Последние новости

СПРОСИТЕ У МУЗЫКИ...

Музыка всегда была самым точным барометром, определяющим духовное состояние общества, его устремления, его амбиции и даже его будущее. На любом участке истории мы найдем главные ориентиры времени, прописанные в искусстве. Однако не будем углубляться в давние времена, приглядимся к нашей современности в пространстве ХХ-ХХI веков.

В годы Второй мировой войны, когда огромная часть человечества сплотилась против фашизма, музыка поражала своей высокой духовностью и в жанре песни, и в жанрах симфонии, оперы, балета... Песни сочинялись композиторами и поэтами прямо на фронтовых дорогах и слались как письма в тыл, помогая выживать миллионам людей; слагались они и дома ждущими возвращения мужей и сыновей. Кстати, в Армении в 1995 году был издан уникальный сборник таких народных песен, собранный фольклористами Марго Брутян и Алиной Пахлеванян.

Как примеры высокого духовного подвига воспринимаются сегодня факты музыкальной истории - создание Дмитрием Шостаковичем Седьмой симфонии, посвященной Ленинграду, которую он начал писать в осажденном городе осенью 1941 года, а закончил в Куйбышеве, где 5 марта 1942 года состоялась ее премьера; событийное исполнение этой симфонии 11 и 12 июля того же года в Ереване, в оперном театре под управлением Михаила Тавризяна; создание Арамом Хачатуряном в эвакуации в Куйбышеве Второй симфонии, посвященной героям войны, и ее исполнение в Москве в декабре 1943-го. На волне патриотизма, молодым Александром Арутюняном в 1948 году была создана "Кантата о Родине" для смешанного хора и большого симфонического оркестра. Это поистине прекрасное сочинение было оценено по достоинству, и композитору была присуждена Сталинская премия I степени. Эта награда и это признание во многом определили творческую жизнь композитора.

Противоречия времени... С одной стороны тоталитарный режим, разгул сталинских репрессий, атмосфера, как сейчас говорят, "удушающая творчество", а с другой - система управления, дающая возможность подниматься талантам, расцветать искусству национальных республик, творить, исполняться и жить за счет своего творческого труда. Созидательная энергетика творчества во многом способствовала коренным изменениям политической системы. Государство фактически само отказалось от идеологии культа личности, от тоталитарного управления. Реформа шла сверху, но она была одухотворена высокими идеалами общества довоенного и послевоенного времени, так ярко выраженными в искусстве.

Как же искусство живет сегодня у нас в Армении? Обеспечено ли оно конкурентным уровнем профессионализма на фоне мирового? Выражает ли оно интересы нашего государства, нашего народа? Как поддерживаются у нас высокие критерии искусства? Я задаю эти вопросы не для того, чтобы ответить на них, а чтобы еще раз напомнить: они непременно должны стать темами широких обсуждений с привлечением государственных структур.

Каков сегодня в Армении имидж композитора, который пишет серьезную музыку? Грустная картина. В советское время композитор состоял в структуре мощного творческого союза государственного типа, произведения покупались, исполнялись, пропагандировались. Члены союза систематически посещали международные музыкальные фестивали, многие участвовали в них. Композитор, если он выделялся своим творчеством, был влиятельной фигурой в обществе. Негативных моментов в таком государственном попечительстве было немало: чиновники часто норовили ограничить свободу творческой личности, но, как правило, талант преодолевал эти тернии. Сегодня же мы кичимся свободой мнений, вкусов, творческих направлений... Но для настоящего художника эта свобода мнимая. Она лишь избавила государство от заботы о нем. Композитор остался один на один со своими творческими идеями. Ситуация подсказывает, что он в принципе никому не нужен. Хорошо, если он окружен коллегами, исполнителями, которые ценят его. Эти небольшие сообщества "по интересам", которые пришли на смену мощному Союзу композиторов, как в средние века, проторивают дорогу талантам, ищут спонсоров, просят поддержки у государства.

...Когда-то в Австро-Венгрии члены королевской семьи и богатые князья были страстными поклонниками профессиональной музыки - так расцвел европейский классицизм. Благо он стал фундаментом мировой музыкальной культуры, в которую вписались и мы, армяне. У нас возникла прекрасная композиторская школа, симфоническая традиция вросла в корни нашей культуры, симфония стала национальным жанром, почти все армянские композиторы обратились к созданию симфонии. Хочу привести высказывание выдающегося исследователя истории музыки академика Б.В.Асафьева из статьи "Симфония", написанной им в 1944 году: "Если та или иная эпоха выдвигает в сочинениях симфоний отдельные таланты, чьи произведения уже выходят за средний уровень симфонического стиля данного времени, то тут действуют очень высокая общая культура и жизнеспособность народа и страны. Есть какая-то глубокая связь между редким в данных явлениях сосредоточением творческих сил в индивидууме, обладающим способностями к симфонизму, с одной стороны, и потенциями окружающей его культуры или взрывом в ней энергии - с другой..."

