БЕСПРЕЦЕДЕНТНО! ПРОКУРОРЫ ПРЕДЛОЖИЛИ СУДЬЕ НЕ ИСПОЛНЯТЬ ВСТУПИВШЕЕ В СИЛУ РЕШЕНИЕ КС!
Сегодняшнее заседание по делу 1 марта вновь оказалось беспрецедентным. Анна Данибекян вместо того, чтобы немедленно принять решение о прекращении уголовного преследования по отмененной неделю назад, 26 марта, Конституционным судом статье 300.1 УК РА о свержении конституционного строя (ходатайства на сей счет уже 27 марта были поданы стороной защиты) начала заседание совершенно с другого вопроса. А потом судебное заседание переросло в один сплошной перерыв, растянувшийся до 17 часов. Одним словом, заседание, начавшись традиционно в 13 часов, продлилось до 19 часов.
СУДЬЯ ДАНИБЕКЯН НАЧАЛА ЗАСЕДАНИЕ С РАССМОТРЕНИЯ поведения адвокатов и прокуроров. «ГА» сообщал, что 23 марта адвокаты Роберта Кочаряна Айк Алумян, Ованес Худоян и Арам Вардеванян в знак протеста против действий судьи покинули зал заседаний. А на прошлое заседание, 30 марта, впервые в истории процесса по делу 1 марта, дружно не явились прокуроры Геворк Багдасарян и Петрос Петросян. Первый прислал письменное сообщение о том, что в связи с решением КС готовит объемное ходатайство и просит отложить суд до 6 апреля, второй и вовсе не удосужился как-то объяснить свое отсутствие.
Начали с адвокатов. А. Вардеванян назвал причиной своего поведения незаконное поведение самого суда. А. Алумян обратил внимание на то, что судья, открыв заседание, не объявила, по какому обвинению, по каким именно статьям слушается уголовное дело, как того требуют нормы УПК. «Потому, что Вы не можете заявить, что тут кто-то обвиняется по статье 300.1, вас просто засмеют», - заявил адвокат, добавив, что сделано это не случайно. Алумян потребовал, чтобы обвинение прозвучало, но судья так и не решилась на это.
О. Худоян также отметил, что действия судьи не имеют ничего общего с нормами уголовного судопроизводства и не соответствуют закону. Адвокат вновь заявил, что на Данибекян оказывается давление, добавив, что в таком случае защите в зале делать было нечего – процесса более не существует. На такой случай оставался единственный не запрещенный законом способ прекратить незаконный процесс – покинуть зал заседания, ведь судья даже не позволила опротестовать свои действия.
Прокуроры не были оригинальны и сказали примерно то, что ожидалось. В частности, что готовилось ходатайство, касающееся приостановления дела и обращения в КС, поскольку, по их мнению, в деле имеются противоречащие Конституции нормы. Как и предполагалось, по всей видимости, прокуратура предпримет попытку переквалифицировать обвинение, о чем с первого дня заявляли провластные юристы. Прокуроры, кстати, не забыли попросить судью призвать адвокатов «к корректности», между сторонами вспыхнула очередная перепалка.
Между тем судья переключилась на ходатайство прокуроров. И объявила первый перерыв для ознакомления защиты с ходатайством обвинения.
Кстати, с доводами сторон по поводу неуважения к суду Данибекян не согласилась, сочтя их неубедительными. И адвокатам, и прокурорам объявила в качестве дисциплинарного наказания замечание.
ОДНАКО, ПОСЛЕ ПЕРЕРЫВА ЗАСЕДАНИЕ НЕ ПРОДОЛЖИЛОСЬ. Судья заявила, что пока все участники процесса не займут свои места (отсутствовали М. Погосян, которому она до перерыва отказалась предоставить слово, и К. Межлумян) заседание не продолжится и безапелляционно объявила второй перерыв. А. Алумян пытался вразумить судью, вновь напоминая ей о незаконности ее действий: ведь все, что ей следует сделать без каких-либо обсуждений - отменить уголовное преследование по статье 300.1 УК РА, которой решением КС уже не существует. Судья, не отреагировав на его слова, удалилась. Второй перерыв продлился более 2-х часов. Адвокаты, Роберт Кочарян, другие участники судопроизводства терпеливо дожидались развития событий.
