РЕДКИЕ МЕТАЛЛЫ ИЗ… ВОДЫ
Старший научный сотрудник Института физических исследований НАН РА (ИФИ) кандидат физико-математических наук Рафик БАЛАСАНЯН занимается исследованиями ядерных процессов в обычных условиях, без использования дорогостоящих ядерных ускорителей и радиоизотопов. Совершенно неожиданные результаты, которые могут иметь большое практическое значение, дали исследования ядерных реакций в обычной воде.
ИСПОЛЬЗУЯ САМУЮ ПРОСТУЮ АППАРАТУРУ - ВОЗДЕЙСТВУЯ НА ВОДУ ультразвуковыми колебаниями и электрическим полем с определенными параметрами, - Р.Баласанян сумел получить в воде ядерные процессы, результатом которых становится появление новых атомов. В процессе определенного воздействия на воду рождаются нейтроны, имеющие дефект массы и называемые квазинейтронами, которые входят в связь с соседними ядрами, в результате чего и образуются новые атомы, которых не было прежде.
Природные ядерные процессы в воде - явления общеизвестные, один из таких примеров - гроза. По данным измерений, при возникновении грозовых туч многократно повышается уровень радиационного фона. Однако, по мнению Баласаняна, физика этих процессов изучена недостаточно. Ему удалось раскрыть природу этих явлений, понять, как и почему в воде происходят ядерные реакции. В свое время Ереванский физический институт был одним из первых научных учреждений СССР, где проводились исследования ядерных процессов во время грозы.
Ученый задумался и над другим интересным вопросом - каким образом в воде океанов образуются новые атомы, новые соединения в виде водорослей, которые питаются только водой? Принято считать, что возникновение новых атомов возможно при термоядерном синтезе, который может происходить только при очень высоких температурах и высоких давлениях.
Р.Баласанян экспериментально доказал, что ядерные реакции в воде могут происходить и без высоких температур и высоких давлений. При погружении металлических электродов в воду и воздействии на них электрическим полем или звуковыми колебаниями можно регистрировать возникновение новых атомов, появление которых невозможно объяснить химическими процессами. Как показали эксперименты, при погружении в воду разных металлов, независимо от величины их электропроводимости, у пограничных слоев возникают двойные электрические слои, которые и являются источниками ядерных процессов и возникновения новых атомов. Например, в экспериментах зафиксировано пятикратное повышение концентрации примеси элемента лития в воде после воздействия на воду ультразвуковыми колебаниями. То есть, если результаты исследований, проводимых Р.Баласаняном, найдут практическое применение, это станет реальной возможностью получать дефицитные материалы без особых затрат из воды. Причем, как уже было сказано, для получения новых элементов в воде не требуется мощных воздействий - достаточны только слабое электрическое поле и слабые акустические колебания. Кроме того, чтобы происходили эти явления, не нужна ни дистиллированная вода, ни вода с какими-то примесями, хотя примеси могут усилить энергетику происходящих процессов.
ПОЯВЛЕНИЕ БОЛЬШОГО КОЛИЧЕСТВА НОВЫХ АТОМОВ, в том числе и редких металлов, подтверждено дополнительными исследованиями, которые проводились в Институте химической физики НАН РА с использованием масс-спектрометров. Результаты полностью достоверны и при необходимости могут быть подтверждены с использованием современной аппаратуры.
В странах, где роль науки на государственном уровне понимается адекватно, после научных изысканий и выявления интересных в плане применения природных закономерностей следуют инженерно-технологические разработки для технической реализации результатов научных предложений, а затем и создание производственных технологий по использованию результатов научных поисков. Вот тогда и приходит время подсчитать экономическую эффективность предлагаемой ученым возможности получения редких химических элементов. Однако эта простая истина нашим чиновникам не доступна, они спешат разобраться с экономической перспективностью разработки еще на этапе лабораторных исследований, что выглядит дико.
