Последние новости

БЕЗ УМНЫХ НЕ ОБОЙТИСЬ

В интервью "ГА" президент компании АДКАРС Саргис ГЕВОРГЯН говорит о системе образования Армении и необходимости ее преобразования.

- Г-н Геворгян, компания Адкарс, которую вы возглавляете, занимается высокотехнологичными стартапами, пытается способствовать созданию современной экономики в нашей стране. Как вы считаете, система образования Армении соответствует этим задачам?

- Разумеется, многое зависит от самого обучаемого, человек, который хочет учиться, овладеть знаниями получит их в даже в самых неблагоприятных условиях. Но вся атмосфера наших вузов, учебный процесс не согласуются с задачами подготовки квалифицированных кадров, способных к построению высокотехнологичной, наукоемкой экономики. В одном из своих интервью бывший ректор ЕГУ сказал, что половина их студентов совершенно не соответствует университетским требованиям, не имеет никаких знаний, но отчислить их невозможно, поскольку за счет их оплаты обеспечивается зарплата преподавателей. В 2009 году я положил это интервью на стол тогдашнему премьеру Тиграну Саркисяну, он прочел его и сказал, что у нас действительно катастрофа с образованием. Но если премьер знает об этом, то почему не принимает никаких мер? Значит правительство такая ситуация устраивает. Она устраивала и прежние правительства, устраивает и нынешнее.

В начале 20-х годов в России, где порядка 80% населения было неграмотным, Луначарский создал систему образования, обеспечивающую динамичное развитие экономики, в течение нескольких десятилетий были созданы передовые отрасли производства, в том числе космическая и ядерная промышленность. Это была самая эффективная система образования в мире, но уже в 1959 году лауреат Нобелевской премии, основатель химической физики академик Николай Семенов писал, что современная система образования уже неэффективна и одной только механической передачи знаний недостаточно, надо учить новое поколение думать. Мнение Семенова поддержали академики Колмогоров, Лившиц и др. Стали появляться первые физико-математические школы, причем, не в системе Министерства просвещения, а в системе Академии наук СССР, поскольку в этих школах работали не обычные учителя, а преподаватели вузов. Но процесс деградации всей советской системы, затронул и эти школы, к 70-80-м годам они превратились просто в школы с углубленным изучением математики, первоначальная идея была выхолощена, как и многое другое в СССР.

 Проблема школы состоит в том, что она сориентирована на ученика со средними способностями. Поэтому учитель, ориентируясь на основной контингент учащихся, тормозит талантливого ученика, который стремится вперед, а остальные за ним не успевают. С другой стороны, неуспевающих третируют ученики и учителя. То есть надо было быть средним, иначе возникнут сложности.

- Как решить эту проблему?

- Нужно индивидуализировать процесс обучения. В ХХI веке это реально, благодаря внедрению новых информационных технологий, использованию искусственного интеллекта.

- Но образование осуществляется в рамках учебных программ, которые действительно рассчитаны на среднего ученика, студента. Наверное, индивидуальный подход скорее приемлем для специальных школ, где учатся дети, имеющие способности и интерес именно к данной области?

- Базовое образование, в которое должны быть включены все науки, обязательно. Оно формирует в человеке комплекс представлений о мире, чувства справедливости, добра, бережное отношение к природе и т.д. Это дают не только науки, но и художественная литература. А уже к 11-12 годам у ребенка начинают проявляться способности к тем или иным предметам. И эти способности надо развивать и максимально использовать. С бумажными технологиями – учебниками, книгами это невозможно. Причем, если раньше более эффективное овладение знаниями в той или иной области было возможно в спецшколе, то сейчас это реально и в общей школе. А современные технологии позволяют обеспечить междисциплинарные связи, что особенно важно сегодня, когда большинство научных исследований осуществляется в рамках междисциплинарных проектов. Нужна совершенно другая школа, другой подход, учитывающий индивидуальные способности и интересы обучаемого. Это и совсем другие классы, рассчитанные на то, что скорость усвоения учебного материала у разных учеников по разным дисциплинам существенно отличается. Такая программа обучения задается электронной системой, которая и ведет обучаемого. При этом нужно обеспечить возможность индивидуального общения с преподавателем.

- А учителя, преподаватели вузов выдержат такую нагрузку?

- Во-первых, широкое внедрение информационных технологий значительно снизит нагрузку на преподавателя, во-вторых, новой школе понадобятся другие учителя - подготовленные к новой форме обучения и индивидуальным контактам с обучаемыми.

- Но ведь все изменения, о которых вы говорите, потребуют больших затрат…

- Разумеется. Образование сфера дорогостоящая. Но такое обучение даст результаты в масштабах всего государства. Общество, которое качественно изменится, будет готово к выполнению задач и решению возникающих проблем высокой сложности. При этом индивидуальный потенциал каждого будет более адекватно и эффективно использован, что в свою очередь снизит уровень разочарования и неудовлетворенности в обществе.

- Индивидуальное обучение будет осуществляться в соответствии с представлениями самого преподавателя или возникнет необходимость в разработке групп программ разной сложности?

- Сейчас нам на помощь приходит искусственный интеллект. Можно создать систему, которая будет подстраиваться под каждого ученика в соответствии с его способностями и интересами. И кто-то это обязательно сделает, если не в Армении, то в США, Китае, в какой-то другой стране… К этому идет система образования. Но это потребует серьезных финансовых вложений.

- Но откуда взять эти деньги?

- Деньги есть, вопрос в их корректной трате. Если огромные деньги тратятся на премии людям, заслуги и достижения которых зачастую сомнительны, то почему не потратить эти средства на образование? Наш бюджет увеличился на 25%, это достаточно серьезная сумма. Но как используются эти деньги?

