БЕТЕЛЬГЕЙЗЕ — САМАЯ ИЗВЕСТНАЯ ЗВЕЗДА, КОТОРАЯ СБИЛА С ТОЛКУ МИР В 2020 ГОДУ

Международная исследовательская группа во главе с учеными Австралийского национального университета (ANU) смогла раскрыть секреты Бетельгейзе, одной из самых ярких и узнаваемых звезд на ночном небе. Оказывается, размер и расстояние до Бетельгейзе отличаются от тех, что были установлены учеными более полувека назад.

В пятницу, 16 октября, ANU сообщил, что исследователи использовали гидродинамическое и сейсмическое моделирование звезды, что позволило проанализировать уменьшение яркости звезды в ночном небе, которое наблюдалось на протяжении 2019 года. Результаты исследования были опубликованы в журнале The Astrophysical Journal.

Ярчайшая звезда

Бетельгейзе — звезда в созвездии Ориона. В 2019-2020 годах она привлекла внимание всего мира тем, что дважды теряла свою яркость.

Сегодня мы знаем, что первое падение яркости произошло из-за огромного облака пыли, которое возникло на орбите Бетельгейзе. Об этом говорится в исследовании, которое было опубликовано в марте в журнале The Astrophysical Journal Letters.

Но второе уменьшение яркости привлекло внимание исследователей ANU больше, чем первое. Астрономы предположили, что падение яркости произошло в результате пульсации звезды, которое считается обычным явлением для всех звезд. Кроме того, исследователи обнаружили, что в ядре Бетельгейзе продолжает гореть гелий.

Водород — это топливо для звезд, которое содержится в ядре. Превращение водорода в гелий создает энергию, позволяющую существовать звезде. К концу жизни звезды большая часть водорода в ядре превращается в гелий, который, в свою очередь, используется для получения энергии. Впоследствии гелий превращается в углерод и кислород, и наконец в железо.

Бетельгейзе находится на последнем этапе звездой эволюции, поэтому ее яркость уменьшается. Некоторые ученые предполагают, что она скоро взорвется, но согласно новому исследованию, присутствие гелия в ядре Бетельгейзе означает, что до взрыва еще далеко. Остается еще как минимум 100 тысяч лет до того, как гелий превратится в железо.

Секреты старой звезды

Исследование также показало, что расстояние до Бетельгейзе всего 530 световых лет от Земли, а не 700, как ранее предполагали астрономы. Это, в свою очередь, повлияло на расчеты ученых, которые стремились узнать точный размер гигантской звезды.

Ранее астрономы предполагали, что если бы Бетельгейзе находилась в центре Солнечной системы, ее внешние слои достигали бы примерно тех же областей, где находится орбита Юпитера, но новое исследование показывает, что ее радиус на треть меньше расстояния между Солнцем и Юпитером.

Рассмотрим подробнее, как ученые определяют расстояние до звезд. В первую очередь они довольно точно определяют диаметр звезды по отношению к Земле, а затем вычисляют расстояние между Землей и соответствующей звездой. На основе полученных данных астрономы определяют ее истинный размер.

Представьте, что кто-то держит мяч и постепенно удаляется от вас, и чем дальше он удаляется, тем меньше вам кажется размер мяча. А если вы сможете точно измерить диаметр мяча и расстояние между вами, то легко определите реальный размер мяча.

Таким образом, ситуация с Бетельгейзе привлекла внимание астрономов, которые решили внимательнее ее изучить.

К сожалению, это печальная новость для астрономов-любителей во всем мире, поскольку они надеялись увидеть взрыв звезды своими глазами, но похоже, что Бетельгейзе, которая была ближайшим кандидатом на взрыв, больше им не является.

Шади АБДЕЛЬ ХАФИЗ, Al Jazeera (Катар), ИноСМИ