То, что организация науки в Армении - слабое место, общеизвестно. В структурах, которые принимают решения в этой сфере, сидят люди, которые имеют весьма отдаленное представление о том, что такое наука, как она работает, какова специфика исследовательской деятельности и какие требования следует предъявлять ученым, чтобы адекватно оценить результаты их деятельности. Возможно, они и не должны иметь глубоких представлений о специфике той или иной сферы науки, перспективах практического использования полученных результатов, но в таком случае к принятию решений, разработке критериев оценки работы ученого и реформ в сфере науки следует привлекать экспертов, корпус которых давно следовало сформировать, причем не из числа лиц, близких сотрудникам Министерства НОКС, а из авторитетных ученых, людей, обладающих широкими знаниями и хорошо представляющих сферу исследовательской деятельности изнутри. Но этого явно не происходит, поэтому не приходится удивляться тому, что ни одно из преобразований в сфере науки, инициируемых государственными структурами, не изменило ситуацию в сфере науки к лучшему, а одним из требований, предъявляемых к ученым, стало экономическое обоснование затрат на проведение того или иного исследования. О том, что экономические расчеты в сфере науки выглядят странно и это требование скорее правомерно в отношении производства, никто из чиновников от науки, похоже, просто не знает.
Требования, связанные с экономической эффективностью проводимых исследований, правомерно предъявлять производителям. А дело ученых - выявление объективных законов природы, возможностей их применения в интересах развития разных сфер человеческой деятельности, обеспечение безопасности, систематизация объективных знаний о мире, без чего невозможна система образования. Пересчитать эффективность всей этой деятельности в деньгах невозможно, но какова была бы судьба человечества, если бы оно отказалось от знаний, накопленных в сфере науки?
У Р.БАЛАСАНЯНА ЕСТЬ И МАССА ДРУГИХ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, технологических разработок и экспериментально подтвержденных идей, одна из которых непосредственно связана с атомной энергетикой. Он предлагал (и знает, как это сделать) по предложенной им методике превращать уран 238 в другой элемент - плутоний, который в полтора раза энергетичнее, чем уран-235, используемый в атомной энергетике. Причем это не потребует особых затрат и оснащенности сложной аппаратурой, а всего лишь элементарных мер радиационной защиты. Однако перспективное предложение ни у кого в Армении интереса не вызвало, как и целый ряд других разработок и перспективных идей. А публиковать стоит не все результаты, поскольку некоторые из них могут иметь двойное применение.
Некоторые перспективные исследования, проводимые Баласаняном, были вынужденно приостановлены, поскольку необходимо было сделать конструкцию опытного образца, потом производственный образец… Однако даже ИФИ, будучи одним из лучших институтов НАН РА, не имеет достаточной инженерно-производственной базы, а финансирование науки в Армении крайне недостаточное.
Согласно уставу НАН РА, заказчиком научных исследований является государство, но знаем ли мы примеры, когда государство заказывало бы ученым исследования, проявляло заинтересованность в результатах их деятельности? Наука в Армении не востребована. И вот что особенно беспокоит - ни социально-экономические проблемы, которые в течение всех лет независимости так и не смогло решить государство, ни трагический опыт последней войны ничему не научили. Отношение к науке как было, так и остается безответственно безобразным. Тем, кто требует от ученых экономического обоснования затрат на исследования, стоило бы начать с того, чтобы подсчитать, сколько мы потеряли в результате войны, в которой потерпели поражение лишь потому, что результаты исследований ученых, их разработки, в том числе и военные, не нашли применения. Ну как тут не вспомнить Конфуция: "Единственная ошибка - не исправлять ошибок прошлого". Но именно эта ошибка, хотя и не единственная, но возведенная в традицию, определяет судьбу нашего народа, страны.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 09:52
В интервью "ГА" директор Регионального научно-образовательного математического центра Южного федерального университета (Ростов-на Дону), доктор физ.-мат. наук, главный редактор международного журнала Journal of Mathematical Sciences, профессор Алексей КАРАПЕТЯНЦ комментирует новый проект закона РА об образовании и науке.
-
2024-11-19 09:31
В интервью «ГА» преподаватель Российско-Армянского университета, кавказовед, соучредитель научно-образовательной организации «Армянский проект» Карен ИГИТЯН рассказывает о том, как менялась демографическая ситуация в Армении.
-
2024-11-15 10:26
В интервью "ГА" доктор исторических наук, профессор, заведующая отделом востоковедения Института древних рукописей Матенадарана Кристине КОСТИКЯН рассказывает о том, какую роль играли армянские купцы в развитии экономики Ирана в период правления династии Сефевидов.
-
2024-11-02 10:13
В интервью «ГА» директор Армянского института биоинформатики, кандидат биологических наук Лилит НЕРСИСЯН говорит о перспективах развития биоинформатики в Армении.