Последние новости

МИНЗДРАВ НЕ ОБЕСПЕЧИЛ ДОВЕРИЯ ОБЩЕСТВА

В интервью "ГА" врач-эпидемиолог Рубен ОВАННИСЯН говорит о ситуации с коронавирусом.

- Г-н Ованнисян, как вы прокомментируете эпидемиологическую ситуацию в Армении?

- Принципиальных изменений к лучшему, к сожалению, я не вижу. Дело в том, что в Армении вирус распространяется естественным путем и как на начальном этапе возникновения эпидемии, так и сегодня взять ситуацию под контроль не удается.

- В чем причина?

- Проблема в плохой организации здравоохранительной деятельности. На начальном этапе эпидемии, несмотря на все предостережения ВОЗ, мы оказались свидетелями как минимум легкомысленного и некомпетентного отношения к проблеме ответственных должностных лиц. К сожалению, и изначально, и сегодня наша система здравоохранения идет вслед за эпидемией, а не контролирует ее распространение, не принимает эффективных мер по снижению заболеваемости или хотя бы ее последствий. Сначала людей неделями держали в гостиницах, и на это уходили большие средства из и без того скудных ресурсов нашей страны, это было первой ошибкой. Потом начался террор с масками и перчатками. Полиция штрафовала людей за отсутствие маски на улице, в то время как там заразиться практически невозможно. А теперь люди уже так устали от масок, что в большинстве своем не надевают их даже в закрытых помещениях, в транспорте, где это действительно необходимо. Еще одной серьезной ошибкой стал не скоординированный подход как к лечению, так и к срокам его предоставления, поэтому многие оказывались в больнице уже на терминальной стадии заболевания.

- За время пандемии в Армении были подготовлены протоколы, официально приняты какие-то эффективные методы лечения этого заболевания?

- Национального протокола по ковиду так и не появилось. Минздрав ограничился скудными указаниями относительно клинического ведения и медикаментозного лечения больных ковидом, но это не протоколы.

- А в других странах есть протоколы?

- ВОЗ выпустила довольно обширные рекомендации, которые только нуждались в адаптации к конкретным условиям. Предполагалось, что на их основе будут подготовлены национальные протоколы, которые в дальнейшем будут совершенствоваться. Но, как я уже сказал, в Армении этого не сделано.

- А возовские протоколы хорошие?

- Я не клиницист, не берусь оценивать эти протоколы, но они являются тем базисом, на котором страна должна разрабатывать свои собственные подходы.

- Существуют ли надежные способы защиты для тех, кто находится в постоянном контакте с больными?

- Самый эффективный способ защиты - полная изоляция или иммунизация, но врачи, медсестры изолироваться не могут, они постоянно находятся в контакте не только с ковидными больными, у которых подтвержден диагноз, но и с теми, у кого болезнь еще явно не проявилась или протекает бессимптомно. Самая серьезная группа риска - медицинские работники, но их невозможно изолировать или заставить постоянно работать в скафандрах. Люди не в состоянии долгое время выдерживать эти условия. Так что мы тоже заражаемся и приобретаем естественный иммунитет. Кстати, по некоторым наблюдениям, в медучреждениях процент переболевших коронавирусом уже превышает 70%.

- Врачи проходили подготовку по работе с коронавирусом?

- Проводились онлайн-обучение, краткосрочные курсы, и все желающие имели возможность присоединяться, получали некоторую информацию по этому вирусу, течению заболевания и средствам защиты.

- Но, как утверждают вирусологи, вирус мутирует, ослабляется в процессе мутаций и постепенно становится менее опасным, даже привычным для человеческого организма.

- Это действительно так. Со временем число этих мутаций растет, организм человека начинает приспосабливаться к данному вирусу и вырабатывает свои механизмы защиты. Мы ведь не живем в стерильной среде, но не любой контакт с вирусом или бактериальной инфекцией приводит к заболеванию. За миллионы лет существования человечества мы приобрели свои механизмы защиты как от вирусных, так и других инфекций.

- А почему смертность от ковида остается высокой?

- В каждом конкретном случае необходимо выявлять истинные причины смерти, что позволит получить обоснованную информацию по числу летальных исходов. Но у нас до сих пор нет четкого представления о том, как формируются эти данные, на каком основании определяется причина смерти от ковида, - от какого-то другого заболевания или возможных побочных явлений? Как известно, в Армении больше года была необоснованно запрещена патологоанатомическая экспертиза умерших от ковида. Это непрофессиональный подход, халатность и отсутствие адекватной здравоохранительной политики. Все, что происходило в течение всего времени эпидемии, можно назвать искусственной приостановкой развития отечественной медицинской науки.

- Как вы считаете, какие организационные ошибки были допущены Минздравом?

