7200-ЛЕТНИЙ СКЕЛЕТ МОЛОДОЙ ЖЕНЩИНЫ ИДЕНТИФИЦИРОВАН КАК НОВЫЙ ТИП ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА

В истории популяции ранних современных людей в Юго-Восточной Азии, где археологические данные немногочисленны, а тропический климат неблагоприятен для сохранения древней человеческой ДНК, остается много белых пятен. Теперь же еще один момент истории ученые смогли прояснить. 7200-летний скелет молодой женщины, обнаруженный на индонезийском острове Сулавеси, был идентифицирован как "новый тип древнего человека" из группы под названием тоалийцы, которые вымерли всего 1500 лет назад. Исследование было опубликовано в журнале Nature.

Международная группа исследователей выделила ДНК древнего человека разумного, который в 2015 году был найден в пещере под названием Леанг Паннинге ("Пещера летучих мышей") на индонезийском острове Сулавеси. Это стало первым относительно полным человеческим захоронением из тоалийского контекста – мореплавателей-охотников-собирателей, которые жили в Южном Сулавеси от 8000 до 1500 лет назад. Морфологические признаки указывают на то, что это была девушка 17-18 лет с австрало-меланезийским сходством. Погребена она была в позе эмбриона и частично прикрыта камнями. В ее могиле были найдены каменные орудия труда и красная охра - богатый железом камень, используемый для изготовления пигмента, а также кости диких животных, на которых они охотились. Археологи ласково окрестили ее Бессе в знак уважения к обычаю королевских семей давать это прозвище новорожденным принцессам до того, как они получили официальное имя.

По словам ученых, это была редкая "генетическая окаменелость", и примерно половину ее генетического состава она разделяет с современными коренными австралийцами и жителями Новой Гвинеи и островов Западной части Тихого океана. Сюда входит и ДНК, унаследованная от ныне вымерших видов людей, называемых денисовцами, - дальних родственников неандертальцев, окаменелости которых были обнаружены только в Сибири и Тибете. Но до сих пор остается неясным, что случилось с тоалийской культурой и ее народом.

Ученые смогли выделить ДНК из каменистой кости черепа, хотя кости и сильно пострадали от тропического климата. С помощью радиоуглеродного датирования группа смогла определить возраст останков Бессе примерно от 7300 до 7200 лет.

Эта древня культура, частью которой была Бессе, была обнаружена только на относительно небольшой территории южного полуострова Сулавеси. Сулавеси, одиннадцатый по величине остров в мире, относится к Большим Зондским островам.

Тоалийцы были первыми охотниками-собирателями, которые жили уединенно в лесах Южного Сулавеси примерно с 8000 до 1500 лет назад, охотились на диких свиней и собирали съедобных моллюсков в реках. Среди предметов, изготовленных людьми тоалийской культуры, есть характерные каменные наконечники стрел, известные как точки Мароса, собранные исследователями. Тоалеские артефакты были обнаружены только в одной небольшой части Сулавеси, занимающей около 6 процентов общей площади острова. А Бессе также оказалась первым относительно полным скелетом, обнаруженным рядом с надежно датированными артефактами тоалийцев.

Столь малое распространение, по мнению ученых, говорит о том, что у этой прошлой культуры были очень ограниченные контакты с другими ранними общинами Сулавеси или людьми на близлежащих островах, существовавшими в течение тысяч лет в изоляции.

По словам ученых, тот факт, что гены денисовцев были обнаружены у охотников-собирателей Леанг Паннинге, подтверждает гипотезу о том, что денисовцы занимали гораздо большую географическую территорию, чем это известно на данный момент.

Возможно, денисовцы и первые современные люди (предки сегодняшних коренных австралийцев и папуасов) родились на одной территории и постепенно распространились по разным регионам. Острова Уоллеса стали своего рода "ступеньками" в этом путешествии, прежде чем они достигли Океании около 50 000 лет назад. Это вполне может быть ключевым местом, где скрещивались линии денисовцев и предков коренных австралийцев и папуасов.

Анализы также выявили нечто неожиданное в геноме Бессе - глубокую наследственную подпись от ранней современной человеческой популяции азиатского происхождения. Эта группа не смешивалась с предшественниками австралийских аборигенов и папуасов, что позволяет предположить, что она, возможно, проникла в регион после первоначального заселения суперконтинента, известного как Сахул. Этот суперконтинент возник во время ледникового периода, когда глобальный уровень моря упал, открыв сухопутный мост между Австралией и Новой Гвинеей.

Предки Бессе, вероятно, были одними из первых современных людей, достигших Уолласеи, но вместо того, чтобы идти дальше с острова на восток, к Сахулу, они, должно быть, просто остались в Сулавеси. Если это так, то, возможно, предки Бессе создали очень старые наскальные рисунки, недавно обнаруженные в Южном Сулавеси. Это наскальное искусство датируется по крайней мере 45 500 лет назад и включает, возможно, самые ранние известные человеческие изображения животных.

planet-today.ru