Вдумаемся, ведь этот анализ во многом объясняет взлет симфонизма в Армении - стране христианской культуры, пережившей в раннем средневековье свой Ренессанс, затаившейся в годы гонений в мире духовных ценностей, чтобы снова расцвесть. И самым ярким примером нового возрождения Армении стало блистательное освоение принципов европейского симфонизма. Спендиаров, Хачатурян как основоположники национального симфонизма, культуры, устремленной в будущее, подняли и другие имена, предшествующие им, - Комитас, Чухаджян, Армен Тигранян... Цепочка восстанавливалась ретроспективно, вызывая из прошлого великие фигуры - Григор Нарекаци, Констандин Ерзнкаци, Кучак, Нерсес Шнорали... Искусство современной Армении возрождало древнюю национальную культуру. И особые заслуги в этом принадлежали новой профессиональной музыке.

Тот же Асафьев еще в 1942 году в статье "Три имени" поставил молодого Арама Хачатуряна рядом с уже признанными всем миром Шостаковичем и Прокофьевым. Так гордо начиналась история армянской симфонии. Она обрела свои великолепные вершины в творчестве Григория Егиазаряна, Эдварда Мирзояна, Дживана Тер-Татевосяна, Эдгара Оганесяна, Авета Тертеряна, Эмина Аристакесяна, Александра Аджемяна, Эдуарда Хагагортяна... Горная гряда продолжалась и дальше, - Ваграм Бабаян, Ерванд Ерканян, Эдуард Айрапетян, Рубен Саркисян, Левон Чаушян, Давид Сакоян, Вардан Аджемян, Ваче Шарафян... Культура симфонизма ярко расцветила все остальные жанры - инструментальный концерт, симфонии для камерного оркестра, камерную и вокальную музыку.

За симфонизм как за культуру высоких идей пришлось бороться со вступлением страны в стадию рыночной экономики. Но именно филармонический зал и симфонический оркестр сосредоточили в себе торжество победы этого сопротивления. Когда весь Ереван в 90-е годы остался без света, жил на керосине, добываемом в изматывающих очередях, в филармоническом зале Лорис Чкнаворян вершил свою незабываемую и благородную акцию, спасая ереванских жителей от холода и упадка душевных сил, от страданий карабахской войны... Народу была нужна всепобеждающая музыка, и в переполненном зале каждое воскресенье звучали симфонии Бетховена, Хачатуряна, Мирзояна, Арутюняна, Шостаковича, Брамса, Дворжака, Малера... На этих концертах воспитывалось новое поколение, которое сегодня устраивает аншлаги в Большом зале имени Арама Хачатуряна... При Госфилармонии был создан Центр симфонической музыки с целью поддержки армянских симфонистов, который возглавил Левон Чаушян. Вместе с Лорисом Чкнаворяном они стали авторами фестиваля "Мир и мы", на каждом концерте которого на протяжении нескольких лет исполнялись произведения современных армянских композиторов. Более того, усилиями Чкнаворяна был создан второй симфонический оркестр - "Ереванский", специально, чтобы исполнять армянскую симфоническую музыку. К 90-летию Арама Хачатуряна по инициативе Центра симфонической музыки многим армянским композиторам были заказаны небольшие симфонические фанфарные пьесы, которые звучали в начале концертов. Так армянская симфоническая музыка не сдавалась. Она искала повода показать свою мощь, жизнеспособность, силу. Не ради себя самой, а во имя жизни, во имя народа.

В симфонической музыке, и особенно, в жанре симфонии заложен организующий стимул, концепция созидания. Если национальная культура овладела этим "строительным материалом" жизни, то не использовать его в полную силу просто преступно. Симфония - это воплощенная в звуках победа духа над трудностями жизни. Так диктует жанр. Как же он нужен в наше время! А между тем, мощный организм армянского симфонизма сегодня истаивает на глазах. Действительно, исполнить новую симфонию - затратное дело, начиная с переписки нот. Но идея же этого стоит! Достаточно оказаться в зале во время исполнения новых симфоний, как это было осенью прошлого года, когда филармонический оркестр под управлением Эдуарда Топчяна блестяще озвучил Пятую симфонию Ерванда Ерканяна и Третью Рубена Саркисяна, чтобы убедиться во вдохновляющем влиянии музыки на настроение людей. Так преображается народ, переживая позитивные впечатления. Ведь каждый из нас отождествляет успех композитора с успехом страны, народа, нас с вами. На этих победах, в какой бы сфере они ни происходили - за шахматной доской, в спорте или в искусстве, - взрастают народное единение, любовь к отчизне. В музыке эти чувства особенно ощутимо дарит именно симфония как жанр, наглядно олицетворяющий идею созвучия, единения в собрании всех инструментов - и европейских, и неевропейских, и традиционных, и новых, жанр, способный развернуть в звуках романный сюжет или эпическое сказание, осмыслить разные традиции - и свои национальные, и общемировые.

