Колосова. Она приурочена к 120-летию со дня рождения художника.

    • "АРМЯНЕ ПО ПРАВУ ГОРДЯТСЯ СВОИМИ ГЕРОЯМИ!"
      2019-11-11 13:37
      1024

      "Выставка, которую мы сегодня открываем, является конкретным, важным вкладом в противостояние  тем,  кто сегодня стремится переписать историю, исказить правду о войне. Вечная память героям,  низкий поклон ветеранам!" - такими словами закончил свою речь министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров. 

    • К 75-летию Победы в Армении открывается выставка «Цветы – бойцам»
      2019-11-07 11:38
      316

      С 12 ноября в Национальной галерее Армении будет действовать выставка «Цветы – бойцам» – в преддверии 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.