Последние новости

Рубен ВАРТАНЯН: "SELFНЕКРОЛОГ, ИЛИ РЕКВИЕМ ПО НЕСБЫВШЕМУСЯ"

Издательство "Эдит Принт" выпустило книгу "Selfнекролог, или Реквием по несбывшемуся" ученого и писателя, академика НАН РА, профессора Университета Аризоны, инициатора серии книг "Обнаружение гетероциклических лекарств", автора опубликованных в США 4 книг в области медицинской химии Рубена Вартаняна. Книга на русском языке и представляет собой размышления автора о том, как "крупнейшая геополитическая катастрофа века" отразилась на "Судьбе Армянской". Рубен Вартанян поднимает вопросы о постперестроечном разочаровании, о том, почему при наличии в стране армии знающих и умеющих людей, почти все, пришедшие к власти в разных структурах, видят в должности не долг, а право игнорировать устоявшиеся веками каноны.

- Как возникла идея написания книги?

- Работу над "Selfнекрологом" я завершил 2 года назад, когда жил и работал в Тусоне – втором по величине городе штата Аризона, где практически нет армян. Какой бы интересной не были работа в университете, беседы с коллегами на разные темы, я всегда был убежден, что в психологии человека превалирует этника. Я ловил себя на мысли: с новыми коллегами наступает момент превышения ПДК – предельно допустимой концентрации общения, когда понимаешь, что несмотря на профессиональную, интеллектуальную общность, мы перестаем быть интересны друг другу, ибо нас ничего не роднит – нет генетической общности.

В генетической матрице армян прочно сидит легенда 5000-летней давности о событиях 11 августа 2492 г. до н.э., когда в кровавой битве внук Ноя Айк, начертавший границы будущего армянского государства вокруг озер Севана, Вана и Урмии, расположенных вокруг горы Арарат, убил выстрелом из лука правителя Вавилона Бэла. Эта матрица и есть причина того, что любой из 7 млн армян, волею судьбы проживающих вне Армении, остается армянином и живет ее жизнью. В условиях генетической изоляции, ежедневно пробираясь по "минному полю памяти", где хранятся истории моего детства, юности, жизни моих родителей, добавляя строчки из врезавшихся в память мгновений, я написал историю, ставшую личной картиной о том, как жила моя Мини-страна в Стране-империи. Это также картина видения себя в этом мире и мира в себе, понимания, что при множестве предательств рядом всегда остаются верные люди, и что имеют смысл лишь истины, до которых дошел сам.

- Название книги необычно, в нем есть эпичность, трагичность и величие одновременно. Как оно родилось?

- Вторая часть "Реквием по несбывшемуся" - описание периода моей жизни, когда я строил планы по созданию в Армении фармацевтической компании и фармацевтического вуза на основе института (прим.авт. – Институт тонкой органической химии НАН РА), где проработал около 25 лет. Но этот период совпал с временем, когда по инициативе Горбачева случилась крупнейшая геополитическая катастрофа века – распад СССР. В 1988 г. начался крах моей страны, деградация родного института, затем произошли сумгаитский разгром, страшное землетрясение, погромы армян в Баку, Душанбе, а после принятия в январе 1992 г. Декларации о независимости Нагорно-Карабахской Республики началась война. Наступили "лихие 90-е" - один из бурных периодов современной армянской истории. Из всех сфер вневоенной жизни Армении стали выталкиваться и исчезать профессионалы. На значимые посты Левон Тер-Петросян назначал засланных казачков, местных прохвостов и дилетантов, мгновенно разваливших экономику, промышленность, науку и образование Армянской ССР.

Мне на дали внедрить единственный в своем роде (First in the class) препарат, уже предложенный Фармкомитету СССР к массовому применению, не разрешили организовать в Армении новую фармацевтическую компанию, и при этом присвоили и продали добытые мною в условиях тотального дефицита полтонны аспирина, изготовленные на отнятой мной рейдерским методом маленькой таблеточной машине. Продали и полтонны сырья для его получения. Не встретил понимания проект по созданию производства средств защиты растений, предложенный мной руководителям некоторых армянских химических предприятий.

