АГЕНТ МИШИКО И ЕГО НОВОЕ ЗАДАНИЕ
По-видимому, у архитекторов нового либералистического порядка на обширном пространстве от Балкан до Афганистана случился форс-мажор. Что-то не заладилось в Сакартвело – эталонной демократии "соросовских кровей", и ее бенефициарам пришлось срочно спасать ситуацию. Если грузинский проект лопнет окончательно, все пылкие труды апологетов демократизации Востока пойдут коту под хвост: крестовый поход на Китай забуксует, а "удавка анаконды" на российской шее не досчитается одного мускулистого кольца.
А ВЕДЬ КОГДА-ТО СТАРЫЙ добрый Тбилиси первым в рекрутском строю бравурно шаркнул ногой по команде "Равнение на Запад!". Много воды утекло с тех славных времен, и нынешние грузинские реалии питают настроения в обществе отнюдь не одной только либералистической сказкой. Вот и пришлось спешно, чуть ли не на парашюте, забрасывать верного Мишико на родину с заданием немедленно, пока не поздно, сотворить из этой самой сказки быль.
Напомним, что экс-президент Грузии Михеил Саакашвили, вопреки предупреждениям грузинских властей о неминуемом аресте, вернулся на родину и был задержан 1 октября на тбилисской квартире. О своем намерении Саакашвили заявил еще в преддверии парламентских выборов в 2020-м, однако тогда по каким-то причинам не сдержал обещание. Действующие власти Грузии расценили шаг экс–президента как попытку дестабилизировать ситуацию и организовать госпереворот в стране после республиканских выборов в органы местного самоуправления. Об этом прямо высказались и глава правящей партии "Грузинская мечта – Демократическая Грузия" Ираклий Кобахидзе, и премьер – министр Ираклий Гарибашвили, и президент Саломе Зурабишвили.
Последняя к тому же заявила, что Саакашвили должен быть судим и ни под каким предлогом не может рассчитывать на президентскую амнистию.
По некоторым данным, ныне экс-президент находится в Руставской тюрьме. Ему инкриминируют ряд уголовных статей, в том числе – причастность к убийству, растрату государственных средств, превышение должностных полномочий, незаконное пересечение границы и прочее. В тюрьме Саакашвили уже успел объявить голодовку, а также обратиться к своим сторонникам с письменным воззванием, в котором заклеймил правящую власть незаконным режимом и, конечно же, не забыл упомянуть причастность Москвы к своему аресту.
Возможно, вся эта история с пламенным революционером-патриотом, бесстрашно отправившимся на родину, заведомо зная, что гнусный режим уготовил ему страдания в заключении, вышибет слезу у обывателя, беспрекословно воспринимающего сюжет борьбы за грузинскую власть как парадигму противостояния добра и зла. Однако искушенному в делах политических человеку совершенно понятно, что речь здесь идет о классической авантюре, цинично выдаваемой за самоотверженность и бескорыстие.
И действительно, знай, например, Саакашвили, что его упекут в тюрьму не на особых условиях одиночного содержания, а в общем режиме с уголовниками, который в свое время основательно подпортил ему кровь, едва ли согласился бы на план по диверсионному забросу своей дородной тушки в Грузию. Следовательно, вся операция готовилась с упором на гарантии, данные батоно Михеилу в том, что ни один волосок не упадет с его головы, а политические оппоненты в лице власти во главе с ненавистным олигархом Иванишвили не посмеют даже подумать о физической расправе над ним.
ПОЭТОМУ ИСТОРИЯ С РАСПИАРЕННЫМ возвращением Саакашвили и его громким арестом больше напоминает запланированное шоу, понадобившееся его постановщикам для того, чтобы растормошить грузинское общество. В свое время Владимиру Ильичу, отправленному Парвусом в запломбированном вагоне в Россию, уж точно не следовало попадаться в руки временного правительства, меж тем как Михеилу Николаевичу, согласно инструкции, нужно было пропорционально обратное развитие событий: анонсирование возвращения на родину, громкий арест, голодовка в тюрьме, письма-воззвания и т.п.
