гласит популярная реклама высококонцентрированного напитка Red Bull, который содержит большое количество кофеина и витаминов
Производители энергетика, реализовывая в мире ежегодно более миллиарда банок, утверждают, что напиток абсолютно безвреден. А рекламные кампании, направленные преимущественно на подростковую и молодёжную аудиторию, пестрят громкими сообщениями "о стимулирующих и способствующих производительности эффектах энергетика". В нашей стране Red Bull продается в обычных продуктовых магазинах. Однако действительно ли употребление энергетика безвредно для молодого организма?
"ОКРЫЛЕННЫЕ" КОФЕИНОМ
Американские эксперты знаменитого Университета Джонса Хопкинса провели десятилетия, исследуя эффекты кофеина, и пришли к выводу, что этикетки популярных энергетических напитков должны содержать предупредительную информацию о потенциальных рисках для здоровья потребителей.
СПЕЦИАЛИСТЫ УТВЕРЖДАЮТ, что содержание кофеина в энергетиках иногда десятикратно увеличено — это все равно, что выпить 14 канистр кока-колы. Между тем на многих банках и бутылках нет никаких данных о количестве кофеина, и практически ни один производитель не включает в текст на этикетке предупреждения о риске для здоровья вещества, который в течение последних лет был убедительно доказан.
Медики убеждены, что без точной и понятной маркировки на энергетических напитках покупатели не в состоянии понять, сколько кофеина они потребляют. По словам врачей, это все равно, что пить алкоголь из бутылки, не зная, что в ней – слабое пиво или виски. Они добавляют, что опьянение кофеином – признанный клинический синдром, включенный в Международную классификацию болезней ВОЗ. Расстройство включает признаки нервозности, повышенного беспокойства, неугомонности, бессонницы, желудочно-кишечных проблем, тахикардии, психомоторной агитации и прочее. Кроме того, некоторые энергетические напитки одним своим видом и названием пропагандируют употребление других сильных стимуляторов, таких как амфетамин, риталин и прочее.
КОКАИН+ГЕРОИН=RED BULL+ВОДКА
Red Bull и другие энергетические напитки (Revo, Burn и т.д.) нередко называют "напитком клабберов", которые почти в каждом баре, в том числе и в наших столичных, смешивают с водкой. Однако употребление алкоголя, смешанного с энергетическими напитками, содержащими кофеин, очень опасно – об этом свидетельствуют результаты специального исследования, проведенного британскими и американскими учеными.
ТАК, ИССЛЕДОВАТЕЛИ ПРОИНТЕРВЬЮИРОВАЛИ 4271 СТУДЕНТА УНИВЕРСИТЕТОВ США, четверть которых употребляла коктейль из водки и энергетического напитка в течение месяца, предшествовавшего опросу. Выяснилось, что употреблявшие такой коктейль в два раза более предрасположены к травмам, полученным в состоянии алкогольного опьянения. Кроме того, любители водки с Red Bull в пьяном виде гораздо чаще становятся жертвами сексуального насилия или сами его осуществляют. Основатель наркологического центра Life Works Дон Серратт сравнивает эффект от смешивания водки и энергетика с эффектом от смешивания кокаина и героина. Стимулирующий энергетический напиток и расслабляющий алкоголь, по его мнению, составляют "весьма опасный коктейль". Исследование также показало, что пьющие Red Bull с водкой употребляют на 36% больше алкоголя за раз.
НАПИТОК С ПОСЛЕДСТВИЯМИ
Было несколько скандалов в связи с угрозой жизни, таящейся в напитке.
В КАНАДЕ ПОДРОСТОК УМЕР ПОСЛЕ ТОГО, как выпил 4 баночки перед участием в баскетбольной игре. Хотя прямая связь смерти от употребления напитка так и не была доказана. В США двое умерли, выпив несколько коктейлей Red Bull с водкой. В мае 2009 года в шести федеральных землях Германии был введён запрет на продажу напитка Red Bull Cola, в составе которого были найдены элементы кокаина (0,4 микрограмма на литр). В июне 2009 года продажа Red Bull Cola была запрещена также на Тайване. В настоящее время перестали продавать энергетик во Франции и Дании.
СКВОЗЬ ПАЛЬЦЫ
За комментарием мы обратились в Инспекцию по продовольственной безопасности и ветеринарии Министерства сельского хозяйства РА. "При ввозе в нашу страну энергетических напитков проверяется наличие лицензии", — сказали нам в инспекции. К сожалению, подобный ответ наводит на мысль, что в нашей стране на проблемы, вызванные употреблением молодёжью всевозможных сомнительных напитков, поднимающих тонус, смотрят сквозь пальцы.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ 10 ДЕКАБРЯ В ХОДЕ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ советник премьер-министра Армении Арам Гарибян заявил журналистам: "Эффективность соблюдения пищевой безопасности в Армении не так уж высока. Поэтому правительство разработало программу повышения пищевой безопасности, согласно которой 2 инспекции в составе Минсельхоза будут объединены. Это Государственная инспекция по ветеринарии и безопасности продуктов питания и Государственная инспекция карантина растений и земледелия. В новообразованную структуру войдет также инспекция качества Министерства экономики, но почему-то не инспекция Минздрава…" Эти шаги, по словам Гарибяна, повысят эффективность контроля над пищевыми продуктами. А пока, чтобы употребление энергетических напитков не стало "последним желанием", мы бы хотели напомнить потенциальным потребителям напитков, что основной риск его чрезмерного употребления — сильное обезвоживание организма, негативное влияние на сердце и нервную систему. Напиток не рекомендуется употреблять детям до 18 лет, беременным (из-за высокого содержания кофеина, который может привести к преждевременным родам), кормящим женщинам, больным сахарным диабетом.
