Последние новости

«ЦВЕТНЫЕ» ПЕРЕВОРОТЫ В ТРЕТЬЕЙ РЕСПУБЛИКЕ И ТРАГЕДИЯ «1 МАРТА»

«Сценарий по свержению конституционного строя вполне мог бы реализоваться, если бы не объявление Робертом Кочаряном чрезвычайного положения», - заявил в интервью «ГА» директор Института сетевых исследований Гагик ТЕР-АРУТЮНЯН

- Поговорим об эволюции «цветных переворотов» в Армении – тема, на которой мы остановились в нашей прошлой беседе…

- Теракт в Национальном собрании - первый из серии госпереворотов в Армении был совершен  27 октября 1999 года, когда группа террористов ворвалась в парламент и расстреляла премьер-министра Вазгена Саркисяна, председателя НС Карена Демирчяна. Погибли также вице-спикеры НС Юрий Бахшян и Рубен Мироян, министр Леонард Петросян, депутаты Армен Арменакян, Микаел Котанян и Генрик Абрамян. Данная операция обслуживала сразу несколько взаимосвязанных векторов. Первый - геополитический: необходимо было, как минимум, ослабить союзнические отношения между Россией и Арменией, которые в ту пору находились на самом высоком уровне. Об этом, кстати, косвенно, но весьма красноречиво свидетельствует хотя бы тот факт, что истинные организаторы теракта (есть все основания полагать, что это американские спецслужбы) совершили ошибку и чересчур поспешно бросили в информационный оборот версию о «русском следе» в этом деле. Между тем, во всем СНГ в ту пору трудно было найти более пророссийских деятелей, нежели Роберт Кочарян, Вазген Саркисян и Карен  Демирчян. Характерно, что данная абсурдная версия теракта бытует и по сей день и по каждому удобному случаю озвучивается антироссийскими политиканами. Кстати, по тому же антироссийскому сценарию через четыре года в Грузии была совершена «революция роз», и там американцы действовали более откровенно.

- А второй вектор – внутриполитический?

- Да, второй вектор - внутриполитический: В 1998 г. министр обороны Вазген Саркисян и премьер Роберт Кочарян заставили президента Левона Тер-Петросяна уйти в отставку. Причин на то было более чем достаточно, и это касалось не только длительного  экономического и социального постсоветского «беспредела». Тер-Петросян проводил откровенную антигосударственную линию в вопросах национальной безопасности, что особо проявлялось в его пораженческих подходах к карабахской проблеме. Уже тогда в обществе бытовало достаточно аргументированное мнение, что президент фактически управляется извне недругами Армении.  После внеочередных выборов к власти пришли президент Роберт Кочарян, премьер Вазген Саркисян и спикер парламента Карен Демирчян. Есть все основания полагать, что этот наиболее удачный в истории современной Армении триумвират был сформирован по замыслу Вазгена Саркисяна. Он и Кочарян, будучи военно-политическими лидерами своих стран, во всех отношениях блестяще проявили себя в Карабахской войне и заслуженно пользовались огромнейшим авторитетом в обеих армянских республиках. Весьма мудрым решением был и возврат к власти недавнего лидера советской Армении Демирчяна.

- Это было важно с точки зрения сохранения связи поколений?

- Не только. Карен Серобович обладал  большим организаторским талантом, его уважали, и с ним связывали надежды не только бывшие производственники закрытых уже тогда заводов, но и широкие круги потерявшей свой былой статус интеллигенции. Последние уважали его не только за особое отношение к культуре, великолепное знание классической музыки и литературы, но и, быть может в первую очередь, из-за его внимания к научно-исследовательской сфере. В этом контексте заметим, что близко стоящие к британским спецслужбам эксперты полагают, что победа в карабахской войне была обусловлена именно интеллектуальным превосходством армянской стороны. Очевидно, что при таком сильном составе руководства и сплоченном обществе наша страна имела все шансы встать на ноги после устроенной новоиспеченными либералами разрухи, жестокой войны и восстановить научный потенциал, экономику и социальную инфраструктуру.

Естественно, такой сценарий вряд ли устраивал не только наших региональных соседей, но и глобальных акторов, в первую очередь в лице США, которые, будучи тогда монопольным геополитическим лидером и обладая мощнейшими спецслужбами, сумели устроить многоходовую и разветвленную операцию. Замечу,  что некоторые профессионалы, исходя из известного «турецкого следа» Унаняна, полагают что именно турецкие спецслужбы и организовали теракт. Однако, складывается впечатление, что «турецкий след» использовался исключительно как дополнительный (и где-то - воспринимаемый армянским обществом) маневр для отвода подозрений от истинных проектировщиков акции. Кстати, различных «следов», в том числе – «внутренних» (вспомним версию «сдачи Мегри»), было оставлено много, что тоже было, скорее всего, заранее рассчитано.

- С какой целью - раскола общества?