"Новые хозяева" были настроены на иной лад — скорее продать все бесценное оборудование. У новых владельцев предприятий не вызвал интереса и другой проект по производству разовых шприцов и иных вспомогательных медицинских изделий из пластика. Мы с другом разработали рецептуру фантастически качественного, тогда еще дефицитного в Армении лака для ногтей, который обладал поразительным блеском, имел отличную гамму цветов, не крошился, не сыпался, не ломался, а также удачное средство для депиляции, но не нашли спонсоров для организации производства. Правда, позже вместо фармацевтического вуза удалось организовать кафедру фармхимии в ЕГУ, но нашлось много врагов, мешающих работе. Благо, она трансформировалась в Институт фармации при ЕГУ и функционирует. Было много других проектов и разбитых надежд, из-за чего я в 53 года эмигрировал из страны. Отсюда и "Реквием по несбывшемуся".

- А с чем связан "Selfнекролог"?

- На многократно задаваемый самому себе вопрос, что и как я мог сделать, оставаясь в науке в Армении, ответ был однозначен: ничего, кроме как отбывать в нищете скорбную вахту у гроба уходящей науки. Да, закрыв глаза, нос и уши можно было выжить в Армении. Но был и есть еще один фактор - патологической брезгливости к мерзкому запустению, разоренному научному и культурному ареалу страны. Особенно противны были те, с кем приходилось регулярно общаться, кто ради собственного статуса и кармана разорял и обгаживал свою страну, словоизвергая ересь о якобы благе для нее. Заурядные (в научном плане) безграмотные и безынтеллектуальные в своей массе наукообразные, аморальные как личности, делали с наукой в Армении то, что никак нельзя хотеть и делать человеку. Я специально не говорю "интеллигентному человеку". Что бы меня ждало, останься я в Армении? Получить после смерти некролог на сайте НАН, который никто не читает. Сегодня же, будучи объявленным руководством НАН person-ой non grata, не будет и этого. Поэтому, свой некролог, как и всё остальное в своей жизни, я решил сделать сам.

- Обложку книги вы оформили скульптурой "Великий Ван Гог" Бруно Каталано, находящейся в деревне Сен-Поль-де-Ванс во Франции, но регулярно перемещаемой там из места в место. Связано ли это с концепцией книги?

- Скульптура представляет собой фигуру Ван Гога, у которой отсутствует центральная часть, а голова и плечи словно парят в воздухе. Не сразу можно понять, что удерживает их от падения, воображение старается дорисовать недостающую часть утомленно бредущего художника, чье лицо выражает безмерную усталость от бесконечного поиска. Вырванная часть тела – символ внутренней опустошенности Ван Гога, которую он так и не сумел заполнить. Я вижу в этой скульптуре символ эмигранта, символ себя самого.

- Какие проблемы поднимает книга?

- Я вновь и вновь возвращаюсь ко многим сакраментальным вопросам нашей истории, на которые не могу найти ответов. Например, почему в Армении уже два тысячелетия отсутствуют стратегия и философия развития государства, а сама микропланета Армения — сирота вечности — не видит для себя места в быстро развивающемся мире, оставаясь в плену магии развалин, застарелой, неизлечимой неудачи, страной с "выученной беспомощностью", где "дольше века длится день" и нет модели будущего, нет идеала цивилизации, отвечающей здравому смыслу? А вечные борцы за одиночество Родины не устают внушать нации, что кругом враги и в наших несчастьях виноват кто угодно, кроме нас самих. Я убеждён, что история любого народа должна иметь свой вектор развития. Поэтому я завершаю книгу предложением нового и, по-моему, очень демократично-современного способа выборов руководства страны, способного защитить нас от агрессивного продвижения ценностей неолиберального толка, противоречащих самой сути нашего миропонимания. Думаю, от предлагаемого мною варианта выбора руководства страны трудно будет отказаться.

- Что побудило вас заняться этой темой?

- Знающие люди давно поняли, что от рассказов о величии своей истории пора перейти к обсуждению вариантов возможной траектории будущего, иначе оно просто не наступит. Сложенное из фактов повествование, "Selfнекролог", это портрет времени и места, наложенный на конспект жизни одного армянина, испоганенной геростратами нашей новейшей истории. Эту жизнь невозможно ни пережить заново, ни выдрать из нее страницы, ни отредактировать. Надеюсь, кому-то рассказ покажется интересным. Зачем я это написал? Не для того, чтобы захоронить этот текст на кладбище соображений, и не потому, что воспоминания — единственная валюта, растущая в цене, а потому, что мне не наплевать на происходящее в стране и я не вижу иного, правильного варианта действий. Я пытаюсь убедить себя, что это еще не конец: не все уехали или умерли. И единственно разумный вариант - работать в двух взаимосвязанных направлениях: попытаться определить вектор развития Армении, рынки будущего и наши возможности в нем, и, что не менее важно, усовершенствовать способ выборов руководства страны. Есть выход в конце тоннеля. Однажды скандальная эпоха закончится, Армения вновь возродится. Пара партий станут партиями, правительство - правительством, парламент - парламентом, экономика - экономикой, наука, сегодня представляющая собой столь жалкое зрелище, - наукой.

