Последние новости

БАНК "ОРБЕЛЯН" ЗАКРЫТ!

Народная мудрость гласит, что черного кобеля не отмоешь добела. В соответствии с этой логикой и белого кобеля не запачкаешь дочерна. Это наглядно доказали события последних полутора лет в контексте снятия с должности и восстановления в ней же директора Национального академического театра оперы и балета им. Ал. Спендиарова Константина ОРБЕЛЯНА. Теперь, кажется, все начинает устаканиваться, но не оставляет вопрос. Точнее, вопросы: зачем нужно было городить весь этот огород, и каковы последствия сего "горождения"?

ДАВЕЧА, В ПРИНЦИПЕ С ОПОЗДАНИЕМ, на сцене Национального академического довелось посмотреть балетный спектакль "Хрустальный дворец". Ну да - не самая великая музыка. Ну да - хореография не блещет изысками, а в первом акте таки вообще местами блещет отсутствием. Но сказка, театральная магия все-таки возникают - из роскошных декораций, прихотливых костюмов, пусть фрагментарного, но присутствия высоких балетных "па". Зал всем своим аншлагом, добрую половину которого составляют туристы, аплодирует после каждой картины, а в финале разражается аплодисментами, затрудняющими любое обсуждение. И, если рассматривать этот спектакль в контексте премьер, которые со времени прихода в Национальный академический Константина Орбеляна случаются с неслыханной регулярностью, приходится признать, что не шедеврами едиными… Есть работа, процесс, и они неоднородны, но они по нашим временам очень дорогого стоят.

Правда, теперь в повестке дня встает вопрос - продолжится ли этот процесс с той же интенсивностью. Когда во время состоявшегося полтора года назад печально известного диалога Орбелян - Гарибян, который бывшая и. о. министра культуры пыталась поставить на рельсы "я начальник - ты дурак", Константин Гарриевич заявил, что прорыв театра обеспечивается не только его контактами и связями, но и из его личного кармана, он не лукавил. И это приходится признать всем. В том числе и тем, кто потратил полтора года жизни на то, чтобы доказать непроглядную черноту маэстро. Но география безвариантна - как и история. И белого кобеля не запачкаешь дочерна. И человек, родившийся, получавший образование и культуру в иной культуре и географии, есть и остается белым господином, невзирая на все нынешние наши классификации и маркировки. Это постулируется, а не доказуется, и никаких судебных решений для этого не нужно.

ВОТ ТОЛЬКО РЕШЕНИЕ СУДА, А ВСЛЕД ЗА НИМ и приказ Министерства НОКС, восстановившие Константина Орбеляна в должности, не только принесли маэстро удовлетворение. Они таки что-то изменили - если не в нем, то в отношении него. Коллеги вообще не перестают удивляться - "Как он все это выдержал! Я бы давно плюнул и уехал!" Но Орбелян выдержал. Выдержал все это абсурдное и унизительное не только для него, но и для всего нашего арт-мира черно-белое кино. Он даже сумел стать консолидатором для этого самого арт-мира. Ведь если бы не столь единое и упорное сопротивление Оперы, к которой столь же жестко присоединился остальной театральный мир, Назени Гарибян, несмотря на все свои многочисленные подвиги, возможно, продолжала бы рулить культурой. Но поднявшая меч от меча и погибла. Следует упомянуть и о "рикошете", от которого несчастной жертвой Ленский пал, - сын юриста Национального театра, трудящийся в правительстве, был уволен в тот же день, когда стало известно о работе его отца на "черных". Но это уже специфика революции под знаком любви и терпимости… А в общем - Константин Орбелян снова на белом коне, хотя вопрос "зачем все это было нужно?" никак не оставляет.

Тем не менее - и, как мы теперь любим повторять - ситуация изменилась. "Банк "Орбелян" закрыт!" - часто повторяет теперь маэстро. Если без метафор, восстановленный в должности директор государственного театра отныне намерен быть, как все остальные его коллеги. Не ждать милости от собственных капиталов и Бога, а - исключительно от государства.

"Сейчас мне предстоит огромная работа "по восстановлению", - говорит Константин Орбелян. - У меня были большие планы на предстоящий период, много договоренностей как по гастролям, так и по приглашениям. Когда все это началось, я, естественно, все отменил. Теперь надо все начинать заново, многое воскрешать".

У Национального академического театра оперы и балета им. Ал. Спендиарова обширные планы. Только в этом сезоне предстоит завершить постановку балета "Старые боги", работу над которым уже начал Вилен Галстян. Еще в прошлом году планировалось ознаменовать новой интерпретацией 50-летие балета Эдгара Оганесяна "Антуни", первая постановка которого шла в декорациях Мартироса Сарьяна. Перенесенный юбилей - жанр вполне традиционный, и ему должно быть. Есть еще намерение начать работу над "Щелкунчиком", чтобы выпустить его к Новому году. Это по балетам, а ведь есть еще и опера, и столь желанный гастрольный график! Словом, планов получается громадье.

НО БАНК "ОРБЕЛЯН" ЗАКРЫТ! И ВСЕ ЭТИ замечательные планы руководство театра намерено реализовывать исключительно в расчете на государственное финансирование. Так сказать, назвался груздем - полезай в кузов. Теперь все как по писанному. Писанному Назени Гарибян: "Я министр, а вы всего лишь директор одного из семидесяти с лишним ГНКО!" Как скажете... И флаг вам в руки!

