Последние новости

РИСУЙ, СЛУШАЯ ХАЧАТУРЯНА

"Образовывайся, отдыхай и выигрывай!" - эти три слова представляют суть мероприятия, организованного на днях в режиме онлайн Домом-музеем Арама Хачатуряна и нацеленного на привлечение к участию всех желающих без возрастных ограничений. Предложенный широкой публике проект назван "Звуки и краски" и заключается в следующем: дом-музей включает музыку, под звуки которой слушателю предлагается изобразить на бумаге, холсте, картоне, а также любом подручном "полотне" (бруске дерева, керамической таре и т.д.) свое восприятие музыки.

"МУЗЫКУ ПРЕДЛАГАЕМ МЫ, КРАСКИ ВЫБИРАЕТЕ ВЫ. Ноты – от нас, кисть – от вас", - говорится в преамбуле к проекту. Идея заинтриговала многих посетителей музея и поклонников музыкального искусства. Если учесть, что первый проект был посвящен музыке Арама Ильича, а точнее, его сочинениям к спектаклю "Маскарад", то интрига, сузив тему, дала размах фантазии. Мероприятие продлилось час, в течение которого трижды был прокручен видеоролик, состоящий из музыки к "Маскараду" и дикторского текста о работе Хачатуряна над знаменитой лермонтовской драмой. При первом просмотре можно было познакомиться с проектом и проникнуться предложенной музыкой, а при втором и третьем - живописать на заданную тему.

Конечно, участие в культурных мероприятиях сидя в домашнем одеянии за экраном компьютера не доставляет особого удовольствия. Посещение живых концертов и мероприятий в концертных залах и музеях позволяет окунуться в иную атмосферу, где есть живые эмоции, контакт с музыкой, создаваемой здесь и сейчас и обеспечивающей взрыв чувств в воздухе. "Лайв"-мероприятия – это встречи с единомышленниками, выливающиеся в живые обсуждения и дискуссии, обмен мыслями, чувствами, опытом, знаниями, наконец - запах концертного зала, чего ты никогда не получишь сидя в кресле у монитора. Тем не менее, участие в творческом онлайн-проекте с музыкой Хачатуряна все же лучше, чем "прогулки у открытого окна".

Проект "Звуки и краски" Дома-музея Хачатуряна оказался и весьма познавательным. На экране, помимо музыки, одна за другой сменялись фотографии из богатейшего архива Арама Ильича, хранящегося в музее. Кадр можно было остановить и внимательно разглядеть то, что особенно заинтересовало. Диктор, в роли которого выступила научный сотрудник музея Лена Мисакян, рассказала немало интересного из "биографии" хачатуряновского "Маскарада". Представим подробности создания любимой многими из нас музыки, которые мало кому известны.

 РИСУЙ, СЛУШАЯ ХАЧАТУРЯНАВ 1941 Г. АРАМ ХАЧАТУРЯН ПОЛУЧИЛ ЗАКАЗ от Московского театра им. Евгения Вахтангова написать музыку к драме Лермонтова "Маскарад". В тот год исполнялось 100 лет со дня смерти великого русского поэта, прозаика, драматурга Михаила Лермонтова, и театр решил вернуть на сцену его прекрасное произведение. Главным режиссером вахтанговского театра к тому времени был назначен Рубен Симонов, решивший поменять музыку, которая звучала в спектакле "Маскарад" прежде. Симонов был прекрасно знаком с творчеством своего талантливого соотечественника Хачатуряна и решил доверить написание музыки к спектаклю именно ему, тем более, что Арам Ильич уже был известен прекрасными работами для театра. Хачатурян же, будучи большим поклонником вахтанговского театра, предложение принял.

Композитор приступил к работе, проводя у рояля по многу часов. Он загорелся желанием написать новую музыку, способную насытить сочинение Лермонтова щедрыми эмоциями, выявить его драматический смысл, богатство красок, подчеркивающих своеобразие характеров героев драмы, их чувства и переживания. Кроме того, ему, армянину, предстояло написать музыку к литературному произведению русского писателя-классика. В работе Хачатуряну помог его педагог Николай Мясковский, передавший ему сборник редких музыкальных сочинений так называемого "доглинкинского периода". Это помогло Араму Ильичу проникнуться музыкальной атмосферой той эпохи. Особенно важным для него было создание вальса, музыка которого пришла на ум неожиданно, когда он позировал художнице, писавшей его портрет.

"Я жил этой драмой, музыку писал, ужасаясь, и трудно описать словами, как она родилась во мне. Тем не менее, я запомнил историю создания второй темы вальса. Я позировал художнице Евгении Пастернак, писавшей мой портрет. Как вдруг эта мелодия зазвучала во мне. Я попросил художницу остановиться, и принялся сочинять свой "Маскарад", - написал позже Арам Хачатурян.

Заказ вахтанговского театра в исполнении Хачатуряна прозвучал в спектакле "Маскарад" 21 июня 1941 г. за день до начала Великой Отечественной войны, поставившей точку в биографии этой постановки. В ночь на 24 июля, спасая людей от налета гитлеровской авиации, погиб один из актеров спектакля Василий Куза, пострадало и здание театра им.Е.Вахтангова. Через 2 года Арам Ильич собрал воедино наиболее интересные с его точки зрения музыкальные партии драмы и воплотил их в сюиту для концертного исполнения.

