АРЕАЛ: НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

В интервью "ГА" старший научный сотрудник Института химической физики имени Н. Н. Семенова Российской академии наук Наталья ВОРОБЬЕВА говорит о совместных армяно-российских исследованиях в области радиобиологии, проводимых на ускорителе АРЕАЛ.

- Г-жа Воробьева, расскажите, пожалуйста, о совместных армяно-российских исследованиях, которые проводятся в Ереване на ускорителе АРЕАЛ.

- Во-первых, отмечу, что использование ускорителя АРЕАЛ предоставляет новые возможности для решения целого ряда задач радиобиологии и молекулярной генетики. Проект АРЕАЛ, разработанный коллективом Института синхротронных исследований КЕНДЛ под руководством профессора Василия  Цаканова, включает передовые технологии в области лазерной физики, высокочастотной техники, высокоточных систем диагностики, контроля и синхронизации различных процессов. Линейный ускоритель с лазерной высокочастотной пушкой позволяет получать ультракороткие пучки электронов для передовых исследований по ускорительным технологиям и динамике ультрабыстрых процессов. Сегодня эти исследования проводятся в передовых научно-исследовательских центрах мира, что способствует появлению и развитию новых технологий лечения онкологических заболеваний.

Эксперименты на ускорителе АРЕАЛВо-вторых, следует отметить комплексный методологический подход к решению актуальных задач научного проекта, выполняемого в институте КЕНДЛ. Речь идет об использовании одного из самых высокоинформативных и специфических современных методов выявления молекул в клетках, применяемых в радиобиологических исследованиях. Это метод иммуноцитохимического окрашивания клеток, который позволяет локализовать и идентифицировать клеточные и тканевые компоненты, основываясь на их связывании с веществами. Место связывания определяют с помощью меченых флуоресцентными красителями веществ. Использование такого подхода позволяет детально исследовать функции и химический состав клеток, сопоставить полученные результаты с известными морфологическими данными, более детально изучить молекулярные механизмы возникновения повреждений ДНК, их репарации и клеточную гибель.

Совместный грант Российского научного фонда, в который вошли также генетики и радиобиологи Армении, ориентирован на исследования радиобиологических эффектов ультракороткого импульсного излучения.  По полученным  результатам было опубликовано несколько статей в ведущих международных изданиях, в том числе в конце октября - в International Journal of Molecular Sciences. В настоящее время интенсивные исследования продолжаются в Москве и в Ереване. В Ереване они осуществляются совместными усилиями ученых Института молекулярной биологии НАН РА, кафедры генетики и цитологии биофака ЕГУ и Института синхротронных исследований КЕНДЛ.

- То есть участие российских ученых в этом проекте обусловлено новыми исследовательскими возможностями, которые предоставляет ускоритель АРЕАЛ?

- Да. Дело в том, что длительность ультракоротких пучков ускоренных частиц, получаемых на лазерном ускорителе АРЕАЛ, требует меньше времени многих химических реакций. Фактически речь идет о неизученной ранее области радиационной биологии. Для практического использования ультракороткого импульсного излучения в биологии и медицине необходимо исследовать и понять механизмы и эффекты такого излучения.

- Какие у вас впечатления о работе с армянскими коллегами?

- У армянских коллег есть прекрасный задел - наличие обширного банка клеточных культур, большой опыт работы с различными клеточными технологиями в области химического и радиационного мутагенеза, генотоксикологии. Хотелось бы отметить высокий профессионализм и квалификацию сотрудников Института молекулярной биологии НАН РА, кафедры генетики и цитологии биологического факультета ЕГУ. И, конечно же, неоценимую помощь коллектива института КЕНДЛ при выполнении этого проекта. В процессе совместных работ армянские ученые проявили компетентность в решении комплексных научных задач, они прекрасно подготовлены к проведению сложной экспериментальной работы. Нельзя не отметить и высокую работоспособность, сплоченность коллективов, доброжелательность, нацеленность на успех и способность принимать правильные решения при работе со сложными научными проблемами. Весьма отрадно, что в работе принимает участие много талантливой молодежи. Пользуясь случаем, хотелось бы поблагодарить профессора Василия Цаканова, члена-корреспондента НАН РА Рубена Арутюняна, руководителя АРЕАЛА Баграта Григоряна, а с российской стороны -  профессора Андреяна  Осипова за возможность принять участие в выполнении этого проекта.

- Какие результаты предполагается получить в результате реализации этого проекта?

- Перед нами стоит амбициозная задача –  оценить и расширить возможности применения лазерных ускорителей, сравнить индукцию и механизмы репарации некоторых разрывов ДНК при облучении нормальных и опухолевых клеток с помощью разных источников облучения. Сейчас мы сосредоточены на наиболее критических для клеток повреждениях- двунитевых повреждениях ДНК. По сравнению с гамма-  и рентгеновским излучением ультракороткое импульсное излучение вызывает образование более сложных повреждений ДНК, так называемые кластерные повреждения, то есть повреждения, локализованные в пределах одного или двух витков спирали ДНК. Подобные кластеры могут состоять из нескольких различных типов повреждений, для которых характерна затрудненная репарация, механизм репарации которых зависит от их структуры. Неотрепарированные повреждения ДНК приводят к возникновению мутаций, клеточной гибели и онкотрансформации.

- Каковы, на ваш взгляд,  перспективы использования ускорителей типа АРЕАЛ для радиотерапии онкологических заболеваний?

- Ученые всего мира сосредоточены на поиске вида излучения или лекарственного препарата, позволяющих избирательно воздействовать на онкотрансформированные клетки, не вызывая при этом повреждения окружающих тканей. По данным литературы, ультракороткие пучки электронов способны более точно по сравнению с используемыми сегодня аппаратами для радиотерапии опухолей облучать опухолевые клетки. Такой метод остановки развития опухоли менее травматичный для окружающих тканей и всего организма в целом. Это связано с тем, что облучение более точно подводится в место локализации опухоли, не затрагивает окружающие ткани, при этом количество кластерных повреждений ДНК, то есть труднорепарируемых повреждений ДНК, выше, чем при традиционных методах облучения опухолей. По сравнению с другими типами излучения данный вид излучения вызывает гибель клетки, но не нарушает передачу наследственной информации, не провоцирует новых мутаций.

Однако, несмотря на несомненные преимущества этого вида ускорителей, результаты все еще немногочисленны и очень фрагментарны. Так что у нас впереди большая работа и интересные поиски.