ЧТО СТОИТ ЗА СОЮЗОМ АНКАРЫ, ИСЛАМАБАДА И БАКИНСКОГО ДОВЕСКА?
С 12 по 20 сентября в Азербайджане проходят совместные учения войск специального назначения Азербайджана, Турции и Пакистана. Официально основной целью этих тренировочных игр обозначено улучшение взаимодействия подразделений в ходе боевых действий, подготовка к операциям в мирное и военное время, обмен знаниями и опытом.
В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ НАЗВАННЫХ СТРАН вышли на такой уровень сотрудничества, а их военно-политическое руководство настолько сблизилось между собой, что учения, о которых идет речь, были пафосно окрещены участниками в полном соответствии с духом установившихся взаимоотношений. "Три брата" - так называются военные игры войск специального назначения Баку, Анкары и Исламабада. Это лаконичный и вполне конкретный посыл международному сообществу о том, что в обширном регионе формируется некое подобие военно-политического альянса, с общей силой которого придется иметь дело каждому, кто задумает по отдельности вступить в противоборство с Пакистаном, или с Турцией или с Азербайджаном.
По мнению армянского военного обозревателя Давида Арутюнова, несложно догадаться, что эти учения - показательная военная акция, направленная в конкретном случае на устрашение Армении, однако и России следует насторожиться.
Как считает Арутюнов, Анкара и Исламабад давно и плотно сотрудничают в военной сфере. Стороны делятся боевым опытом и обмениваются новинками своих военно-промышленных комплексов, которые у обеих стран достигли значительных успехов. В частности, к примеру, Турция поставляет пакистанским друзьям (хотя корректнее было бы уже писать "братьям") боевые вертолеты, а Исламабад в свою очередь передает туркам наработанные технологии в военно-морской сфере. Баку же встраивается в этот альянс в ролях "младшего родственника", которому старшие всячески покровительствуют и оказывают посильную помощь. Доказательством тому - 44-дневная война, победа Азербайджана в которой, по мнению многих международных экспертов, стала возможной только благодаря использованию широкого спектра боевых возможностей Анкары и Исламабада, а также вовлечению спецназовцев и террористических отрядов из Турции и Пакистана.
В ЭКСПЕРТНОМ СООБЩЕСТВЕ ДАВНО ОБСУЖДАЕТСЯ КРУГ ФАКТОРОВ, способствующих тесному сближению Пакистана и тюркского тандема. В этом контексте упоминается общность религиозных течений в Пакистане и Турции. Подавляющее большинство населения обеих стран исповедует ислам суннитского толка, который к тому же с каждым годом динамично усиливает свое влияние в номинально шиитском Азербайджане. Также Турцию с Азербайджаном, с одной стороны, и Пакистан - с другой, объединяет мечта по обоюдному военно-политическому контролю над китайским мегапроектом "Великий Шелковый путь", поскольку их растущим экономикам как воздух потребны периодические вливания масштабных китайских капиталов. Плюс к тому после заметного ослабления позиций США в мире и, в частности, в регионах Юго-Западной и Южной Азии Пакистан и Турция оказались лицом к лицу с проблемой поиска надежной опоры. В свое время они считались стратегическими союзниками Вашингтона (номинально они считаются таковыми и поныне), однако конец эпохи мирового доминирования США вкупе с возникновением ряда острых противоречий со своими былыми сателлитами дал старт их дрейфу от текущей американской внешнеполитической повестки.
Сейчас Пакистан и Турция не желают более видеть в упомянутых регионах безоговорочное господство какой-либо иной мировой сверхдержавы. Ни Китай, ни Россия не вправе и не в силах, согласно Анкаре и Исламабаду, заполнить образованный после ухода США вакуум на обширном пространстве от Северной Африки до гор Гиндукуша. А сделать это должны только они - Турция и Пакистан. В одиночку с такой проблемой им не справиться: слишком ограничены ресурсы. Однако, действуя в альянсе, эта связка, очевидно, собирается решить в свою пользу ряд задач, имеющих жизненно важное значение для последующего роста этих региональных держав. Это и сдерживание Индии, и подрыв геополитической конфигурации под названием "Шиитская дуга", и вытеснение России из Средней Азии и Кавказа, и недопущение консолидации исламского мира под эгидой арабских королевств. Видимо, Анкара и Исламабад, а вместе с ними и бакинский довесок считают свой своеобразный военно-политический симбиоз достаточно сильной конструкцией, способной удержать значительную часть Евразии в подчинении своей воле и планам.