- Ошибок было допущено много. Это и полное отсутствие стратегического мышления на уровне здравоохранительной политики, и неспособность прогнозирования различных сценариев и соответственного планирования адекватных мероприятий для каждого из них. Просто запереть всех дома невозможно, это приведет к очень тяжелым социальным последствиям. Как я уже говорил, мы постоянно идем за эпидемией, а не контролируем ситуацию. Ведь если сейчас регистрируются тысячи случаев, значит, еще месяц назад предпосылки роста заболеваемости уже были и именно тогда надо было принимать меры. Надо знать условия, которые способствуют росту заболеваемости, иметь обоснованные прогнозы. Такое впечатление, что разработкой политики занимаются люди, либо не имеющие представления об эпидемиях, либо преднамеренно усугубляющие ситуацию.

- Что конкретно надо делать сегодня?

- Самым существенным шагом стало бы приближение качественной медицинской помощи к населению, массовое предоставление тестирования и лечения во всех звеньях системы здравоохранения. Тестировать следовало во всех случаях, не только в осложненных, причем эту услугу человек должен иметь возможность получить бесплатно и близко от дома. Раннее выявление этих больных и адекватное лечение - важный шаг к предотвращению роста заболеваемости и предупреждению осложнений. И что еще очень важно - изменить политику вакцинации. Приобретение дискредитированной в глазах населения вакцины и попытки ее использования окончательно подорвали доверие населения к Минздраву. Люди должны знать, какая вакцина связана с какими рисками. И эта информация должна быть доступной и официальной. Государство в лице Минздрава должно было своевременно закупить наиболее безопасную и эффективную вакцину и обеспечить ею население в необходимом количестве.

- Как утверждает министр здравоохранения, до конца года 20% населения будет вакцинировано. Как вы это прокомментируете?

- Думаю, большая часть населения уже переболела и приобрела иммунитет естественным путем. То есть у большинства наших граждан уже присутствуют как антитела, так и выработан клеточный иммунитет, который обеспечивает более долгосрочную защиту от данного вируса. Исходя из наблюдений это по крайней мере на ближайшие месяцы, если не годы, защитит переболевших от повторного заражения. И хотя такие случаи не исключены, они единичны и не могут иметь существенного эпидемиологического значения.

- Как долго сохраняются антитела?

- Пока точно не известно, потому что мы оперируем данными наблюдений примерно порядка 10 месяцев, но по крайней мере около года антитела будут присутствовать в крови. Если человек уже переболел, то при повторной встрече с вирусом организм будет реагировать на него менее остро, а со временем это вирусное заболевание превратится в обычную сезонную инфекцию. Но основная проблема даже не в этом, а в том, что Минздрав и государство в целом должны быть готовыми к такого рода угрозам в контексте биобезопасности и своевременно разрабатывать адекватную политику и комплекс мер, эффективных в подобных ситуациях.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ТАИНСТВЕННЫЙ СИЛЬФИЙ
      2024-03-18 10:51
      653

      В интервью «ГА» старший научный сотрудник Института ботаники НАН РА, кандидат биологических наук Александр РУДОВ рассказывает о свойствах некоторых растений.

    • ЛИТИЙ: НАДЕЖДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
      2024-03-11 10:18
      2875

      В последние десятилетия в связи с появлением новых технологий и расширением высокотехнологического производства резко возросла потребность в редких и редкоземельных металлах, которые находят все более широкое применение.  А это электромобили, современные компьютеры и телефоны, солнечные панели, словом, то очень многое, что нас окружает и без чего мы уже не можем представить современную жизнь. Достаточно сказать, что элементы аккумуляторов современных электромобилей содержат 20-40 кг лития. В аккумуляторах ноутбуков или телефонов лития, разумеется, меньше, но они содержат десятки различных редких металлов, а если учесть, что эти товары производятся в огромном количестве, то становится ясно, что потребность в редких металлах будет постоянно расти. Однако природные ресурсы в этом плане невелики, запасы редких и редкоземельных элементов весьма ограничены, что ставит перед человечеством новые научные и практические задачи, связанные как с поиском и введением в эксплуатацию новых месторождений, так и разработкой передовых технологий по извлечению этих металлов при низких концентрациях в рудах и водах, а также из других материалов. 

    • МАГНИТНЫЙ ЩИТ - УСЛОВИЕ ЖИЗНИ
      2024-03-09 09:39
      4316

      В интервью «ГА» доктор физико-математических наук, заведующая лабораторией земного магнетизма Института геофизики и инженерной сейсмологии им. А. Назарова НАН РА (Гюмри) Анаит СИМОНЯН говорит о значении геомагнитного поля.

    • КАК УВАЖАТЬ СЕБЯ ЗАСТАВИТЬ?
      2024-03-04 10:28
      3666

      В интервью «ГА» доктор физико-математических наук, профессор Айк САРКИСЯН размышляет о роли науки.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