Последние новости

КОЧАРЯН У ПОЗНЕРА - ГЛАВНОЕ (ВИДЕО)

Второй президент Армении Роберт Кочарян ответил в интервью программе "Познер" на Первом канале ответил на вопросы о встрече и переговорах с президентом РФ Владимиром Путиным, отношении к России, участии ее в войне в Арцахе и многих других. Агентство Новости-Армения представляет главное.



*С Путиным не встречался (На вопрос обсуждали ли что-то, не ответил).

*Положение Армении из 20 баллов - 3 балла. Наиболее серьезные проблемы – поствоенная ситуация, тяжелый проигрыш в войне, психологический надлом, раздраенность общества, апатия, проблемы в экономике и управлении. Нет ни одной сферы, о которой можно высказаться положительно.

*Предупреждал о том, что может быть такая война - многократно и публично. Все эксперты говорили, что политика, которая ведется в Армении, приведет к войне. На экспертном уровне, говорили, что не готовы, будет проблемная, тяжелая война, но власти открещивались от этого.

*Персональную ответственность за все, что произошло, несет премьер-министр Армении Никол Пашинян.

*Тупик (в карабахском урегулировании – ред.) возник по вине армянской стороны. Там где кончаются переговоры, начинается война.

*Переговорный процесс мог привести к обмену удерживаемых нами территорий на статус Карабаха. Мы говорим "освобожденные", посредники – "занятые", которые были включены в территорию Карабахской республики и рассматривались как буферная зона, но можно было вести по ним переговоры по статусу.

*Армянская сторона начала выдвигать непонятные требования - начнем с нулевой точки, переговоры которые длятся с 1992 года предлагалось обнулись. Прошла формула "Без участия Карабаха переговоров быть не может", "Арцах – это Армения и точка". Складывалось впечатление, что армянская сторона уходит от предметных переговоров. Они не понимали, что провоцируют, это был способ ухода от ответственных и сложных переговоров, это было бегство.

*Армения входит в ОДКБ, ЕАЭС, это говорит о той оценке, которая имеется в Армении относительно региона, проблем с соседями и существующих вызовов.

*Если бы не активное личное вмешательство президента России, весь Нагорный Карабах мог перейти под контроль Азербайджана.

*Последние три года методично разрушалась боеспособность ВС Армении. Новая власть после событий 2018 года, так называемой революции, испытывала страх и недоверие к армии. Шли процесс дискредитации героев первой арцахской войны, смена боевого командного состава – три начальника Генштаба Армении и три командующих Армии обороны Арцаха.

*Не все потеряно, есть возможность обсуждать возвращение территорий, входящих в Нагорно-карабахскую автономную область. Что касается обсуждений статуса, это будет очень сложно, но и здесь есть перспективы.

*В принципе, стремлюсь к власти.

*Состояние Армении сегодня, в целом, не позволяет никому трезво мыслящему человеку думать о реванше. Но слишком несправедливый мир не может быть вечным. Поэтому надо найти решение, соответствующее интересам всех сторон.

*Не Россия спровоцировала эту войну, она сделала максимум возможного, чтобы ее остановить. Была возможность остановить войну совершенно с другим раскладом, но армянский премьер не взял на себя ответственность, чтобы сделать это, дабы его не обвинили в предательстве. Из-за этого мы потеряли территории и тысячи убитыми. Властям было легче сдать все и сказать "что поделаешь, мы проиграли", чем принять тяжелое решение в ходе войны.

*Была создана модель ассиметричной конфедерации. Но в политическом плане включение Арцаха в Армению было бы неправильным.

*У Пашиняна не было выхода (о подписании трехстороннего заявления по Карабаху 9 ноября 2020 года - ред.). Война длилась 44 дня, в первый же день войны было объявлено военное положение и введен контроль над медийным пространством. Людям морочили голову, что мы побеждаем. Поэтому подписанное заявление для многих было шоком.

*Были постэлекторальные события,  избран новый президент Армении. Речь не шла о сохранении мною власти, были уличные беспорядки, столкновения с полицией, погибли двое полицейских, 180 человек были ранены – осколочные ранения и ожоги от коктейлей Молотова. Я ввел чрезвычайное положение, что обязан был сделать. Сейчас Генпрокуратура пытается переквалифицировать обвинение, но не думаю, что что-то получится. Как может президент республики свергнуть конституционный строй? Конституционный суд Армении принял решение о незаконности этой статьи.

*Мое участие в выборах не усилит раскол. Не вижу никого, кто мог бы выправить сложившуюся ситуацию. В прошлом мне удавалось выводить из тяжелой ситуации – после потери 50% Карабаха мы не только вернули, но и создали пояс безопасности. И в 1998 году в Армении была крайне тяжелая экономическая ситуация, тотальный раздрай. Бюджет Армении в 1998 году был 298 млн. долларов, в 2008 составил более 2 млрд долларов (годы президентства Кочаряна – ред.).

*Люди из Армении уезжают не от хорошей жизни. Исход населения из Армении - долгая история. Единственные три года с положительным миграционным сальдо – последние три года моего президентства.

*Сейчас нет целей, ориентирования, хаос управления. Когда беспокойство длится долго, оно переходит в тревогу, поэтому люди бегут. Есть определенный кризис идентичности после такого удара. Нечто подобное происходит у всех народов.

*Проблема в том, какое место занимает государство в нашем восприятии самого себя. У нас оно занимает малое место. Очень долго не было государственности, это понятие не отразилось в нашей литературе, искусстве. Есть некоторая экстерриториальная идентичность. Последние три года методично разрушались институты государственности.

*Огромная диаспора – это с одной стороны хорошо, она может стать ресурсом, с другой стороны – готовая инфраструктура для новой волны эмиграции. Мы должны быть магнитом и центром армянского мира.

Сейчас в Армении нет социологии, на цифры рейтингов не надо обращать внимание. Социологи говорят, что можно заработать какие-то деньги, но при таком количестве отказников ты получаешь очень маленький процент населения и картина деформирована, так что доверять таким опросам бессмысленно.

*Несомненно, рассчитываю на победу в выборах.

*Я никогда не скрывал своего отношения к России. В годы моего президентства было сделано многое для укрепления этих связей. Я никогда не пытался играть на всех оттенках и на всех фронтах.

*Наибольшая угроза исходит от Турции. Угроза экзистенциальная, историческая, она воспринимается армянами и турками. Этим объясняется закрытая граница, отсутствие дипломатических отношений. Турция при открытии границы сделает все, чтобы превратить Армению в подобие Аджарии. Наша ориентация на Россию раздражает не только Турцию, но и американцев и очень многих.

*В Армении некоторые пытаются обвинять Россию в том, что мы проиграли войну. Так называемая когорта Сороса, неправительственных организаций, считающих себя глобальными, работаю очень активно в Армении. Мы видим, как подтачивается основа нашей идентичности.

*Несомненно, страна должна развиваться. Но прошлое – не тормоз для развития. Правильно капитализировать нашу ценность в этой плоскости.

*Оказавшись перед Всевышним, спросит: "Зачем всю жизнь испытывал меня на прочность?"

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА





    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