ШАХМАТИСТЫ ПРОТИВ МАШИН: "ИГРА ОКОНЧЕНА"
Благодаря сериалу Netflix "Ход королевы", шахматы снова в топе обсуждений среди массового зрителя. Запрос "шахматы" в Google увеличился вдвое. У сериала крепкая шахматная составляющая, поскольку консультантом выступил 13-й чемпион мира Гарри Каспаров. 25 лет назад Каспаров впервые сыграл партию (первую в матче) против суперкомпьютера Deep Blue. Именно тогда начиналась новая эра в классических шахматах.
СЕЙЧАС У ЧЕЛОВЕКА НЕТ НИКАКИХ ШАНСОВ против приличной шахматной программы. Обыграть компьютер можно только на отдельных уровнях сложности. Но еще четверть века назад шахматист на равных сражался с машиной и даже побеждал за счет творческого подхода и неординарных ходов.
В 1985 году в Университете Карнеги-Меллона (Питтсбург, США) студент-программист Фэнсюн Сюй начал работу над созданием шахматного суперкомпьютера, способного играть на равных с сильнейшими гроссмейстерами мира. Вскоре к нему присоединились другие разработчики. Сначала проект носил название ChipTest, а с 1988 года – Deep Thought ("Глубокая мысль"). В 1989 году создатели Deep Thought были наняты компьютерной корпорацией IBM. В том же году созданная ими шахматная машина проиграла две блиц-партии Гарри Каспарову. После этого чемпион мира пообещал, что машина никогда не обыграет человека в шахматы. На тот момент шахматный рейтинг Deep Thought составлял 2552 пункта – уровень не очень сильного гроссмейстера.
"Если компьютер сможет превзойти в шахматах лучшего из лучших, это будет означать, что ЭВМ может сочинять лучшую музыку и писать лучшие книги. Не могу в это поверить. Если будет создан компьютер с рейтингом 2800, как у меня, я сам сочту долгом вызвать его на матч, чтобы защитить человеческую расу", – заявил Каспаров.
После этого проект был переименован в Deep Blue (от неофициального названия компании IBM Big Blue). В 1995 году программисты завершили работу, и IBM вновь бросила вызов Гарри Каспарову, который уже 10 лет владел шахматной короной. Чемпион мира принял условия и подписал контракт на проведение матча. Предстояло сыграть 6 партий с классическим контролем времени. Победителю доставалось 80% призового фонда, который составлял $500 тыс.
Первый матч между Гарри Каспаровым и Deep Blue прошел в Филадельфии с 10 по 17 февраля 1996 года. В то время Deep Blue представлял собой суперкомпьютер, который мог высчитывать до 100 млн шахматных операций в секунду. Над машиной, помимо программистов, работали и шахматисты. Спаррингом компьютера и разработчиком дебютной книги был американский гроссмейстер Джоэл Бенджамин, позже к нему присоединились другие профессионалы.
Во время матча шахматный суперкомпьютер находился в Нью-Йорке. Переставлял фигуры и нажимал на кнопку часов один из создателей Deep Blue, находившийся в Филадельфии за шахматной доской напротив Каспарова и осуществлявший связь с Нью-Йорком по сети при помощи персонального компьютера.
Первая партия завершилась сенсационной победой Deep Blue – впервые в истории компьютер выиграл у чемпиона мира партию с классическим контролем времени. На следующий день Каспаров сравнял счет в матче. Затем последовали 2 ничьи подряд, а две заключительные партии закончились победой Каспаров. Человек победил машину со счетом 4:2.
Довольный Каспаров после матча хвалил IBM, уже избегая категоричных оценок: "Сейчас там, где я действую на интуиции, машина просто перебирает миллиарды вариантов. Но не исключено, что в дальнейшем удастся создать алгоритм, который был бы сравним с интуитивным мышлением человека".
СОЗДАТЕЛИ КОМПЬЮТЕРА СОГЛАСИЛИСЬ с Каспаровым и предложили ему матч-реванш через год. За это время программисты IBM технически усовершенствовали Deep Blue – производительность была увеличена до 200 млн шахматных операций в секунду. Второй матч Каспаров – Deep Blue прошел с 3 по 11 мая 1997 года в Нью-Йорке (6 партий за 6 дней). На этот раз машина находилась в том же здании, где проводился матч. Призовой фонд был увеличен до $1,1 млн ($700 000 полагалось победителю).
Каспаров начал белыми и выиграл – компьютер оказался не готов к нестандартному подходу человека. Во второй партии шахматист, уверенный по итогам первой партии, что компьютер просчитывает дальновидные схемы, в какой-то момент остановил партию и поздравил машину с победой. Оказалось, что Гарри переоценил ее возможности: компьютер просто не видел решающий путь к победе, и партия легко сводилась к ничьей. В этом момент чемпион мира заподозрил владельцев в махинациях, обвинив IBM в том, что компьютеру помогает живой человек, а связка машина-гроссмейстер превосходит даже лучшего шахматиста мира в несколько раз.
Следующие 3 партии завершились вничью. В заключительном поединке гроссмейстер в дебюте допустил грубую ошибку, после чего был вынужден сдаться уже на 19-м ходу. Компьютер впервые в матче победил чемпиона мира по шахматам со счетом 3,5:2,5. После матча Каспаров объяснил свое поражение тем, что не имел доступа к партиям соперника (в отличие от создателей Deep Blue, тщательно изучивших стиль гроссмейстера), а также собственной усталостью. Чемпион вновь предположил, что компьютеру помогали гроссмейстеры. IBM даже получила от него запрос расшифровки отдельных ходов.
