Последние новости

МОЛОДОСТЬ О ВЕЧНОМ

Встреча с композитором Арамом Ованнисяном, с его музыкой еще раз подтвердила одну истину. Обычно молодые люди в творчестве проявляют, как принято говорить, непосредственность, подчас нетерпение в поисках нового, порой даже агрессивность в выборе средств выразительности. Они протестуют, и этот протест, как правило, принимается с пониманием. "Когда протестовать, если не в молодости", - снисходительно ворчит старшее поколение. Но жизнь, скорее, история искусств доказывает другое.

ИМЕННО В МОЛОДОСТИ ИСТИННЫЙ ТАЛАНТ ОЗАРЕН КАКИМ-ТО ВЫСШИМ ПОНИМАНИЕМ ВЕЩЕЙ, острым восприятием окружающего мира и милосердием, готовностью любить и страдать, и, конечно, быть счастливым, что придает произведениям, написанным великими молодыми, непреходящую ценность. Они, эти молодые, уже умны и мудры силой своего таланта. Я думала об этом, слушая произведения Арама Ованнисяна и вчитываясь еще и еще раз в названия его сочинений. Вот круг тем, который его волнует с юности: Litanies ("Молитва") Between dream and reality ("Между мечтой и реальностью"), Epistles ("Послание") Undergrоund: Traces ("Подполье. След"), Les leux visions de memoire ("Два памятных воспоминания"), Venus ("Скорбь"), Exodus /Irae II/ ("Исход. Гнев")...

Сочинение Litanies для женского голоса, флейты, виолончели, фортепиано и бубна было написано в 2001 году, когда ему было всего 16 лет! А спустя два года, в 2003-м, он пишет для альтового саксофона сочинение под названием Inno, образ которого связан с главной католической молитвой, с началом ее изречения на латыни - In nomine Patris et Filii et Spiritus Sancti... - "Во имя Отца и Сына и Святого Духа..."

Такое внимание к этим темам - след времени, след пережитого вместе со всеми. Арам Ованнисян принадлежит к тому поколению, которое в младенчестве своем перенесло огромные потрясения, выпавшие на долю нашего народа, а значит, на долю их родителей. Но природная одаренность все преобразует в пользу творения. Иначе не было бы ни великих флорентийцев после опустошающих город и страну эпидемий и войн, ни вообще Ренессанса... Его отзвук мы и слышим в лучших произведениях современного искусства, вошедшего в стадию борьбы за высшие человеческие идеалы. Всегда, во все времена светлое мировосприятие, описание мирской красоты опиралось в искусстве на прочный фундамент глубоких знаний духовного опыта, что передавалось молодым с традициями народа, семьи, учителей. Талант талантом, но ясно, что Араму Ованнисяну повезло со всем этим. Мать - преданная и бесконечно любящая - прекрасный музыкант, уже много лет преподает историю музыки в Музыкальном училища имени А.Бабаджаняна; педагогом Арама по композиции был профессор Ереванской консерватории, известный композитор Левон Чаушян. В консерваторию по специальностям исполнителя на флейте и композитора Арам поступил в 15 лет...

ПРЕМЬЕРА ЕГО СОЧИНЕНИЯ BETWEEN DREAM AND REALITY, НАПИСАННОГО для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано состоялась в Ереване в 2003 году, оставив большое впечатление и заинтриговав нас судьбой молодого композитора. Дальше все развивалось по стандартной для нашей талантливой молодежи стезе. После окончания консерватории - отъезд за границу, в данном случае в Швейцарию, что, однако, еще не давало гарантий успехов на композиторском поприще, - оно сегодня столь сложно и обязывающе в стопроцентной преданности своему призванию. Но уже спустя два года, в 2005 году, Арам Ованнисян принимает участие в престижнейшем конкурсе Pre-Art и получает I премию. Его не просто замечают, а записывают в рейтинг тех, кому начинают заказывать музыку крупные издательства и известные музыкальные коллективы.

