Последние новости

ЭСТОНСКИЙ ЖУРНАЛИСТ ПОДЕЛИЛСЯ ВОСПОМИНАНИЯМИ О СВОЕЙ ВСТРЕЧЕ С "СЕРЫМИ ВОЛКАМИ" В АГДАМЕ В 1990 ГОДУ

Известный эстонский журналист Айнар Руссаар в своей редакционной статье на страницах одной из крупнейших газет страны Eesti Päevaleht рассказал о своей поездке в Агдам в 1990 году и встрече там с "серыми волками", а также полковником Суретом Гусейновым (впоследствии премьер-министром Азербайджана).

"ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ, КОТОРЫЕ СНОВА НАЧАЛИ СОТРЯСАТЬ ЮЖНЫЙ КАВКАЗ, не занимают первых строк в ежедневных новостях. Тем не менее, Армения и Азербайджан вновь навели оружие друг на друга, в результате чего стороны понесли потери общей численностью свыше 20 человек. Это больше, нежели число скончавшихся от любой вирусной инфекции в обеих странах за последние десятилетия – до COVID-19.

Пока еще не урегулированное противостояние между двумя соседями – один из многочисленных примеров конфликтов в разных частях мира, известный истории на протяжении тысячелетий.

Баку-Агдам, 1990

30 лет назад, поздно вечером, в столице Азербайджана Баку поезд из четырех вагонов ожидал отбытия в город, расположенный на окраине Нагорного Карабаха. Окна поезда были разбиты пулями в результате обстрелов, а всего четыре его вагона перевозили людей на целых шесть, и они направлялись из столицы в находившийся на передовой город. Среди них были кормящие матери, пожилые люди и воинский состав.

Когда я вошел в этот ночной пассажирский поезд, то знал 5 вещей. Прежде всего, название пункта назначения было мне знакомо по одноименному дешевому вину с отвратительным вкусом. В Тарту студенты покупали его за неделю до получения стипендии. Второе: я и раньше освещал столкновения между кавказцами и считал себя достаточно защищенным от тех эмоций, к которым северяне обычно бывают не готовы.

Третье: я знал, где спрятать и как распределить имеющуюся у меня сумму денег. Четвертое: я знал, что самыми опасными могут быть внезапно предлагающие свою дружбу незнакомцы. Пятое, что я знал: кого и как, говоря сегодняшними терминами, подкупить, если окажусь в бедственной ситуации.

Эти знания не помогли мне в произошедшей 30 лет назад войне. Наоборот, все пошло иначе.

Переполненные людьми четыре вагона ехали всю ночь. Разбитые пулями окна пропускали недостаточно воздуха, тем более не прочищал воздух выдыхаемый безостановочно курящими мужчинами никотин. Утром поезд прибыл в Агдам. За вокзалом дымились два дома и было очевидно, что причиной возгорания были ракетные удары. Чуть поодаль горел танк.

Местность кишела азербайджанскими военными, издали доносились звуки проходящих боев. Наконец ко мне подошли трое военных для проверки документов, у одного через правое плечо было перекинуто два автомата "Калашников", на левом висел гранатомет, а на поясе – шесть гранат. "Западный" журналист был для них очень интересной находкой, поэтому я провел с ними несколько дней. Вооруженный до зубов военный показал мне пришитый к форме знак в виде оскалившегося волка. Это и отличало их войска от остальных.

"Серые волки"

Визит журналиста стал приятным перерывом в боевых действиях для людей с эмблемой волка. Для начала они предложили мне местное вино (военные!!) из грязной пластиковой бутылки, которое оказалось не таким уж плохим по сравнению с тем поистине кошмарным вином "Агдам", которое продавалось в магазинах Тарту.

Затем они отвели меня на окраину города, где возле подбитого армянами танка лежало три обугленных трупа, громко оплакиваемых десятками женщин. Это было ужасное зрелище, и я понял, что мне еще нужно сильно укрепить свою эмоциональную защиту. После чего "волки" провели меня к своему командиру.

В полуразрушенной части Агдама какой-то мужчина громко выступал перед группой военных. На предложение дать интервью он ответил презрительным взглядом. Так закончилась моя встреча с легендарным полковником Суретом Гусейновым.

Войска под его командованием защищали Агдамский район, который он сдал армянам летом 1993 года (Агдам пал 23 июля 1993г). Гусейнов был одним из главарей рыночной мафии Азербайджана в года распада СССР, кроме того, он финансировал формируемые тогда из гражданских лиц отряды боевиков.

