ПРОГУЛКА В ДОИСТОРИЧЕСКИЙ ЛЕС

Ну кто бы отказался заглянуть в далекое прошлое, своими глазами увидеть мир таким, каким он был миллионы лет назад? Правда, встреча с динозаврами и другими не слишком дружелюбными представителями доисторической фауны могла бы серьезно омрачить путешествие в прошлое, но впечатления во всех случаях будут незабываемыми. И вот что интересно: прогулка по доисторическому лесу уже в обозримом будущем в Армении может стать абсолютно реальной, разумеется, если государство поддержит науку. Но обо всем по порядку.

ПАЛЕОБОТАНИКА - ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ИССЛЕДОВАНИЙ, проводимых в Институте ботаники НАН РА. Эта наука, изучающая флору и растительность минувших эпох на материале ископаемых остатков растений, тесно связана с геологией и географией. Исследованиями этого направления руководит ведущий научный сотрудник Института ботаники НАН РА Иван ГАБРИЕЛЯН. С живыми растениями палеоботаники практически не работают, разве что если неожиданно повезет обнаружить где-нибудь в затерянном уголке дикой природы чудом выжившего представителя доисторической флоры.

Мы редко задумываемся о том, какой была территория нашей страны, например, 200 миллионов лет назад. А ведь все было совсем по-другому. Другой была наша планета, другими - материки. Территория Армении находилась тогда значительно ближе к экватору, а над выросшими позднее вершинами Арагаца бушевал океан. Это подтверждается находками там окаменелых моллюсков, обитавших в океане 60 млн лет назад. Но потом все изменилось, поднялась суша, дно океана превратилось в вершины гор, древние материки разделились.

Изучение доисторической растительности требует междисциплинарных исследований и работ по нескольким направлениям, в них принимают участие специалисты в области палеогеологии и палеогеографии, исследуются также пыльца растений, ископаемые листья, плоды, семена, окаменелости, иногда чудом сохранившаяся ДНК растений далекого прошлого.

В Джавахке был обнаружен целый доисторический лес, погребенный под пеплом извергавшегося в доисторическую эпоху вулкана, что предоставило богатый материал для исследований. Сбор, анализ и обобщение полученных данных - работа, требующая не только очень высокой квалификации, но и огромных усилий. Получение новых данных может приводить к пересмотру устоявшихся представлений, что в свою очередь является очень сложной работой. А иногда считавшееся ископаемым растение вдруг обнаруживается в том или ином регионе нашей планеты.

КАК СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ результаты исследований, беженцами становятся не только люди, но и растения. Когда природно-климатические условия оказываются неприемлемыми в одном регионе, растения находят другой, где выживают тысячелетиями. Такими прибежищами многих древних, считавшихся исчезнувшими растений и видов стали южное побережье Каспийского моря, юго-восточное побережье Черного моря, некоторые уголки Китая, Армении… Это те регионы, на которые влияние ледникового периода оказалось менее драматичным. Находки таких растений - подарок ученым. Особый интерес для исследователей представляют те территории, где обнаруживаются выходы геологических пород, в их числе подножие горы Эльбурс в Иране, некоторые участки территории Канады...

Разумеется, палеоботаника в первую очередь относится к области фундаментальной науки. Но, поскольку важность этих исследований далеко не всегда воспринимается на государственном уровне, стоит напомнить, что отслеживать процессы изменения климата, делать прогнозы на будущее можно именно на материале растений. А специфика природы Армении - сложная геологическая история, разнообразие рельефа и природно-климатических зон создает огромное поле деятельности для этих исследований, имеющих чрезвычайно важное практическое значение для всего человечества. Однако малые страны, тем более ограниченные в своих финансовых возможностях, не в состоянии проводить глобальные исследования в одиночку. Армения в числе этих стран, поэтому сотрудники Института ботаники активно сотрудничают с коллегами из Германии, Китая, Грузии.

НЕСМОТРЯ НА МАССУ ПРОБЛЕМ И ЖЕСТКИЕ финансовые ограничения, сотрудники Института ботаники делают все, что в их силах, чтобы сохранить данные по растительности доисторических эпох. Буквально на пределе возможностей в институте создается музей палеоботаники, где будут представлены бесценные материалы для дальнейших исследований.

Но этим планы института не ограничиваются. В отложениях Сисиана обнаружено 200 видов растений, которые обитали в Армении миллион лет назад, из них более 40 видов исчезли с территории нашей страны, но где-то все еще сохранились. Возникла идея воссоздать ископаемые леса в тех регионах Армении, природа которых соответствует условиям, необходимым для жизни этих растений. Это Мегри и Капан. Сотрудники института уже начали работы в этом направлении. На начальном этапе эти растения адаптируют в условиях Ереванского ботанического сада в надежде, что в будущем они обретут среду обитания в природных условиях. И если все же удастся воссоздать доисторические леса, тем более что динозавры не предусмотрены, они станут новыми интереснейшими объектами для посещения туристов. А поскольку, в отличие от фундаментальной науки, развитие туризма у нас считается перспективным, то надежда на появление доисторических лесов все-таки есть.