- Во всяком случае, это послужило рождению множества взаимных обвинений и тем самым генерированию разлада в обществе и политической элите.  Обратим внимание на масштабность операции и акцентирование информационного вектора. Подбор места – в парламенте, «эффектность» произошедшего - наличие масс-медиа. Все вместе создало соответствующие эффекты для армянской политической элиты в плане: «учтите, такое может случиться и с вами». Вовсе не случайно, что каждый новый состав Национального Собрания первым делом усиливал охрану своего «объекта». Другими словами, реализация всего этого набора  элементов указывает на то, что такое могли спроектировать и реализовать только сверхмощная силовая структура совместно с «мозговым центром». А подобное могли обеспечить только американцы.

Если же говорить о дальнейшем, то невозможно отрицать, что Кочаряну даже в одиночку, иногда и прибегая к жестким методам, удалось во многом восстановить страну. Достаточно упомянуть, что за период его правления ВВП республики вырос в более чем 6 (!) раз - можно лишь догадываться, какие могли быть результаты при сохранении «триумвирата». И здесь справедливость требует отметить также важную роль в этом деле премьера Андраника Маргаряна, которого, к сожалению, сегодня редко вспоминают. Особо отмечу, что именно в этот период, когда работал тандем Кочарян – Маргарян, в стране, наконец, в несколько увеличилось финансирование научных заведений и даже появились новые структуры, в числе которых – Научно-образовательный фонд «Нораванак». Вместе с тем следует признать, что совершенный согласно «основанной на эффектах» методике теракт дал определенные результаты: правительство, адекватно воспринявшее сигнал от истинных заказчиков случившегося, стало вести более комплементарную внешнюю политику и в ряде вопросов начало более внимательно относиться к требованиям западных стран. 

-  2008 год, трагедия «1 марта» - очередная попытка «цветной революции», по-вашему?

-  Вспомним: следующие выборы президента прошли в марте 2003 года, и Роберт Кочарян победил во втором туре набрав более 67% голосов. Естественно, как и принято при любых выборах, которые никогда не бывают идеальными, тем более в Армении,  соратники его конкурента, сына Карена Демирчяна – Степана Демирчяна, начали опротестовывать результаты. Однако, к чести С. Демирчяна, кандидата технических наук, гендиректора  крупного производственного объединения «Марс», он не дал разрастись волне недовольства и продолжил свою работу лидера фракции «Справедливость» в парламенте. Совершенно иная ситуация сложилась в 2008 году, когда кончился срок правления Кочаряна, и к потерянной власти стал рваться Левон Тер - Петросян. Президентских выборы состоялись 19 февраля 2008 года, и, казалось бы, он потерпел крупное поражение, набрав всего лишь 21,5% голосов, тогда как его соперник Серж Саргсян уверенно выиграл выборы (52,82%). Наверняка во время выборов были допущены всякого рода нарушения, но также очевидно, что армянское общество никак не ностальгировало по Тер-Петросяну, и конечный результат был вполне закономерным.

Но не тут-то было. Как показали дальнейшие развития, за прошедшие 8 лет, под «мудрым руководством» зарубежных кураторов, действующих не только посредством различных НГО, но и непосредственно через свои посольства и агентурную сеть, была сформирована солидная «кадровая» база. Это были  завербованные в среде «либерастов» люди, которые или были сторонниками Тер-Петросяна, или же становились ими за определенную мзду в виде грантов или «гонораров» за заведомо ложные доносы или провокации (к примеру, после 2018 года ставший «независимым» депутатом НС штатный «стукач» Арман Бабаджанян или назначенный председателем Общественного совета, более известный своей бездарностью «политолог» Степик Сафарян). Наряду со всем этим, главными организаторами были расширены и поставленные задачи.

- Насколько расширены?

- Если в 1999 году главной целью было ослабить российско  -  армянские отношения, то на этот раз, наряду с этой «генеральной линией партии», был весьма остро поставлен карабахский вопрос. Было очевидно, что представитель «карабахского клана» мог бы и пойти на уступки в других внешнеполитических проблемах, но, как они справедливо полагали, никак не в этом вопросе. В этом контексте они целиком полагались на Левона Тер - Петросяна с эго «поэтапным проектом», который предполагал сдачу освобожденных армянских земель без особых гарантий со стороны Азербайджана.  Характерно, что, по некоторым источникам,  данный план уже тогда был согласован с тем самым Соросом, который со свойственной ему последовательностью актуализировал этот вопрос через 10 лет. Поэтому и сразу после выборов был дан старт «революции». В центре Еревана начались беспорядки и столкновения с полицией. Любопытно, что при этом сам кандидат на президентство преспокойно отсиживался в своем государственном особняке. Но лидер у протестующих нашелся, и им оказался ранее ничем не отличившийся журналист Никол Пашинян. Будучи истеричным и неконтролируемым субъектом, он обладал природным даром провокатора, готового на любые шаги под влиянием как собственных навязчивых идей, так и указов «сверху». И на самом деле, под воздействием его призывов толпа переворачивала машины, метала на полицейских «коктейли Молотова», грабила и жгла магазины и т.д.

