ФЕНОМЕН СПОРТИВНЫХ ПОБЕД
Две кряду победы сборной Армении по футболу - сперва над Лихтенштейном, а затем в Ереване и над довольно сильной командой Исландии - произвели столь дружное ликование и столь дружную солидарность (пусть и временную, очень непродолжительную) в нашем обществе, что тут уж любому, сколь бы он ни был безразличен к спортивным играм, становится понятно, отчего все нормальные правительства во всем мире так озабочены спортом. Даже безотносительно к тому, как сами государственные мужи в сердце своем воспринимают спортивные коллизии. Хоть бы сами никак и не воспринимали, но никто не откажется от столь сплачивающего феномена.
ПРАВДА, К ПРАВИТЕЛЬСТВУ "НОВОЙ АРМЕНИИ" это относится в меньшей степени. Пашиняну и его окружению присуще отсутствие культа поражений, искусство не замечать собственных проигрышей. Все - победа у них. Все - величие. Все - Олимп. И не только в спорте.
Отдали Арцах, зато скоро поедем в поезде через Азербайджан в Россию! Погибло пять тысяч молодых ребят, зато установим "добрососедские отношения" с соседями. Откажемся от Геноцида армян, зато Турция откроет границу! От экономики страны остались только руины, но в прошлом году в феврале было на день больше! Недоделали, но хоть начали! Заняли последнее место в заплыве, но ведь не утонули! Разве это не оптимизм? Конечно, иные могут упрекнуть власть в том, что неумение признавать собственные ошибки - признак слабоумия, но подобные сомнения присущи только злопыхателям.
Однако что-то нас заносит в сторону. Обратимся к сущностям. Вызываемая спортом солидарность чрезвычайно широка. Шире, наверное, не бывает. Ликование от победы захватывает даже и людей, не являющихся страстными любителями спортивных зрелищ, то есть тут очень силен заразительный эффект.
Не менее велик и эффект примиряющий. Нужно очень сильное отъединение от своей страны, чтобы испытывать полное равнодушие (тем более - огорчение) к спортивной победе. Люди, в иных обстоятельствах расходящиеся во всем или почти во всем, тут сливаются в радости одной, что мы и наблюдали в воскресенье после победы над Исландией. Спортивная победа подобна празднику, снимающему разногласия и объединяющему всех, - бывших, нынешних, черных, белых, левых, правых, молодых, старых и т.д. И если, в отличие от регулярного праздника, праздник спортивных ликований нерегулярен, но как получится, - от этого только сильнее чувства.
Причем сила этих чувств такова, что на них не действуют никакие доводы скептического характера. Про рассуждения насчет того, что сами-де вы далеко не спортивны, нечего и говорить, тем более что и довод довольно плоский. Болельщик не обязан сам быть Аполлоном - такое требование не из чего не проистекает.
НЕ РАБОТАЕТ И КУДА БОЛЕЕ РЕЗОННОЕ СООБРАЖЕНИЕ - как радоваться какой-то спортивной победе после пережитой нами страшной катастрофы? Герой рассказа Чехова "Крыжовник" со странной фамилией Чимша-Гималайский предлагал назначить человека с колотушкой, вся работа которого заключалась бы в том, чтобы он ходил от двери к двери, от одного счастливого семейства к другому - и колотил, напоминая всем: нельзя, да и невозможно быть счастливым, пока в мире есть несчастные. Но ведь ликование от спортивной победы твоей страны вовсе не означает, что ты счастлив и забыл о несчастных. Это совершенно разные явления.
Но то, что спортивные победы имеют примиряющий эффект и способствуют хотя бы временному снижению агрессии и взаимной ненависти, бесспорно. А это нам сегодня крайне необходимо, ибо ненависть эта достигла невероятного уровня. Но всему есть предел, и как каждый живой организм способен вынести лишь определенную дозу яда, так и каждый социальный организм способен вынести лишь определенное количество ненависти. Выше этого предела - распад общества, невозможность совместного существования, омертвление души, некроз тканей, смерть. А у нас можно выбросить самый невинный ботанический лозунг - скажем, о разведении помидоров - и граждане по отношению к нему немедленно разделятся на две части, после чего польется отнюдь не томатный сок.