- Вы размышляете о "катастрофе века", повлиявшей на армянскую реальность конца XIX и начала XXI вв. Чем привлек вас этот период?

- Историки рассказывают о подлинных событиях, когда они давно уже закончились, и каждый очередной правитель вновь и вновь приказывает переписать историю, обходя или исказив невыгодные с его точки зрения темы. Вылепленное историком прошлое - не совсем то, что переживали действующие лица. Это отчасти художественное изложение фактов, скорее разновидность романа, основанного на реальных событиях, описываемых с точки зрения автора. Но суть истории не должна зависеть от самого автора. В книге я хотел изобразить тот отрезок времени из истории Третьей Республики, поочерёдно пилотируемый тремя различными по складу президентами, каждый из которых, взяв на себя ответственность за судьбу Армении и ее 3 млн граждан, по-своему представлял функции руководителя страны и по-своему действовал, и что из этого получилось, с моей точки зрения.

- К каким выводам вы приходите в книге?

- Несмотря на "независимый статус", состояние Армении сегодня мрачно, ее будущее неопределенно. Армяне, на долю которых столетиями выпадают всё новые испытания, нуждаются в образе светлого будущего, в надежде, но на этом чувстве играют. Нас убеждали то в "свободно-рыночной" мечте, то в "глобализме" и сотрудничестве с Западом. В результате нового эксперимента над нацией за прошедшие 30 лет Армения превратилось в рай для мизерной части жителей Армении и в ад для всех остальных. И если мы будем продолжать руководствоваться мифами, а не правдой, которую не любит никто, рискуем потерять страну. 100 с лишним лет назад все народы Российской Империи обдурили примерно таким же способом, как и 30 лет назад: большевики захватили власть благодаря своей колоссальной способности к вранью и артистизму. 7 ноября 1917 года. Ленин вышел на балкон Смольного и провозгласил лозунги переворота: "Долой Временное правительство! Вся власть - Советам! Заводы - рабочим! Землю - крестьянам". Это закончилось победой контрреволюции 1991-1993 гг., новыми террором, беззаконием, войной, разрухой и народной бедой, продолжающейся до сих пор. Балконом явился Съезд народных депутатов, лозунгом - рыночная экономика! К власти пришли крикуны, мелкокалиберные и не совсем грамотные деятели, якобы демократы. Не будем забывать, что демократия, в принципе, универсального определения не имеет.

Греческий 2500-летний вариант "демократии" предусматривал выборность военных и финансовых должностей, но право голоса имели не все, а только коренные жители города мужского пола, платящие налоги, и военнообязанные. Позднее императоры и христианская церковь, будучи сторонниками крепкой вертикали власти, прикрыли эту лавочку почти на 2000 лет. Современная демократия, теряющая популярность даже в тех странах, где еще недавно казалась особенно устойчивой, терпит фиаско. Причины, возможно, в том, что политики, идущие на выборы, не могут доказать избирателям, что они достойны быть избранными, и в том, что самим гражданам нужно быть уверенными, что они достойны быть избирателями. Как сказал 11 ноября 1947 г. Уинстон Черчилль: "Демократия - худшая форма правления до тех пор, пока вы не сравните ее с остальными". Поэтому, с учётом возможностей современных технологий, я предлагаю альтернативный вариант отбора претендентов на выборные должности.

- В чем он заключается?

- Пусть любой желающий оказаться во власти из 3 млн граждан страны (демократия), без учета принадлежности или не принадлежности к какой-либо партии, не выходя из дома, имеет возможность пройти серию онлайн-тестов по различным дисциплинам, и показать свои знания, способности к решению различных задач - образовательных и психологических. Онлайн-тесты позволят с определенной степенью достоверности определить уровень интеллектуального развития претендента, особенности его характера, увлечения и интересы, оценить его управленческие способности, выявить индивидуальные предпочтения и склонности, тип темперамента, реакцию на стрессовые ситуации, способность распознавать и понимать эмоции, намерения, мотивацию и желания как других людей, так и свои собственные, способность управлять всем этим, определив таким образом возможный уровень его успешности в разных областях деятельности.