Конечно, с позиций высшей справедливости все правильно. Государство за что боролось, на то и напоролось. И за свои глупость, некомпетентность и хамство по отношению к артисту сначала огребло по полной программе плевков и возмущения, а теперь еще увеличит в разы затраты по Оперному театру. Ты этого хотел, Жорж Данден, и каждому - по заслугам. Теперь у государства есть возможность поливать огород, который год с лишним городили, исключительно своими силами.

И вот это-то, оглядываясь на силы государства, вызывает опасения. Мы уже как-то привыкли к тому, что Национальный академический театр оперы и балета им. Спендиарова и сам живет, и нам делает красиво. Возвращаться из режима шесть премьер в год к полторы не очень хочется. Но, может, Орбелян еще порадуется своей победе, оттает и изменит меру пресечения. Поживем - увидим. Непременно увидим.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПРАВИТЕЛЬСТВО ИЛИ АВТОБУС – ПОЧУВСТВУЙ РАЗНИЦУ!
      2020-06-02 10:16
      1034

      Если с вами навязчиво и упорно шутят, а вам не смешно – это, скорее всего, вам просто врут. А если правила шутейного разговора все время меняются, и в результате вы напуганы и уже хотите сдать тест не на коронавирус, а на когнитивный диссонанс – не слишком беспокойтесь. Скорее всего, когнитивный диссонанс не у вас... а у кого-то другого. Так и живем.

    • ГЛАВНАЯ ОПАСНОСТЬ – ИСКУССТВЕННОЕ ИСКУССТВО
      2020-06-02 09:36
      926

      Вместе со всеми учреждениями культуры Государственный театр музыкальной комедии им. А. Пароняна ищет модули реанимации творческой жизни. И, кажется, как и все, не сильно в этом преуспел. Но по мнению директора театра Каро ШАХБАЗЯНА, нынешняя ситуация в арт-пространстве чревата не только творческими и финансовыми проблемами.

    • «НАДО ЧТО-ТО ПРИДУМАТЬ, ИНАЧЕ МЫ ПОТОНЕМ!»
      2020-05-27 10:35
      2269

      Камерный театр – это театр, который любят. Камерный театр – это театр, который играл очень много и исключительно при аншлагах.  Любовь, наверное, осталась. Работа и аншлаги кончились. Директор ереванского Государственного Камерного театра Лусине ЕРНДЖАКЯН уверена, что выжить в создавшемся кризисе маленьким театрам гораздо сложнее, чем большим.

    • ГЛАВНЕЙ ВСЕГО ПОГОДА В ДОМЕ!
      2020-05-26 09:57
      3499

      С заместителем министра по вопросам культуры  Ара ХЗМАЛЯНОМ мы встретились на одном узкоформатном – в рамках карантинного этикета – театральном совещании. О полноценном интервью речь не шла – замминистра был сильно ограничен во времени, да и присутствие театральных деятелей с их апартами сыграло свою роль. В итоге получился комментарий – с текстом, контекстом и подтекстом.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • О 8% ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО
      2020-05-20 16:20
      3909

      Сегмент нового джентльменского набора карантинных послаблений, касающихся культуры, формулируется просто. Собираться не больше пяти человек и желательно – на свежем воздухе, соблюдать дистанцию. Вот, пожалуй и все. А то, что в закрытые рестораны и кафе ходить можно, а в культурные учреждения нельзя – так это традиционно и символично.

    • САМИ «ДОЕДЕМ» - БЫЛ БЫ ТРАНСПОРТ
      2020-05-11 10:53
      1924

      Согласно договоренности, приобретенной на прошедшей недавно встрече директоров концертно-театральных учреждений культуры с заместителем министра НОКС Ара Хзмаляном, сегодня эти самые учреждения должны представить министерству свои сочинения на тему «Как нам возобновить работу». Независимо от того, какие будут приняты решения - а предложения артистов еще предстоит рассмотреть и одобрить комендатуре, – сам факт возвращения хоть к какому-то формату работы уже повод для оптимизма.

    • СУДЬБА ФРАНКЕНШТЕЙНА
      2020-04-30 10:01
      1380

      История Франкенштейна пережила множество книжных, драматических и кинематографических адаптаций.  Если кто забыл – ученый Франкенштейн решил создать из фрагментов человеческого вторматериала “современного Прометея”, который облагодетельствует мир. В общем, слепил из того, что было, чтобы потом это “что было” полюбить.  Вот только героя-цивилизатора не получилось - получился жуткий монстр, принесший  всем много несчастий и в конечном итоге уничтоживший и себя, и своего создателя. Кстати, в книге Мери Шелли, придумавшей  чудовище,   вообще не упоминается, каким способом было собрано и оживлено это создание. Исследователи ее творчества считают, что причиной тому была полная некомпетентность писательницы в научных и медицинских вопросах...

    • “НАМ ВСЕ ДАДУТ! НО СНАЧАЛА ВСЕ ОТНИМУТ”
      2020-04-21 10:20
      2996

      Директор Государственного театра кукол им. Ов. Туманяна Рубен БАБАЯН -  не Ванга. Но высказывает предположение, что искусство после коронавирусного кризиса возьмет курс на планетарность.  А еще он предполагает, что армянская культура этой планетарности вполне может соответствовать.  Если только не умрет – не от коронавируса, а стараниями чиновников-реформаторов.