БОРЬБА С СОБСТВЕННОЙ ТЕНЬЮ
Вам никогда не приходилось встречать нильского крокодила, обеспокоенного проблемами выживания антарктических пингвинов? Мне тоже. Но не менее удивительную картину в прошлую пятницу, 24 сентября, могли наблюдать наши сограждане, следя за заседанием Координационного совета по реформе полиции под председательством самого премьера. Потому что Пашинян вдруг сильно озаботился вопросами повышения уровня правопорядка и безопасности граждан.
НУ СЛАВА БОГУ. Я и так никогда не терял оптимизма, а прозвучавшие на заседании заявления меня просто окрылили. Например, следующее: "Мы должны сегодня изменить философию, психологию, а также отношение сотрудников полиции к своим обязанностям". Удастся ли это - бабушка надвое сказала. Причем очень надвое...
Критики Пашиняна здесь могут указать, что, с одной стороны, распространен образ полицейского как человека простого и некнижного, отчего выражение "философия сотрудников полиции" многие воспримут как несообразное. С другой стороны, чрезмерное увлечение философией - а ведь не все философские системы одинаково доброкачественны - может даже усугубить недостатки, присущие отдельным сотрудникам полиции. Хорошо, если полицейский сделается в результате реформы кантианцем, а если ницшеанцем?
Не менее поразило заявление о том, что "полиция должна служить интересам граждан". Дорогой Никол, я что-то не понял - у вас концепция поменялась или ум за разум зашел? Пиар, спору нет, дело важное, и грех не попользоваться, но что за мифические "интересы граждан"? Вы в порядке? Уточните задачу. Или уже обследуйтесь наконец.
Вот уже более трех лет, как полиция, так и все правоохранительные структуры в целом обслуживают исключительно интересы Пашиняна и его окружения, практически перестав бороться с преступностью и переключившись на подавление мирных акций протеста граждан и оппозиции. Правители и их семьи сидят за толстыми стенами под охраной армии полицейских и телохранителей. Наши страхи за свои жизни, жизни близких, наше имущество им неведомы. Так что обещанная борьба с преступностью - это борьба с собственной тенью.
Война государства против преступности, если быть честными, если действительно стремиться к позитивным результатам, означает войну против... государства. Нынешнего, разумеется. И нет в этом утверждении никакого парадокса. Потому что в нынешнем государстве криминалом пронизаны все его структуры - какую ни возьми, где ни копни.
То, что нам демонстрируют по телевизионной полицейской хронике - это не борьба с преступностью. Это что-то из области зоологии, когда слабое животное принимает угрожающую позу, стремясь напугать хищника. В джунглях иногда получается. Матерого волка - отечественную преступность - ощерившаяся дворняжка не остановит.
А уровень преступности у нас уже просто зашкаливает. Взять хотя бы события последних дней. 24 сентября - массовая драка с применением холодного оружия в саду у улицы Алека Манукяна; есть раненые. 24 сентября - стрельба на улице Абовяна, у кинотеатра "Москва": 23-летний Арман Хачатрян скончался, не приходя в сознание, 24-летний Сергей Меликян продолжает оставаться в больнице. В ночь на воскресенье, 26 сентября, в квартире по ул. Сисакан, 6 убит 56-летний Вагинак Э. Продолжать?
А ЧТО СДЕЛАНО ПРАВООХРАНИТЕЛЯМИ в эти дни? О, они тоже не сидели сложа руки! Возбудили уголовное дело по статье 137.1 за оскорбительный комментарий под фотографией Пашиняна в Facebook.
25 сентября, на следующий день после заседания Координационного совета по реформе полиции, оппозиционными фракциями "Армения" и "Честь имею" в парламенте было организовано обсуждение, в ходе которого правозащитник Рубен Меликян совершенно справедливо заметил: "Сотрудники полиции зачастую предъявляют гражданам явно незаконные, а иногда и вовсе нереализуемые требования. Например, у граждан могут потребовать приостановить митинг или собрание, хотя таковых по факту нет. Этот инструмент позволяет полиции силой удалять любую группу лиц, которая им не по душе, из любого места".
Добавим, что при этом жалкие всхлипы попавших под горячую руку полицейских - мол, а как же законность, где же презумпция невиновности, права человека, за что меня и почему ногами?.. - никого не интересуют. Ведь в любой схватке главное - что? Подавить волю противника! Пускай же преступный мир видит, как спецподразделения полиции мочат вышедших на мирную акцию протеста граждан. Давай дубиной его, и ногой, и еще раз дубиной! Не на манекенах же тренироваться, азарт испаряется.