А пока в суде по делу 1 марта рассматривались старые ходатайства, один перерыв сменял другой и все шло совсем не своим чередом, стало известно, что генпрокурор Артур Давтян обратился в Конституционный суд по делу Роберта Кочаряна и других. Случай, отметим сразу, сам по себе совершенно беспрецедентный. Подобное наблюдается впервые. Своим обращением генпрокурор ставит под сомнение соответствие нескольких статей УПК Конституции РА. Совершенно очевидно, что делается это с целью усилить обвинение.
Если коротко, не пересказывая текст опубликованного пресс-релиза генпрокуратуры, то в своем заявлении генпрокурор просит установить соответствие Конституции статей УПК, касающихся невозможности возбуждения уголовного дела или уголовного преследования посредством дополнения или изменения предъявленного объявления, оправдательного приговора. Оспариваются соответствие положений частей 1 и 4 статьи 35, части 3 статьи 309.1 УПК РА, а также взаимосвязанных с ними положений части 5 статьи 35 и части 2 статьи 366 УПК РА, части 1 статьи 61, части 1 статьи 63, статьи 75 пункту 3 части 2 статьи 176 Конституции РА.
А. Давтян просит установить соответствие этих положений Конституции в той мере, в какой сразу после наступления обстоятельств, исключающих производство по делу, на прокурора (обвинителя) возлагается обязанность снять обвинение, а суд - прекратить уголовное преследование. В прокуратуре считают, что действующие нормы не позволяют провести процессуальное действие и изменить обвинение подсудимому, переквалифицировав его деяние, в том случае, если оно содержит признаки иных, неразрешенных Уголовным кодексом деяний, тем самым не защищаются права потерпевших по 1 марта на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство.
МЕЖДУ ТЕМ В ИСТОРИИ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ АРМЕНИИ никогда прежде не приходилось сталкиваться с подобной ситуацией. Высокий суд выносит решение, которое не подлежит обжалованию и входит в силу с момента публикации (29 марта). Мало того, что решение это по прошествии недели все еще не исполнено, так еще генпрокуратура откровенно ищет пути для того, чтобы обойти его исполнение, создать неправовую, тупиковую ситуацию, что не только противозаконно, но и просто аморально. Ну а судья Данибекян в присущей ей манере тянет время.
А заседание после более чем 2-часового утомительного и бессмысленного перерыва, наконец, возобновилось. Ввиду отсутствия Юрия Хачатурова и Сейрана Оганяна, а также их адвокатов, судья поинтересовалась мнением сторон по поводу продолжения заседания. Прокуроры заявили, что решение о прекращении уголовного преследования должно быть принято на судебном заседании, что невозможно ввиду отсутствия двоих обвиняемых и их адвокатов.
Адвокаты дружно возмутились. Алумян вновь напомнил, что его подзащитный все еще обвиняется по статье, которой уже нет в УК, а что касается отсутствующих Ю. Хачатурова и С. Оганяна, то почему они вообще подсудимые и по какой статье обвиняются? Как известно, генералам вменяется единственная статья - 300.1.
К нему присоединился А. Вардеванян, заявивший, что решение судьи о прекращении преследования по статье 300.1 УК РА, отмененной Конституционным судом, не зависит от присутствия или отсутствия любого из участников процесса. Принять решение – обязанность судьи, императив. А сам факт присутствия адвокатов Р. Кочаряна и А. Геворкяна на процессе объясняется тем, что им вменяется еще одна статья УК РА. Присоединившийся к коллегам А. Орбелян заявил, что заседание должно быть продолжено и необходимо определить его последовательность.
Бесконечное заседание продолжалось. Адвокаты Бог знает по какому кругу требовали от судьи исполнить закон, удалиться в совещательную комнату и вынести решение. А «обсуждать» (что все время предлагал прокурор Багдасарян) тут нечего. Это уже само по себе нарушение закона. Вопрос требует решения, а не обсуждения.
А вот ходатайство прокуроров еще надо обсудить. Было подчеркнуто, что шаги прокуроров направлены исключительно на то, чтобы затянуть дело.
Учитывая, что адвокат К. Межлумян уходит в отпуск и покидает страну, судья приняла решение заслушать ходатайства адвокатов сегодня. И вновь адвокаты, апеллируя к нормам закона обосновывали необходимость немедленно прекратить уголовное преследование по статье, которой нет, а прокуроры всячески пытались этого не допустить. И если относительно С. Оганяна и Ю. Хачатурова, на взгляд прокурора Г. Багдасаряна, можно отменить меру пресечения, то в отношении Р. Кочаряна и А. Геворкяна этого делать нельзя.
