ФЕНОМЕН СПОРТИВНЫХ ПОБЕД
Две кряду победы сборной Армении по футболу - сперва над Лихтенштейном, а затем в Ереване и над довольно сильной командой Исландии - произвели столь дружное ликование и столь дружную солидарность (пусть и временную, очень непродолжительную) в нашем обществе, что тут уж любому, сколь бы он ни был безразличен к спортивным играм, становится понятно, отчего все нормальные правительства во всем мире так озабочены спортом. Даже безотносительно к тому, как сами государственные мужи в сердце своем воспринимают спортивные коллизии. Хоть бы сами никак и не воспринимали, но никто не откажется от столь сплачивающего феномена.
ПРАВДА, К ПРАВИТЕЛЬСТВУ "НОВОЙ АРМЕНИИ" это относится в меньшей степени. Пашиняну и его окружению присуще отсутствие культа поражений, искусство не замечать собственных проигрышей. Все - победа у них. Все - величие. Все - Олимп. И не только в спорте.
Отдали Арцах, зато скоро поедем в поезде через Азербайджан в Россию! Погибло пять тысяч молодых ребят, зато установим "добрососедские отношения" с соседями. Откажемся от Геноцида армян, зато Турция откроет границу! От экономики страны остались только руины, но в прошлом году в феврале было на день больше! Недоделали, но хоть начали! Заняли последнее место в заплыве, но ведь не утонули! Разве это не оптимизм? Конечно, иные могут упрекнуть власть в том, что неумение признавать собственные ошибки - признак слабоумия, но подобные сомнения присущи только злопыхателям.
Однако что-то нас заносит в сторону. Обратимся к сущностям. Вызываемая спортом солидарность чрезвычайно широка. Шире, наверное, не бывает. Ликование от победы захватывает даже и людей, не являющихся страстными любителями спортивных зрелищ, то есть тут очень силен заразительный эффект.
Не менее велик и эффект примиряющий. Нужно очень сильное отъединение от своей страны, чтобы испытывать полное равнодушие (тем более - огорчение) к спортивной победе. Люди, в иных обстоятельствах расходящиеся во всем или почти во всем, тут сливаются в радости одной, что мы и наблюдали в воскресенье после победы над Исландией. Спортивная победа подобна празднику, снимающему разногласия и объединяющему всех, - бывших, нынешних, черных, белых, левых, правых, молодых, старых и т.д. И если, в отличие от регулярного праздника, праздник спортивных ликований нерегулярен, но как получится, - от этого только сильнее чувства.
Причем сила этих чувств такова, что на них не действуют никакие доводы скептического характера. Про рассуждения насчет того, что сами-де вы далеко не спортивны, нечего и говорить, тем более что и довод довольно плоский. Болельщик не обязан сам быть Аполлоном - такое требование не из чего не проистекает.
НЕ РАБОТАЕТ И КУДА БОЛЕЕ РЕЗОННОЕ СООБРАЖЕНИЕ - как радоваться какой-то спортивной победе после пережитой нами страшной катастрофы? Герой рассказа Чехова "Крыжовник" со странной фамилией Чимша-Гималайский предлагал назначить человека с колотушкой, вся работа которого заключалась бы в том, чтобы он ходил от двери к двери, от одного счастливого семейства к другому - и колотил, напоминая всем: нельзя, да и невозможно быть счастливым, пока в мире есть несчастные. Но ведь ликование от спортивной победы твоей страны вовсе не означает, что ты счастлив и забыл о несчастных. Это совершенно разные явления.
Но то, что спортивные победы имеют примиряющий эффект и способствуют хотя бы временному снижению агрессии и взаимной ненависти, бесспорно. А это нам сегодня крайне необходимо, ибо ненависть эта достигла невероятного уровня. Но всему есть предел, и как каждый живой организм способен вынести лишь определенную дозу яда, так и каждый социальный организм способен вынести лишь определенное количество ненависти. Выше этого предела - распад общества, невозможность совместного существования, омертвление души, некроз тканей, смерть. А у нас можно выбросить самый невинный ботанический лозунг - скажем, о разведении помидоров - и граждане по отношению к нему немедленно разделятся на две части, после чего польется отнюдь не томатный сок.