В 2007 году со стороны Международного фестиваля современной музыки, проходящего в Люцерне, Арам Ованнисян получает заказ на написание сочинения для ансамбля "Лаборатория". В эти же годы его сочинения исполняются в разных странах известными музыкантами и ансамблями. Премьеры новых сочинений в Люцерне, Лозанне, Женеве, Берне, Базеле, Мадриде, Тбилиси, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Бостоне и, наконец, Ереване следуют одна за другой. И никогда его музыка не оставляет слушателя равнодушным. Произведения Арама Ованнисяна озоновым дыханием вписываются в сложную, противоречивую картину современной европейской музыки, привнося в нее благородную интонацию мудрого осмысления вечных истин. Здесь говорит его корневая основа. Сочинения Арама остро современны, в то же время они взрастают из глубин многовековых традиций, в них слышится резонанс монастырских храмовых песнопений средневековой Армении. Это вслушивание в ренессансные основы и европейской, и в данном контексте армянской музыки сегодня особенно актуально. Эту направленность Араму подсказала его судьба, история его страны. Ему, еще совсем мальчику, склонному к размышлению и творчеству, было естественно выражать свои чувства в форме мелодических ламентаций, торжественно-молитвенного обращения к Богу, которым в его стране тогда было пронизано все...

СИЛА ТАЛАНТА РАНО СФОРМИРОВАЛА КРИТЕРИИ. И в музыке, и в жизни. Темы определились сами собой. Они были отражением окружающего мира, его стона, его крика, его диссонантности. Но в первых же сочинениях Арама Ованнисяна проявилась позиция, удивительная для молодого человека: он стал на путь преображения хаоса в гармонию - изначальной идеи музыкального искусства. И не за счет устойчивых и верных традиций классицизма, столь преуспевшего в этом, а путем преодоления трудностей современного музыкального языка. Этот язык есть, он апробирован бессчетное количество раз, являя самые разные художественные интерпретации, рисуя разные автопортреты. Этот язык понимается в основном профессионалами. Его кодовая лингвистика - фактически особая знаковая культура. Понимание ее символов и является той духовной пищей, которой упиваются продвинутые слушатели. Но, судя по широкому разветвлению музыкальных сообществ, концертных проектов, фестивальных предприятий, в которых, в частности, участвует Арам Ованнисян, современная музыка в мире имеет огромную массу своих последователей и сторонников. Конечно же, как и всегда за счет совершенно неординарных талантов.

Безусловно, в лице Арама Ованнисяна современная музыкальная культура приобрела чрезвычайно интересного композитора, способного расширить и тематически, и стилистически ее пространство. Высокие идеи, лежащие в основе его сочинений, искренность и красота их воплощения, исключительное чувство формы внушают нам и восхищение его музыкой, и гордость за традиции армянской композиторской школы.

27 июня в Доме-музее Арама Хачатуряна состоялась встреча с Арамом Ованнисяном и прослушивание его произведений, записанных на CD. Надеемся, что в ближайшее время эта музыка зазвучит в наших залах в живом исполнении.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЛЮДИ И ВРЕМЯ В КНИГЕ ИНИЦИАТОРА ПЕРЕМЕН
      2017-02-22 14:50
      987

      Рассказывать о своей жизни может только человек, обладающий ярко выраженным общественным сознанием. Потому что в конечном счете он рассказывает о своем времени, об обществе, в котором жил и живет, и как бы передает свой опыт будущим поколениям. Именно так читается книга Владилена БАЛЬЯНА "И все они были... Страницы из дневника композитора", изданная по госзаказу в "Амроц групп". Ее презентация прошла в конце 2016 года в Доме-музее Александра Спендиарова. И что симптоматично. Презентация стала своеобразным "послесловием" книги, поскольку она состоялась в том месте, которое стало очередным детищем Владилена Бальяна с тех пор, как в 1967-м он заступил директором еще не существующего музея Александра Спендиарова. Ну а дальше понадобились годы кропотливого труда, чтобы наполнить музей эксклюзивными документальными материалами и живым музыкальным присутствием.

    • ФЕНОМЕН АЛАНА ОВАНЕСА
      2017-02-01 15:15
      785

      В конце 2015 года в академическом издательстве "Гитутюн" на армянском языке вышла в свет интереснейшая книга "Музыка Алана Ованеса на перекрестке культур Востока и Запада". Ее автор - музыковед Лилит ЕРНДЖАКЯН доктор искусствоведения, профессор Ереванской консерватории, хорошо известная по своим предыдущим работам - книгам и статьям, посвященным актуальным темам взаимосвязи и взаимодействия восточной и западной культур. Они ярко демонстрируют направления поисков и главные приоритеты исследователя, с первых же шагов своей деятельности стремящегося к определению в широком контексте мировых музыкальных взаимосвязей значение и роль армянской музыкальной культуры. Это монографии "Из истории армяно-иранских музыкальных связей", "Гимн солнцу. Саари в армянской музыкальной культуре", "Ашугский любовный сказ в контексте взаимодействия ближневосточного региона". 