- Наверное, они тратятся на повышение боеспособности армии…

- В армии действительно многое изменилось к лучшему, но ее бюджет не так сильно увеличился. А разработка той системы образования, о которой идет речь, окажется и коммерчески перспективной, если ее продать.

- Где-нибудь в мире такая система работает?

- Нет. Но эти разработки ведутся. Важно, кто станет первым или войдет в число первых. Это окупится. Такую систему можно разрабатывать и в кооперации с другими странами. Есть большие фонды, которые занимаются системами образования, можно с ними связаться.

- Кто должен проявить инициативу? Министерство, в ведение которого входит и образование?

- Да, но пока я их полезных инициатив не вижу. Например, наша система высшего образования – система тотального самообмана. Вузы делают вид, что готовят специалистов, а студенты – что получают образование. Это элементарное мошенничество, поощряемое государством. Не важно учишься ты или нет – если заплатил деньги, то получишь диплом! Кому нужны такие "специалисты"?! Вуз должен быть научным, технологическим центром, где разрабатываются новые технологии, на основе которых учатся студенты. А в соответствии с все еще принятым у нас подходом студенты получают знания на лекциях. Время меняет задачи и формы обучения. Основной объем знаний студент должен приобретать не во время лекций и формально организованных лабораторных работ, а в процессе технологических и научных исследований, которые должны стать основной частью образовательного процесса. И вуз, который сможет организовать современное обучение, будет получать деньги не от студентов, а от заказчиков кадров и научных исследований. Тогда не будет проблемы, о которой говорил предыдущий ректор ЕГУ.

- Но пока в экономике нашей страны не произойдет радикальных изменений, ни специалистов, ни исследования никто заказывать не будет…

-Тогда ни эти студенты, ни их дипломы не нужны. Нынешний процесс обучения - профанация. На начальном этапе заказчиком должно стать государство. А преподавать в вузах должны действующие ученые, технологи, а не лекторы, которые прочли несколько книг по специальности, подготовили курс и читают его десятками лет. В маленькой стране, подверженной многим угрозам, это недопустимо. Люди получают диплом инженера, учителя, врача, не зная элементарных вещей. Нужно безотлагательно изменить систему образования и систему ее финансирования.

- Но, чтобы государство стало заказчиком, надо иметь четкую программу развития, знать, какие специалисты будут нужны для достижения поставленных целей…

 - Мы действительно не имеем четких задач, цели не сформулированы и, похоже, это мало кого волнует. А отвлеченные разговоры о развитии высоких технологий и наукоемком производстве, не подкрепленные реальными действиями, ничего не стоят. Деградация системы управления в Армении началась еще при Демирчяне, когда перестала работать государственная система управления и сформировалась коррупционная система. Тогда и началась девальвация знаний, деградация системы образования, а вместе с этим и разрушение системы ценностей. Стране, которая живет по коррупционным схемам, специалисты не нужны, там при подборе кадров руководствуются совершенно другими критериями, не нужны и люди с высокими нравственными принципами, они только мешают грабить страну. Образованными, мыслящими и принципиальными управлять трудно. Они не верят популистским обещаниям, легко распознают неблаговидные цели и невыполнимые задачи. Поэтому правители, ставящие перед собой разрушительные задачи, всегда стремились развалить систему образования.

 Надеясь захватить СССР, Гитлер предполагал ввести трехлетнее образование, поскольку рабам, работающим на высшую расу, достаточно уметь читать, писать и считать. К счастью, его планы провалились, но то, что не удалось Гитлеру, с блеском удалось Левону Тер-Петросяну в Армении 90-х годов, когда в сжатые сроки была разрушены все государственные системы и, что имело самые драматические последствия – система образования. И к сожалению, последующие руководители страны продолжили эту политику, она устраивала феодально-криминальный режим, который грабил собственную страну. Если ничего не менять, это будет иметь самые драматические последствия для Армении, снизит ее обороноспособность, лишит перспектив построения современной экономики со всеми вытекающими отсюда последствиями. Пора признать, что без умных не обойтись.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЛИКВИДАЦИЯ НАУКИ ВСЕГО ЛИШЬ ОТЛОЖЕНА
      2024-11-21 09:52

      В интервью "ГА" директор Регионального научно-образовательного математического центра Южного федерального университета (Ростов-на Дону), доктор физ.-мат. наук, главный редактор международного журнала Journal of Mathematical Sciences, профессор Алексей КАРАПЕТЯНЦ комментирует новый проект закона РА об образовании и науке.

    • АРМЕНИЯ ВСЕГДА БЫЛА, ЕСТЬ И БУДЕТ
      2024-11-19 09:31

      В интервью «ГА» преподаватель Российско-Армянского университета, кавказовед, соучредитель научно-образовательной организации «Армянский проект» Карен ИГИТЯН рассказывает о том, как менялась демографическая ситуация в Армении.

    • АРМЯНЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР
      2024-11-15 10:26

      В интервью "ГА" доктор исторических наук, профессор, заведующая отделом востоковедения Института древних рукописей Матенадарана Кристине КОСТИКЯН рассказывает о том, какую роль играли армянские купцы в развитии экономики Ирана в период правления династии Сефевидов.

    • НА ПУТИ К ГЕНОМНОЙ МЕДИЦИНЕ
      2024-11-02 10:13

      В интервью «ГА» директор Армянского института биоинформатики, кандидат биологических наук Лилит НЕРСИСЯН говорит о перспективах развития биоинформатики в Армении.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