- И все это - в стране, де-факто находившейся в состоянии войны с Азербайджаном…

-  Именно. Стало очевидно, что планируется госпереворот, или же, выражаясь юридическим языком – свержение конституционного строя. Такой сценарий вполне мог бы реализоваться, если бы не объявление Робертом Кочаряном чрезвычайного положения. Буйные демонстрации были жестко подавлены, но не обошлось без жертв с обеих сторон. Очень похоже, что собственно этого и добивались закулисные организаторы беспорядков, и в этом контексте обратимся к тематике спецслужб.

Еще до Второй  мировой войны, а возможно и гораздо раньше, разведки крупных держав на основе анализа многочисленных открытых и секретных данных, составляли «психологические портреты» представителей политических элит как своих противников, так  и  союзников.  Практически не вызывает сомнения, что такой портрет был сотворен и для Роберта  Кочаряна. Так что реальные организаторы беспорядков практически были уверены, что человек, обладающий волевым характером, стратегическим  мышлением и большим организаторским опытом, ни в коем случае не мог допустить, чтобы беснующаяся толпа захватила власть в Армении. Тем более, что за всем этим отчетливо проглядывались тер-петросяновские предательские проекты по Карабаху, которые в перспективе привели бы не только к оккупации НКР, но и представляли реальную угрозу для самого существования Армении в целом.

По всем статьям, Кочарян защитил не только конституционный строй в Армении, за что, по иронии судьбы, через 10 лет был арестован по статье «за свержения конституционного строя». Он фактически спас тогда Армению от той неизбежной деградации, которую мы сегодня наблюдаем и  которая нам всем грозит потерей государственности и развитиями, весьма схожими с трагедией 1915 года. Но, как и следовало ожидать, «революционная затея» 2008 года была только присказкой…

Продолжение следует…

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ОСТАНОВИТЬ ТРАНСГЕНДЕРНОЕ БЕЗУМИЕ", "ОСТАНОВИТЬ ВОЙНУ" - МЕССИДЖИ УХОДЯЩЕГО ГОДА
      2024-12-25 10:03

      Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе заявил, что президент Грузии Саломе Зурабишвили должна 29 декабря покинуть свой пост, а дальше видно будет - продолжит она свою жизнь за решеткой или на свободе, из-за чего европейская либеральная тусовка впала в ярость, потребовав от Кобахидзе взять свои слова обратно. Однако главным в этом заявлении был вовсе не пассаж, касающийся президента, а мессидж о том, что "в Грузии не победит "deep state" - глубинное государство.

    • «В 2025-м ЮЖНЫЙ КАВКАЗ СОХРАНИТ ИНТЕРЕС ДЛЯ МИРОВЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ИГРОКОВ»
      2024-12-24 11:16

      «Не исключено, что западные партнеры могут вынудить руководство РА присоединиться к антироссийским санкциям и оформить выход из ОДКБ - тогда Азербайджан и Турция получат возможность окончательно решить «армянскую проблему» путем принуждения Армении к капитуляции», - отмечает в беседе с корр. «ГА» доктор исторических наук, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Александр КРЫЛОВ.

    • ВСЕ ПРЕТЕНЗИИ АЛИЕВА ДОЛЖНЫ АДРЕСОВАТЬСЯ ЕМУ САМОМУ
      2024-12-24 10:48

      Обратите внимание на то, как последовательно, буквально из каждого утюга, на всех международных площадках, при каждом удобном случае, президент Азербайджана Ильхам Алиев предъявляет претензии Армении: «не вооружать армянскую армию», «изменить армянскую конституцию, потому что в ней содержатся территориальные претензии к Азербайджану», «Армения – это Западный Азербайджан», «отозвать международные иски против Азербайджана», «Арцах – это Азербайджан, а арцахцы должны принять азербайджанское гражданство, иного пути для них нет, вопрос закрыт», «распустить Минскую группу ОБСЕ», «открыть Зангезурский коридор», и т.д. Не будем рассуждать о том, насколько все это звучит агрессивно, лживо и аморально. Мы говорим о последовательности.

    • Айк АЙВАЗЯН: «АСАД ДЕ-ФАКТО ОТКАЗАЛСЯ ОТ ПЛАНА СОХРАНЕНИЯ СТАТУСА-КВО ПРИ ПОСРЕДНИЧЕСТВЕ РОССИИ»
      2024-12-24 10:16

      Говорят, Россия бросила Сирию на растерзание Турции. Так ли это – в беседе с корр. «ГА» комментирует руководитель информационно-аналитического центра «Луйс» Айк Айвазян.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