Ничего, ничего! Перебьем протестантов, разгоним родственников погибших на войне, накроем с поличным представителей прежней власти за совершенное двадцать лет назад, посадим еще десяток-другой оппозиционно настроенных руководителей общин, а уголовники пускай смотрят и трепещут! Пускай готовятся к возмездию.
Что значит - этот человек не совершал ничего противозаконного? У нас сегодня нравы таковы, что в принципе все в чем-нибудь виноваты. Даже если ты всю жизнь прожил в изолированном подземном бункере, надо будет - грех найдут, а тем более - статью. Презумпция виновности здесь не юридический термин, а стиль властвования, а потому и канон жизни.
И зря бывшего министра юстиции Давида Арутюняна беспокоит то обстоятельство, что "на сегодняшний день в Армении сложилась очень тревожная ситуация. Имеется множество нарушений со стороны правоохранителей, которые очевидным образом связаны с Конституцией". Ничего тревожного, дорогой Давид, просто в центре Еревана, по ул. Налбандяна, 130 действует абсолютно безответственное государственное учреждение, называемое Полицией. Оно имеет все права нарушать все права человека и не несет никакой, даже моральной, ответственности за свои поступки. Какие на фиг права человека! Какая Конституция? Не в Бельгии, слава богу, живем.
А ТО, С ЧЕМ МЫ ДО СИХ ПОР сталкивались, - это только цветочки. Ведь оппозиция обещает в скором времени возобновить уличную борьбу. Вот тогда-то правоохранители и продемонстрируют всю свою носорожью ярость без остатка. Тюрем не хватит, придется приспосабливать для избитых и задержанных граждан стадионы. Скажете, что сие невозможно. Но мы с вами живем в стране, где возможно все, что касается самого дурного, опасного, даже катастрофического.
У метелящих по любому поводу и без повода мирных граждан на улицах и в полицейских участках сукиных детей в разноцветных беретах есть всесильный хозяин и ощущение, что это - навсегда. Но это не навсегда. И что они потом будут делать?
Есть у писателя Георгия Владимова замечательный рассказ "Верный Руслан" - о драме пса, который всю жизнь охранял магаданский лагерь для политзаключенных. В 1953 году лагерь закрывают, Руслан оказывается на улице и умирает: не служить он не может, а служить некому.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-06 10:24
Внутрипартийные войны начинаются по-разному. Иногда их хотят. Готовят. Рвутся в бой под аплодисменты соратников. Накачивают себя адреналином до такого состояния, что не воевать уже и неудобно. Хотя за что именно воевать, ясно далеко не всегда даже до войны, а уж после войны - и подавно. Иногда войны случаются внезапно, незапланированно, нечаянно. Из чьей-то глупости. Из переоценки собственных сил или недооценки сил противника. Но хуже всего, когда воевать не за что, а войны избежать невозможно. Войны такого рода - как лобовое столкновение поездов. Каждый несется по единственно возможной для него дороге. Сворачивать некуда, а если кто-то и остановится, это никого не спасет. И все ищут спасения в скорости и силе удара.
-
2024-11-05 09:50
Ну что мы, сограждане, все о политике и политике. Поговорим сегодня о более интересных вещах. Как там было сказано в "Двенадцатой ночи" Шекспира? "Безумие, сударь, гуляет по миру и светит повсюду, как солнце". Насчет мира в целом не могу сказать, но в Армении при Пашиняне безумие чувствует себя весьма вольготно. Особенно во властных коридорах, где любая нормальность (даже относительная) должностного лица воспринимается как что-то марсианское и очень подозрительное. Есть в этой вменяемости даже что-то кощунственное. Спросите хоть... Ну, я не знаю... да у любого представителя власти спросите!
-
2024-11-02 10:29
Власть Пашиняна обкрадывает и страну, и народ. Украденные деньги исчезают в каких-то черных дырах, значительная их часть наверняка оседает за рубежом. Соки высасываются из всех систем, которые жизненно необходимы для существования любого государства. Даже из армии. Впрочем, созданное режимом Пашиняна есть нечто, никак не могущее быть названо государством. Из этого "нечто" государство не может вырасти. Все, что каким-то чудом у нас сохранилось государственного, вынужденно действовать в подполье, вопреки режиму.
-
2024-11-02 09:55
Сначала, сограждане, о том, что радует. Тоска общества по различного рода гладиаторским боям - неизбывна и нуждается в удовлетворении. Правда, идущие в настоящее время внутри власти Пашиняна бои - довольно вялое подобие настоящего гладиаторского поединка с разлетающимися кишками и залетающими в партер головами. Жаль также, что лишены зрители при устроении такого рода игр возможности известным способом манипулировать большим пальцем, указуя на необходимость добить или же помиловать с особой жестокостью. И у зрителя нет реальной возможности обтереть платочком со лба долетевшие до него брызги гладиаторской крови.