Вскоре Каспаров предложил IBM провести третий матч на его условиях (восемь или 10 партий вместо шести, большее количество дней отдыха), однако компания ответила отказом. Благодаря победе над чемпионом мира, акции IBM устремились вверх. Новый успех уже не повлиял бы на котировки, зато поражение могло испортить ситуацию. Компьютер Deep Blue был демонтирован, в настоящий момент его детали хранятся в музеях Вашингтона и Маунтин-Вью (Калифорния).
Каспаров позже садился за стол против других компьютерных программ. В январе 2003 года он разошелся миром с программой Deep Junior (3:3), а в ноябре участвовал в мачте с использованием 3D-технологии против программы Fritz (ничья 2:2). Больше Гарри не играл с машинами на публику, а через пару лет завершил шахматную карьеру.
Возможно, именно эмоции помешали Каспарову победить Deep Blue. После нестандартных ошибок машины в первых партиях он переоценил ее и начал чрезмерно опасаться. Один из создателей Deep Blue Мюррей Кэмпбел объяснил странный ход компьютера в концовке первой партии обычной программной ошибкой (багом). Еще при подготовке к матчу был замечено, что машина не делает разницы между очень плохой и безнадежной позицией. Если компьютер оценивает свое положение как однозначно проигрышное, то он выбирает не самое упорное продолжение (как это делает любой шахматист), а просто делает какой-нибудь ход, порой откровенно слабый. Deep Blue был создан не шахматистами, а программистами и они такую логику нашли вполне естественной.
По условиям матча разработчики вносили изменения в код компьютера, поэтому "баг" исправили после первой же партии. Теперь даже в случае самого безнадежного развития событий, компьютер на основании своих оценок и расчетов шел по наиболее неприятному для соперника пути. Вот только чемпион мира об этом не знал и напряженно ждал непредсказуемых ходов.
Впоследствии матчи с компьютерными программами проводили чемпионы мира Вишванатан Ананд и Владимир Крамник, а также другие известные гроссмейстеры, но с каждым разом все с меньшими шансами на победу. Последней точкой стало поражение чемпиона мира Владимира Крамника в конце 2006 года программе Deep Fritz (2:4).
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ РЕЙТИНГ лучших компьютерных программ значительно превышает рейтинги сильнейших гроссмейстеров, поэтому машины в основном соревнуются между собой. Сейчас подготовку гроссмейстера невозможно представить без компьютера, но игра на результат с машиной бесполезна: рейтинговый рекорд действующего чемпиона мира Магнуса Карлсена составляет 2882 пункта, а сильнейшая шахматная программа набрала 3534. Для сравнения: разрыв между Карлсеном и 100-м номером шахматного рейтинга составляет всего около 200 пунктов.
Приведем конкретный пример. В 2014 году один из сильнейших гроссмейстеров мира Хикару Накамура (США) проиграл мини-матч программе Stockfish 5 со счётом 1:3 (две ничьи и два поражения). Первые две партии человек играл с форой в одну пешку, а две последующие без форы, но с использованием подсказок шахматной программы Rybka 3.
Об историческом противостоянии Гарри Каспарова и Deep Blue было написано несколько книг, а американский режиссер индийского происхождения Викрам Джаянти в 2003 году снял документальный фильм "Игра окончена. Каспаров против машины".
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 10:19
Одним из основных элементов разметки на футбольном поле является центральный круг. Зачем он нужен и какое него предназначение?
-
2024-11-22 10:16
В первой декаде ноября в китайском городе Ханчжоу прошел международный марафон, в котором приняли участие роботы Go2 и B2. Задачей Go2 было поднять спортсменам настроение. На протяжении всей дистанции он подбадривал марафонцев, включал для них веселую музыку и давал советы по безопасности. B2 выступил пейсмейкером или "зайцем" (бегун, задающий темп на определенном отрезке дистанции). Во время гонки на робота надели заячьи уши, чтобы подчеркнуть его роль на трассе.
-
2024-11-20 17:02
23 ноября в Сингапуре стартует матч за шахматную корону. Звание чемпиона мира оспорят его нынешний обладатель Дин Лижэнь (Китай) и Гукеш Доммараджу (Индия). Расскажем подробнее о главном шахматном событии этого года.
-
2024-11-20 11:23
В черногорском городе Петровац 19 ноября завершился чемпионат Европы по шахматам с участием 388 игроков из 42 стран, которые сыграли 11 туров. Армения была представлена 20 участниками, в том числе 8 гроссмейстерами.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-20 11:23
В черногорском городе Петровац 19 ноября завершился чемпионат Европы по шахматам с участием 388 игроков из 42 стран, которые сыграли 11 туров. Армения была представлена 20 участниками, в том числе 8 гроссмейстерами.
-
2024-11-07 11:05
В три года дети обычно любят играть в солдатиков и куклы, а также смотреть мультфильмы. А вот для индийского мальчика Аниша Саркара главным увлечением являются шахматы. На прошлой неделе он стал самым юным игроком в рейтинге ФИДЕ.
-
2024-10-27 05:39
26 октября в Академии шахмат Армении (АША) состоялся первый этап клубного чемпионата страны. Соревнование пройдет в 3 этапа, в первом из них приняли участие 24 команды в турнире A и 16 команд в турнире B.
-
2024-10-18 14:30
В Сент-Луисе пересек экватор чемпионат США по шахматам среди мужчин и женщин. В турнирах соревнуются по 12 участников, играющих по круговой системе. Призовой фонд у мужчин составляет $250 000, у женщин – $152 000. Игровые дни: 11-24 октября. Выходные: 15 и 20 октября. Начало партий в 22.30 по ереванскому времени.