После разгрома в Карабахе Гусейнов повел свои войска в направлении Баку, намереваясь вооруженным путем свергнуть первого свободно избранного президента Азербайджана Абульфаза Эльчибея. Предвидя переворот, президент покинул город. Его место занял умный кавказский "лис" и бывший местный коммунистический лидер Гейдар Алиев, который покончил с путчем, назначив Гусейнова премьер-министром. Карьера Гусейнова, наделенного способностью быть главарем толпы, долго не продлилась, временный побег в Россию с целью избежать ожидаемого наказания также не спас его, и в 1999 году азербайджанский суд приговорил его к пожизненному заключению.

Однако сын Гейдара Алиева – Ильхам Алиев, заняв пост президента страны после смерти отца, помиловал Гусейнова, который сегодня, будучи уже 60-летним, живет в находящемся недалеко от Баку трехэтажном особняке. И, возможно, получает пенсию за то, что следит за соблюдением порядков на местном рынке.

Потерянные деньги и часы

"СЕРЫЕ ВОЛКИ" ПРОВОДИЛИ МЕНЯ В СВОЮ ВОИНСКУЮ ЧАСТЬ. Они часто уходили на бои в окружающие местность лесистые горы, но не разрешали мне пойти с ними. Издали слышались звуки выстрелов и взрывов, иногда на "базу волков" привозили искалеченных и окровавленных бойцов, что, однако, не мешало постоянно готовить супы и жарить шашлык. На третий день я почувствовал недомогание и попросил отвезти меня обратно на агдамский вокзал.

Те же два доброжелательных парня, с которыми я познакомился несколько дней назад, предложили проводить меня. В заброшенном ущелье они остановили внедорожник, заставили меня выйти из машины, зарядили свои автоматы, забрали из моих карманов деньги и сняли с руки часы. Им не пришло в голову поискать деньги в моих трусах.

Затем они по-дружески доставили меня на агдамский вокзал, посадив в направлявшийся в столицу изрешеченный пулями поезд из четырех вагонов. Мне не пришлось покупать билет, эти двое обо всем договорились с машинистом. Все это подтвердило мой опыт относительно того, что новые друзья могут быть и ворами, и что часть денег всегда нужно прятать в нижнем белье.

В бакинском аэропорту по выражению лица кассирши я понял, что билеты на рейс Донецк-Таллинн все еще есть, хотя и объявляли, что они закончились. Я заплатил за билет двойную цену и приземлился в Таллинне, тем самым завершив свое пятое испытание и обогатив собственный опыт.

Мне казалось, что поездка на поезде на передовую станет единственной в своем роде в моей жизни. К сожалению, это было не так. Год спустя пассажирский поезд доставил меня из столицы Хорватии Загреба в Карловац. Когда поезд прибыл на вокзал, этот город горел и подвергался усиленному обстрелу со стороны сербских сил.

Война или коммуникации?

Все этнические, религиозные и территориальные споры в истории в конечном итоге подвергаются испытанию войной, угрозой или навыками коммуникабельности. В ходе войны все твердят, что надо вести переговоры, однако затем выдвигают такие предусловия, которые другая сторона не может выполнить. Сегодняшний Азербайджан утверждает, что поставки газа и нефти в Европу могут быть приостановлены из-за возобновившейся войны, Армения, в свою очередь, предупреждает, что азеры могут ударить по Мецаморской атомной станции.

Вертолеты МИ-24 30-летней давности сегодня сменили беспилотники - БПЛА.

Война на Южном Кавказе вышла за пределы Нагорного Карабаха. На смену устаревшему МИ-24 с его 30-летней историей пришли БПЛА, группы хакеров с обеих сторон осуществляют многочисленные кибератаки друг на друга.

США, Евросоюз и Россия призывают исторических противников к сдержанности и приглашают за стол переговоров. Факт в том, что в возобновившейся войне уже есть десятки жертв, в том числе – 76-летний Азиз Азизов, проживавший в Агдаме, и младший сержант армянских ВС Сос Элбакян.

В чьих руках находятся ключи к этому застарелому конфликту?

Айнар Руссаар был журналистом изданий BNS, ERR и Postimees, в настоящее время работает преподавателем в Kohtla-Järve Gymnasium. Дважды в месяц он сравнивает события прошлого и настоящего в LP.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