СПУСТЯ ГОДЫ ПОСЛЕ СМЕРТИ ХАЧАТУРЯНА, В 1982 Г., его ученик, композитор Эдгар Оганесян создал партитуру к "Маскараду" на основе музыки Арама Ильича, включив в нее фрагменты из его других сочинений: Второй симфонии, Сонаты-монолога, Соло для скрипки и др. Обновленная премьера "Маскарада" состоялась в 1982 г. в Одесском театре оперы и балета, и с тех пор спектакль входит в репертуар разных музыкальных коллективов, в том числе и Армении. 5 марта 2017 г. премьера "Маскарада" в постановке Вилена Галстяна состоялась и на сцене Национального театра оперы и балета им. Ал.Спендиарова в Ереване

Но вернемся к онлайн-проекту ереванского Дома-музея Арама Хачатуряна, который должен иметь продолжение. Откликнувшимся слушателям организаторы мероприятия предложили сфотографировать свои художественные работы на тему "Маскарада", разместить в комментариях к проекту и на ФБ-странице музея с указанием своих имени, фамилии, возраста, профессии и места работы. На основе лучших работ дом-музей намеревается открыть временную экспозицию, а ее участники получат право бесплатного посещения этого очага культуры. Победителя ожидает специальный приз.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "КОРОЛЬ КАВКАЗА": КНИГА ОБ АЛЕКСАНДРЕ МАНТАШЯНЦЕ
      2020-06-03 09:44
      532

      Издательство "Эдит Принт" снова преподнесло читателям литературный сюрприз. В конце прошлой недели вышла в свет книга "Манташевские ряды" Армена Гаспаряна в переводе с русского на армянский язык. Автор и редактор перевода – современный писатель Давид Самвелян. Армяноязычная версия этой биографической повести названа "Կովկասի արքան" ("Король Кавказа") и отпечатана тиражом в 500 экземпляров.

    • УДОЧКА В КАРМАН ТАКСИСТА?
      2020-06-01 09:24
      305

      Вопросы урегулирования сферы такси-сервиса, представленные правительством Армении, привлекли к обсуждению всех, кроме самих водителей такси. Как отмечает главный инициатор нового законопроекта – Министерство территориального управления и инфраструктур РА, инициатива затрагивает в первую очередь платформу онлайн такси-сервисов, находящуюся вне государственного контроля и требующую срочного урегулирования.

    • СОЗДАН «ФОНД ДРУЗЕЙ КОНСЕРВАТОРИИ»
      2020-05-29 10:29
      2062

      «Фонд друзей консерватории» - так названа организация, рожденная недавно в стенах Государственной консерватории им.Комитаса и призванная реанимировать этот прекрасный очаг культуры и образования. Имеющая давние традиции ереванская консерватория в 2021 г. отметит свой 100-летний юбилей, и созданный недавно фонд уже приступил к разработке и реализации ряда программ, которые помогут не просто сохранить достижения консерватории, но и развить их в соответствие с требованиями времени.

    • «ЛЕДИ МОРЕЙ» АНИТА КОНТЕ-КАРАГОШЯН
      2020-05-29 10:18
      1018

      Анита Конте-Карагошян – одна из самых выдающихся армянок в истории, первая в мире женщина-океанолог, сыгравшая огромную роль как в исследовании океана, так и в организации грамотного рыболовства, оставившая мировой науке множество исследовательских трудов, проблемных статей, более 40 тысяч уникальных фотографий, десятки фильмов и сотни страниц дневниковых записей. Аниту Конте еще при жизни называли «Магелланом в юбке». Она родилась 17 мая 1899 года и, прожив без малого 99 лет, стала маяком океанологической науки своего времени. 






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПОД ДИКТАТОМ ВИРУСА «ФИЛАРМОНИЧЕСКИЕ ПЯТНИЦЫ»
      2020-05-30 11:35
      2625

      В любом событии , происходящем в культуре, легко различимы приметы времени . Более того - отчетливо звучат отголоски минувшего и предчувствие будущего . Приметы нашего времени отражают события вокруг злосчастного коронавируса. В последние месяцы он в центре внимания , бесспорный фаворит сезона, другие темы на периферии.

    • КОНКУРС ИМЕНИ ХАЧАТУРЯНА ПРИВЛЕЧЕТ ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
      2020-05-25 10:45
      3865

      Международный конкурс им.Арама Хачатуряна, несмотря на закрытые границы, не намерен сдавать позиции: с 6 по 15 июня он примет на своей площадке музыкантов из разных стран. Правда, площадка нынешнего конкурса будет работать в режиме онлайн, где на суд жюри и слушателей будут вынесены выступления прошедших отбор конкурсантов. Однако хачатуряновский конкурс, как всегда, отличится креативом и пройдет с применением современных технологий и, в частности, в сотрудничестве с искусственным интеллектом.

    • ЖИВОПИСНЫЙ МНОГОТОМНИК АРМЕНА ВАГРАМЯНА
      2020-05-21 17:36
      3907

      Мастерская Армена Ваграмяна поражает аккуратностью, не очень-то свойственной художникам. На полках - разложенные в определенном порядке краски, собранные в кувшин кисти, прислоненный к стене мольберт, расставленные по жанрам картины – здесь каждая вещь занимает свой, отведенный ей уголок. Оглядевшись по сторонам, понимаешь: порядок – черта характера Армена, максимально отраженная в его живописном творчестве. 

    • ХУДОЖНИК СЧАСТЬЯ
      2020-05-18 15:22
      6635

      Роберт Элибекян - художник уникальной творческой одаренности. Изысканная психологическая нервная природа его происходит из того скрытого от глаз пространства, которая присуща его личности. Элибекяна можно и нужно видеть на его персональной выставке или в мастерской. Чувствовать, как глубоко и тщательно готовит он каждую минуту к воссозданию образа, как все, что появляется на холсте, проходит через его сердце. Как продумана и мастерски выполнена форма его созданий.