По итогам тестирования претендент, набравший не менее определенного количества баллов, сможет пройти в следующий, очный этап - очередное тестирование на выявление управленческого потенциала и незаурядных лидерских способностей, заключающихся в способности принятия эффективных решений в самых разнообразных ситуациях, способности к молниеносному решению сложнейших стратегических задач, и только получив ее лицензию, гражданин может претендовать на право участия в выборах в парламент или в органы местного самоуправления. Пройдя все тесты, претендент будет обязан обучиться ремеслу управления в специальных школах, и только потом допущен к власти. В свое время для подготовки руководящих партийных и советских кадров в СССР была создана система учебных заведений, включавшая в себя Высшую партийную школу. История имеет дело с несовершенным человечеством, и если мы будем продолжать выбирать для себя руководство с улицы, то закончим новой всенародной бедой.

- На ваш взгляд, что нового найдет для себя читатель в вашей книге?

- Он вспомнит многое из хорошо забытого старого и задумается над тем, кто виноват во всем – продажные чиновники или западные шпионы-вредители, неправильный капитализм или остатки "совка"? Или все же нечто другое? Задумаются, как все же можно попытаться построить правильную Армению, чтобы быдла во власти при этом не оказалось.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • Овик АВАНЕСОВ: "ПАМЯТНИКИ СЕЛ ТАВУША БУДУТ СТЕРТЫ, КАК И КАНАЧ ЖАМ В ШУШИ"
      2024-04-24 10:15

      В рамках прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" кавказовед, защитник культуры из Арцаха Овик Аванесов выступил с докладом о задачах сохранения культурного наследия в приграничных зонах РА и связанные с этим вызовы. Он обратил внимание на два главных аспекта вопроса - физическую и нефизическую составляющие охраны памятников культуры и истории. По его мнению, физический аспект, в частности в Тавуше, изменился после эскалации 2014 г. и стал более явным после 44-дневной войны в Арцахе в 2020 г., когда азербайджанские ВС незаконно вторглись и заняли некоторые участки суверенной территории Армении, расположив там боевые отряды. Это стало угрозой не только местному населению, но и историко-культурным памятникам, поскольку и культурные ценности, и люди стали мишенью для вражеских сил.

    • ДЕЛО ДВУХ СОЮЗОВ, ИЛИ КАК ЗАПРЕТИТЬ РИСОВАТЬ АРАРАТ
      2024-04-20 12:31

      Уже месяц, как в двух крупных творческих центрах Армении - Союзе художников и Союзе писателей начались волнения. Организован он ни много, ни мало на правительственном уровне и проводится руками главного надзирателя за соблюдением законов государства, прав и свобод граждан - Генеральной прокуратуры, взявшейся за спешную национализацию зданий обоих Союзов.

    • "ВОССТАНИЕ" ЕРВАНДА КОЧАРА ВЫШЛО ИЗ СТЕН МУЗЕЯ
      2024-04-19 11:15

      Итальянскому муралисту Фабио Мария Феделе понадобилось 15 дней, чтобы украсить одно из зданий Еревана увеличенной в разы копией картины "Восстание" Ерванда Кочара. Арт-менеджеру Давиду Хачатряну и директору кочаровского Дома-музея Карине Кочар пришлось потрудиться больше 6 месяцев, чтобы вынести это полотно из музея и сделать его достоянием ереванцев и гостей столицы.

    • ХУДОЖНИК, ДИЗАЙНЕР, ПЕДАГОГ ЭДУАРД СЕДРАКЯН
      2024-04-16 10:35

      Не каждому дано перешагнуть восьмой десяток лет в расцвете творческих сил и полноте энергии, заставляющей не сходить с выбранного пути. Известный армянский художник, педагог, профессор Эдуард Сeдракян из тех, кто заслужил божью благодать работать, не останавливаясь, несмотря на седину волос и солидную дату в графе "возраст". В этом широкая общественность убедилась на персональной выставке Эдуарда Артаваздовича, открывшейся на днях в Союзе художников Армении в честь его 80-летия.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