    • КОГДА ОТКРЫВАЕТСЯ МИР
      2016-12-02 14:04
      1208

      Ереванский международный музыкальный фестиваль вот уже 10 лет украшает нашу золотую осень. Он организован главным дирижером Государственного филармонического оркестра Армении Эдуардом Топчяном и известным лондонским виолончелистом Александром Чаушяном. Длящийся почти два месяца фестиваль переживается как актуальное событие, как своего рода перешеек в то музыкальное пространство, которое находится за пределами наших границ. Словно открывается мир. А это так необходимо! 

    • ГЛАВНЫЙ МОТИВ - АРМЕНИЯ
      2016-08-31 16:48
      1436

      Периодически осенью в праздничной обстановке в городе Провиденс - штат Род Айленд - открывается Армянский музыкальный фестиваль, основанный Константином ПЕТРОСЯНОМ в 1997 году и ставший воплощением его мечтаний - соединением музыки и музыкантов разных стран, когда на равных участвуют и самодеятельные коллективы, и профессионалы, где звучит музыка и народная, и академической традиции - классическая и современная, где демонстрируют свои достижения представители разных народов и обязательно звучит армянская музыка. 






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Президент РА Серж Саргсян поздравил Мишеля Леграна с 85-летием
      2017-02-24 17:07
      490

      Президент Армении Серж Саргсян направил поздравительное послание композитору, музыканту, кавалеру армянского Ордена Почета Мишелю Леграну в связи с его 85-летием, сообщает пресс-служба главы армянского государства.

    • БЛЮЗ ИЗ АЛЕППО
      2017-02-24 15:01
      534

      Она появилась неожиданно и завоевала популярность среди людей, любящих блюз, джаз, фанк… Причем уже вполне состоявшейся и сформировавшейся исполнительницей со своим ярко выраженным творческим лицом. Долго не получалось выяснить о ней подробности. Но вот однажды в ходе мероприятий, посвященных Международному дню джаза, на сцене появилась певица, которая с первых же нот овладела вниманием слушателей, увлекла их своей энергетикой, страстью и сильным вокалом. Знакомство состоялось.

    • ЭТО БЫЛ СВЕТЛЫЙ ТАЛАНТ
      2017-02-24 14:53
      1885

      Он прожил яркую и долгую жизнь, наполненную работой, интересными событиями, встречами и дружбой с лучшими людьми своего времени. Сколько помнится, он всегда пребывал в приподнятом расположении духа. Поэтому создавал ощущение абсолютно счастливого человека, хотя за свою долгую жизнь испытал все "измы" непростого XX и нынешнего непредсказуемого века. Умер тоже, по-видимому, счастливым, в полной уверенности в том, что созданное им на протяжении творческой жизни непременно будет полезно людям и оставит в их душе свой след. И это истина. Ведь народный художник Армении Захар ХАЧАТРЯН принадлежит к тем деятелям армянской культуры, чьи имена останутся в истории.

    • ЛЮДИ И ВРЕМЯ В КНИГЕ ИНИЦИАТОРА ПЕРЕМЕН
      2017-02-22 14:50
      987

      Рассказывать о своей жизни может только человек, обладающий ярко выраженным общественным сознанием. Потому что в конечном счете он рассказывает о своем времени, об обществе, в котором жил и живет, и как бы передает свой опыт будущим поколениям. Именно так читается книга Владилена БАЛЬЯНА "И все они были... Страницы из дневника композитора", изданная по госзаказу в "Амроц групп". Ее презентация прошла в конце 2016 года в Доме-музее Александра Спендиарова. И что симптоматично. Презентация стала своеобразным "послесловием" книги, поскольку она состоялась в том месте, которое стало очередным детищем Владилена Бальяна с тех пор, как в 1967-м он заступил директором еще не существующего музея Александра Спендиарова. Ну а дальше понадобились годы кропотливого труда, чтобы наполнить музей эксклюзивными документальными материалами и живым музыкальным присутствием.