ЕСТЕСТВЕННО, УПОМЯНУТЫЙ АЛЬЯНС ПОКА ЕЩЕ НАХОДИТСЯ НА СТАДИИ формирования и притирки сторон-участниц. В теории программа турко-пакистанского доминирования в Юго-Восточной и Южной Азии выглядит достаточно интересным и перспективным проектом, однако на практике весь этот сценарий может быть подвергнут нещадной перекройке под прессом геополитических инициатив извне. В результате альянс, спроектированный как самостоятельный и весомый игрок мирового масштаба, может опять банально превратиться, как и было прежде, в наемную силу на услужении англосаксонского миропорядка или же в лучшем случае поменять "работодателя" и обрести нового "хозяина" в лице Пекина.
Так или иначе, таким странам, как Россия, Иран, Израиль, Египет, следует очень серьезно отнестись к вырисовывающемуся в перспективе турецко-пакистанскому альянсу. Возможно, он и может через определенное время развалиться под грузом неподъемных геополитических проблем, взваленных на плечи амбициозных союзников, однако за относительно короткое время их плотного взаимодействия может случиться то, чего названные выше страны не желали бы увидеть в самом страшном сне. Речь, конечно же, идет о весьма высокой вероятности передачи Турции Пакистаном "портфеля" с описанием всей технологической цепочки по созданию ядерного оружия, вместе с оборудованием, сырьем и специалистами.
Сколько бы скептики из числа военных экспертов ни исключали подобный сценарий, он, безусловно, является одной из приоритетных задач, если не самой главной целью Турции в программе сближения с Пакистаном.
Однако к этой интереснейшей теме мы обратимся в последующей публикации.
Продолжение следует.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-20 09:46
В Азербайджане ликуют. Как же иначе, если прибывший в Баку для участия в конференции СОР29 американский конгрессмен Фрэнк Паллоне не выдержал напора протестных акций и чартерным рейсом на следующий же день вылетел в США? Это ведь большая победа алиевского режима, вначале официально пригласившего конгрессмена, а по его прибытии организовавшего митинги наемных горлопанов, готовых за оплату бойкотировать кого угодно – хоть Паллоне, хоть Далай-ламу.
-
2024-11-18 09:31
Дней десять назад российские телеграм-каналы облетело видео, в котором тинейджер – этнический азербайджанец ни с того ни сего бьет со всей силой ногой русскую девочку, спокойно сидящую на подоконнике в школе. Случай имел место в городке Нижние Серги Свердловской области.
-
2024-11-16 09:38
Оппозиционные силы в Грузии проиграли выборы 26 октября и, скрепя сердце, две недели дожидались результатов американского голосования, прежде чем преступить к обещанным протестным акциям. Саломе и Ко не хотели «стрелять вхолостую», отлично понимая, что пока в Штатах идет заключительная и самая ожесточенная стадия «рубки» между кандидатами, ни за океаном, ни в Европе не обратят никакого внимания на поствыборные баталии в Тбилиси. Но стоило американским выборам завершиться, как оппозиция вывалилась на улицы, отчаянно надеясь, что победивший Трамп выдаст что-то типа: «Эти протестующие грузины – хорошие парни, и я непременно разберусь с теми, кто их обидел». Трамп же пока ничего подобного или даже похожего не сказал, что наверняка не сильно обнадеживает грузинских западников.
-
2024-11-15 09:49
В Баку очень и очень злы на Индию. И, наверное, если бы не убедительный совет Анкары – сидеть смирно и не рыпаться, спустили бы на Нью-Дели всех собак. В Турции хорошо понимают, что возрождающийся Бхарат (название Индии на языке хинди, которое вскоре станет официальным наименованием этой страны) – соперник, который абсолютно не по зубам турецко-азербайджанскому альянсу, а значит с ним следует себя вести очень осторожно.