Наконец, спортивное ликование, ломающее все барьеры в обществе, особенно контрастирует в нашем случае с отсутствием не то что ликования, но хотя бы скромного энтузиазма по другим поводам. Жестокое поражение в войне и потеря части родины, полный провал в борьбе с эпидемией коронавируса, глубокий кризис во всех без исключения областях, ведущая народ и страну к окончательной катастрофе власть...
Будем дискутировать на эти темы с властью? Не будем, в любом случае. Ибо, как сказано по другому поводу, если надо в подобных ситуациях что-то объяснять, то не надо объяснять. Да и "объяснять что-то этой власти" - очень уж смелый оксюморон. И на этом трагическом фоне вдруг победы! Пусть всего лишь спортивные, с практической точки зрения бесполезные, однако все мы ликовали, и еще как!
СОЗДАЕТСЯ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ЧТО ОДНИМ ИЗ УСЛОВИЙ ликования является как раз практическая бесполезность победы. Со спортивными восторгами может быть сравнен разве что восторг от, скажем, гагаринского полета, практическая польза от которого в тот момент никак не была видна.
Как бы там ни было, спортивная солидарность нации столь же сильна и при этом столь же иррациональна, что заставляет предположить крайне глубокую культурную подоснову такой радости. Она заключается в формуле "Мил победитель богам". Победы сборной Армении по футболу воспринимаются как свидетельство того, что боги к нам все же благосклонны. И потом, мы очень соскучились по победам. Да, пока они спортивные, но непременно придут и другие.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-07-21 10:04
Согласно иудейским представлениям о Судном дне, время от времени на небесах составляется список добрых и злых деяний человека и выводится соответствующий баланс. На пресс-конференции 16 июля Судный день настал и для Пашиняна. Но последний решил существенно облегчить Богу составление баланса, представив общественности обширный список своих добрых деяний, а также добрых намерений - благо списки деяний и намерений иного характера уже до этого были хорошо известны общественности. Комментировать пресс-конференции этой личности я, честно говоря, не очень люблю. Я глупости вообще не люблю. Но на этот раз он запустил настоящий творческий процесс, который на глазах становился все более интенсивным, и Пашинян уже не был в силах ему противостоять. В голове взрывались фейерверки идей, бушевали торнадо замыслов, мысли становились все глубже, выпуклее, заостреннее и сами просились наружу.
-
2025-07-19 10:48
Ну что ж, сограждане, чиновничий падеж продолжает шагать по стране. Чиновничий падеж - это прекрасно, это воодушевляет. Это вам не падеж крупного рогатого скота, это праздник. Возникает вопрос, как сделать так, чтобы этот праздник был всегда с нами? На этот раз жертвой чиновничьего падежа стал Акоп Симидян, которого вождь уволил с поста министра окружающей среды. Каким именно способом он сообщил министру о своем решении, к сожалению, не сообщается. В средневековом Китае, например, император посылал подданному, от которого хотел избавиться, шелковый шнур. Он таким образом как бы намекал проштрафившемуся: возьми веревку и удавись. И ведь давились. Такие были жуткие нравы там у них.
-
2025-07-16 10:12
Главная задача правительства Пашиняна - не давать гражданам расслабиться. Расслабленный гражданин не нужен "реальной Армении". Страшно подумать, сколько бед он может принести стране. Почему сегодня мы добились невероятных успехов и беспрецедентных исторических достижений? Потому что граждане всегда начеку. А начеку они именно благодаря власти Пашиняна, поскольку не могут себе вообразить, что там правительство завтра удумает. Никакой уверенности в завтрашнем дне, и это правильно, потому что уверенность в завтрашнем дне ведет к потере бдительности.
-
2025-07-15 10:07
Летняя жара - серьезное испытание для людей. Когда столбик термометра достигает тридцати пяти, все ищут, куда бы спрятаться от невыносимого зноя. Наиболее искусную защиту от липкого пота и дискомфорта открыли изобретательные японцы. Жаркими летними вечерами они собираются и рассказывают друг другу леденящие кровь ужастики, так что мороз идет по коже. В июле все токийские кинотеатры отдают предпочтение фильмам ужасов, после которых японцы смело встречают удушающую жару. Проявляя заботу о населении Армении, японский опыт переняла и власть Пашиняна, развлекая граждан сказками о появившихся вдруг на всей территории страны целой армии "заговорщиков" и "террористов". За сказками последовала и демонстрация фильмов ужасов с беспределом правоохранителей, незаконными обысками, задержаниями и арестами.