Уверена, что пора область армянского симфонизма объявить национальным достоянием, а симфонистов за их самоотверженность и верность избранному пути сделать почетными гражданами страны. Соответственно, резко возрастет статус профессионального композитора, страна узнает своих "энциклопедистов и академистов" и, может быть, у нас откроется телеканал, на котором будет звучать симфоническая музыка. И вновь возродится оркестр Радио и Телевидения, и молодые музыканты найдут себе место под солнцем на своей родине, способствуя активному общению армянской музыкальной культуры с мировой.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЛИКОВАЛИ, РАДОВАЛИСЬ, ПОЗДРАВЛЯЛИ…
      2017-09-20 15:36
      4406

      9 сентября этого года в Театре оперы и балета им. Спендиарова собрался весь Ереван со своим исчезнувшим тылом - художественной интеллигенцией середины ХХ века. В зале рассаживались по своим местам пожилые люди, которые когда-то были активными членами нашего культурного прошлого, галерку и ложи заполняла молодежь. На сцене театра происходило событие, которое ждали уже больше года, - постановка оперы Аро Степаняна "Давид Сасунский", которая осуществилась под руководством Сарины Автандилян, автора идеи этого проекта и художественного руководителя. 

    • ВНУТРЕННИЙ ГОЛОС НАРОДА
      2017-07-12 15:42
      16063

      О молодых композиторах, вступающих в жизнь После очень успешных экзаменов на композиторском факультете Ереванской консерватории им. Комитаса, состоявшихся в июне 2017-го, я решила обратиться с вопросом к тем, кто, собственно, и является двигателем этого прогресса: к педагогам консерватории - профессору, заведующему композиторской кафедрой Вардану АДЖЕМЯНУ, профессору Левону ЧАУШЯНУ и композитору, заслуженному деятелю искусств, председателю экзаменационной комиссии 2017 года Эдуарду АЙРАПЕТЯНУ.

    • РАДОСТИ И ЗАБОТЫ АРМЯНСКОЙ МУЗЫКИ
      2017-05-30 12:31
      2959

      Уже четыре года Союз композиторов Армении проводит конкурс юных композиторов - учащихся музыкальных школ Армении, который носит имя Эдварда Мирзояна. 12 мая в зале Союза композиторов Армении состоялся заключительный акт этого конкурса - концерт, на котором призеры исполняли свои произведения. 

    • ЗНАК СУДЬБЫ
      2017-03-20 16:15
      1104

      Творчество - вещь метафизическая, она касается не только художника, творца, но и всех без исключения, весь мир. Творимое в тишине, творчество отдается своими невидимыми и неслышимыми сигналами в пространстве мира, в его мыслительно чувственном единстве, вызывая ответную энергию тех, кто призван его открыть. Эта занимательная фабула, связывающая писателя и издателя, драматурга и режиссера, композитора и исполнителя, выглядит в этом метафизическом ракурсе особенно убедительно, когда встреча двух сторон происходит словно бы по наитию, на уровне интуиции или просто случайно. 






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Ассоциация историков Армении стала членом МКИН
      2017-10-16 18:04
      245

      Общественная организация "Ассоциация историков Армении", созданная полтора года назад, стала членом Международного комитета исторических наук (МКИН). За членство Армении в данной организации проголосовали все. Об этом сообщил сегодня на пресс-конференции исполнительный директор общественной организации, кандидат исторических наук Мгер Ованнисян, передает Panorama.am.

    • Серж Танкян впервые исполнит в Армении свою Симфонию Орка № 1
      2017-10-16 13:49
      79

      Знаменитый американский рок-музыкант армянского происхождения, солист System of a Down Серж Танкян совместно с Государственным молодежным оркестром Армении во главе с дирижером Сергеем Смбатяном 19 октября впервые исполнит в Армении свою Симфонию Орка № 1, сообщает newsarmenia.am.

    • ХАЧАТУРЯН-ФЕСТ ОБЕЩАЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНЫМ
      2017-10-09 15:42
      2109

      11 октября в Ереване открывается V международный фестиваль им. Хачатуряна. За прошедшие годы он завоевал популярность не только в Армении, но и за рубежом. Неудивительно, ведь его программы всегда интересны, насыщенны и нестандартны. А его участники - именитые музыканты. Знаменательно, что наравне со звездами мирового уровня на фестивале предоставляется возможность выступить и молодым талантливым музыкантам, только начинающим свою профессиональную карьеру. И именно в таком творческом переплетении на фестивале не раз появлялись новые интересные проекты как для самих артистов, так и для зрителей.

    • Урарту и Пергамский музей в Берлине
      2017-10-07 09:50
      174

      Скоро пройдут традиционные мероприятия "Эребуни-Ереван", посвященные очередной годовщине основания Еревана. Казалось бы, какая связь между этим праздником и одним из музеев в Берлине?