Наконец, спортивное ликование, ломающее все барьеры в обществе, особенно контрастирует в нашем случае с отсутствием не то что ликования, но хотя бы скромного энтузиазма по другим поводам. Жестокое поражение в войне и потеря части родины, полный провал в борьбе с эпидемией коронавируса, глубокий кризис во всех без исключения областях, ведущая народ и страну к окончательной катастрофе власть...
Будем дискутировать на эти темы с властью? Не будем, в любом случае. Ибо, как сказано по другому поводу, если надо в подобных ситуациях что-то объяснять, то не надо объяснять. Да и "объяснять что-то этой власти" - очень уж смелый оксюморон. И на этом трагическом фоне вдруг победы! Пусть всего лишь спортивные, с практической точки зрения бесполезные, однако все мы ликовали, и еще как!
СОЗДАЕТСЯ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ЧТО ОДНИМ ИЗ УСЛОВИЙ ликования является как раз практическая бесполезность победы. Со спортивными восторгами может быть сравнен разве что восторг от, скажем, гагаринского полета, практическая польза от которого в тот момент никак не была видна.
Как бы там ни было, спортивная солидарность нации столь же сильна и при этом столь же иррациональна, что заставляет предположить крайне глубокую культурную подоснову такой радости. Она заключается в формуле "Мил победитель богам". Победы сборной Армении по футболу воспринимаются как свидетельство того, что боги к нам все же благосклонны. И потом, мы очень соскучились по победам. Да, пока они спортивные, но непременно придут и другие.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-06 10:24
Внутрипартийные войны начинаются по-разному. Иногда их хотят. Готовят. Рвутся в бой под аплодисменты соратников. Накачивают себя адреналином до такого состояния, что не воевать уже и неудобно. Хотя за что именно воевать, ясно далеко не всегда даже до войны, а уж после войны - и подавно. Иногда войны случаются внезапно, незапланированно, нечаянно. Из чьей-то глупости. Из переоценки собственных сил или недооценки сил противника. Но хуже всего, когда воевать не за что, а войны избежать невозможно. Войны такого рода - как лобовое столкновение поездов. Каждый несется по единственно возможной для него дороге. Сворачивать некуда, а если кто-то и остановится, это никого не спасет. И все ищут спасения в скорости и силе удара.
-
2024-11-05 09:50
Ну что мы, сограждане, все о политике и политике. Поговорим сегодня о более интересных вещах. Как там было сказано в "Двенадцатой ночи" Шекспира? "Безумие, сударь, гуляет по миру и светит повсюду, как солнце". Насчет мира в целом не могу сказать, но в Армении при Пашиняне безумие чувствует себя весьма вольготно. Особенно во властных коридорах, где любая нормальность (даже относительная) должностного лица воспринимается как что-то марсианское и очень подозрительное. Есть в этой вменяемости даже что-то кощунственное. Спросите хоть... Ну, я не знаю... да у любого представителя власти спросите!
-
2024-11-02 10:29
Власть Пашиняна обкрадывает и страну, и народ. Украденные деньги исчезают в каких-то черных дырах, значительная их часть наверняка оседает за рубежом. Соки высасываются из всех систем, которые жизненно необходимы для существования любого государства. Даже из армии. Впрочем, созданное режимом Пашиняна есть нечто, никак не могущее быть названо государством. Из этого "нечто" государство не может вырасти. Все, что каким-то чудом у нас сохранилось государственного, вынужденно действовать в подполье, вопреки режиму.
-
2024-11-02 09:55
Сначала, сограждане, о том, что радует. Тоска общества по различного рода гладиаторским боям - неизбывна и нуждается в удовлетворении. Правда, идущие в настоящее время внутри власти Пашиняна бои - довольно вялое подобие настоящего гладиаторского поединка с разлетающимися кишками и залетающими в партер головами. Жаль также, что лишены зрители при устроении такого рода игр возможности известным способом манипулировать большим пальцем, указуя на необходимость добить или же помиловать с особой жестокостью. И у зрителя нет реальной возможности обтереть платочком со лба долетевшие до него брызги гладиаторской крови.