Прокурор предложил подождать с исполнением решения КС в ожидании, пока будет реформироваться законодательство. Обвинитель договорился фактически до неслыханного: предложил продолжить уголовное преследование по отмененной статье 300.1. Негодованию адвокатов не было границ. Впрочем, не говоря о высоком профессионализме этих юристов, их терпением, выдержкой, умением владеть собой можно только восхищаться, ибо тот фарс, который мы наблюдали сегодня, как, впрочем, на протяжение всего, так называемого, дела 1 марта, никак не напоминает правовой процесс.
А судья Данибекян, дождавшись, когда пробьет ровно 19 часов, прервала заседание и удалилась в совещательную комнату, пообещав огласить решение o прекращении уголовного преследования в отношение Р. Кочаряна, А. Геворкяна, Ю. Хачатурова и С. Оганяна по отмененной статье 300.1 УК РА, 6 апреля. Дождемся 6 апреля!
P.S. Однако, попробуем высказать наше видение того, что, по мнению прокуроров, «действующие нормы не позволяют провести процессуальное действие и изменить обвинение подсудимому, переквалифицировав его деяние, в том случае, если оно содержит признаки иных, неразрешенных Уголовным кодексом деяний; тем самым не защищаются права потерпевших по 1 марта на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство», а следовательно нужно не реализовывать вердикт Конституционного суда, пока последний не рассмотрит их ходатайство, поданное в КС буквально вчера или сегодня. То есть предложили на несколько месяцев отложить выполнение вступившего в силу решения Конституционного суда.
Но, во-первых, кто дал вам право ходатайствовать временно не выполнять решение Конституционного суда? Это «беспрецедентное» желание, чему научились у Никола Пашиняна?
Во-вторых, сегодня положения частей 1 и 4 статьи 35, части 3 статьи 309.1 УПК РА, а также взаимосвязанных с ними положений части 5 статьи 35 и части 2 статьи 366 УПК РА, части 1 статьи 61, части 1 статьи 63, статьи 75 и пункту 3 части 2 статьи 176 Конституции РА считаются соответствующими Конституции РА, следовательно, судья Данибекян обязана руководствоваться положениями действующих законов.
В-третьих, возможно, КС не примет заявление прокурора к производству или примет, но вынесет решение, не удовлетворяющее прокуратуру.
В-четвертых, уголовно-процессуальный закон сегодня требует от суда прекратить преследование подсудимых, а изменить обвинение подсудимому, переквалифицировав его деяние, прокуратура может в рамках находящегося в производстве ССС уголовного дела, из которого вычленено обвинение по ст.300.1 УК РА.
В-пятых …
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 09:23
Главной темой последних дней стали громкие отставки первых лиц судебно-правовой системы. Напомним, что с начала недели по «просьбе» премьер-министра один за другим написали заявления об отставке председатель Комитета государственных доходов Рустам Бадасян, министр внутренних дел Ваге Казарян, председатель Следкома Аргишти Кярамян, председатель Высшего судебного совета Армении Карен Андреасян, а также затесавшейся среди глав силовиков и правоохранителей министр территориального управления и инфраструктур Гнел Саносян.
-
2024-11-22 09:21
19 ноября в Антикоррупционном гражданском суде под председательством судьи Карапета Бадаляна продолжилось слушание по делу о конфискации имущества предположительно незаконного происхождения бывшего мэра Еревана, депутата НС РА Тарона Маргаряна и членов его семьи. Обвинение в данном деле представляет прокуратура, интересы ответчиков - группа адвокатов.
-
2024-11-18 19:11
18 ноября Антикоррупционный суд под председательством судьи Ваге Долмазяна продолжил слушание по делу зампреда РПА Армена Ашотяна, а также экс-ректора ЕГМУ Микаэла Нариманяна и сотрудников вуза Ларисы Парсегян, Марты Симонян и Ролана Давтяна. Их обвиняют в злоупотреблении служебным положением и отмывании денежных средств. Напомним, что на предпоследнем, недолго продлившемся заседании 8 ноября продолжился допрос свидетельницы Ани Рапян. Последняя фигурирует в деле как член Попечительского совета вуза, секретарь профсоюзной организации "Гераци", а также советник ректора ЕГМУ по делам студентов. В данный момент Рапян работает врачом-кардиологом, а также преподает в ереванском Государственном медицинском университете.
-
2024-11-18 14:58
«Бритье Никола изначально означало какие-то революционные перемены. Насколько можно судить, они уже начались»,- заявил в телефонной беседе с «ГА» психолог, член блока «Айастан» Мигрдат МАДАТЯН.