Налицо попытка с применением пиар-технологий вновь оплодотворить фонтанирующей харизмой Мишико новую грузинскую либеральную революцию. Будучи оторванным физически от грузинских политических реалий, он никак не мог эффективно воздействовать на них. В результате идеологические выкормыши Саакашвили, такие как Григол Вашадзе или Ника Мелия, на протяжении долгих лет никак не могли сами скинуть ненавистную "Грузинскую мечту", а опосредованное влияние их шефа на внутригрузинские события в значительной мере распылялось без особой эффективности. Да и харизма самого отца "революции роз" вдали от Грузии начала тускнеть и меркнуть, изводя весь остаточный блеск на внутриукраинский политический балаган.
Прекрасно понимая это, Саакашвили в прошлом не раз заявлял, что обязательно вернется на родину и собственнолично возглавит оппозиционные силы в борьбе против режима Иванишвили. Однако всякий раз эти обещания оказывались пустыми. Следовательно, если на сей раз непреклонный Мишико сдержал слово и объявился в стране, как говорится, собственной персоной, следует заключить, что этот шаг его кураторами была предпринят из соображений неотложности.
Иначе говоря, тянуть грузинскую резину покровители экс-президента больше не хотят и не могут, поэтому идут ва-банк. Карта Саакашвили либо сорвет этот банк, вновь ультралиберализовав грузинское политическое поле и окончательно поставив крест на минимальном партнерстве с Россией, либо его карьера окончательно захлебнется в тюрьме, по выходе из которой от некогда блистательного и харизматичного политика останется только дряблая тень ботексной улыбки да известная слабость к обильной еде и прекрасному полу
Так что же сподвигнуло саакашвилиевских кураторов так засуетиться именно сейчас? Очевидно, причин несколько, и все они сплелись в комплексную проблему.
Совершенно определенно, что в первую очередь на такое решение повлияло новое соотношение сил, сложившееся в регионе после карабахской войны 2020-го. С одной стороны, резкое усиление Азербайджана в Южно-Кавказской диспозиции, следовательно, и ослабление Армении могут подтолкнуть действующие грузинские власти установить определенный уровень сотрудничества с Россией, которая одна может реально создать противовес возрастающей экспансии тюркского тандема в регионе.
С другой стороны, Россия, взявшая обязательство сохранять стабильность в Арцахе посредством миротворческого контингента, сама резко увеличивает свое военно-политическое присутствие на Южном Кавказе, что заставляет грузинские власти, из опасений быть задавленными активностью северного соседа, искать с ним взаимопонимания. В Грузии осознают, что в случае, если Москва будет вынуждена защитить союзную Армению, а также свои базы в РА и Арцахе от возможного нападения тюркского тандема, то, безусловно, именно грузинскую территорию превратит в пространство для военной коммуникации, со всеми вытекающими из этого последствиями.
КРОМЕ ТОГО, ДЕЙСТВУЮЩИЕ грузинские власти, по всей видимости, прельщают планы Тегерана организовать один из основных логистических маршрутов от Персидского залива в Европу через линию Тебриз – Армения – Грузия – Черное море. В случае же неудачи этого плана по причине продавливания Баку с Анкарой программы фактической аннексии так называемого Западного Зангезура, Тбилиси лишится не только доходов от перспективного логистического маршрута, но и вынужден будет смириться с резким сокращением прибыли от маршрутов, ныне связывающих Турцию с Азербайджаном по грузинской территории.
Наряду с перечисленным, в Грузии за последние годы наблюдается резкий рост антитюркских и отчасти антиисламских настроений. Заметную роль в этом сыграло и фактическое подчинение Аджарии турецкому капиталу, и откровенно хамская экспроприация Азербайджаном обширных территорий и культурно – исторических строений монастырского комплекса "Давид Гареджи", и количественно разрастающаяся с каждым годом так называемая азербайджанская диаспора Грузии.
Сдерживать негативные настроения общества в отношении тюрок грузинским властям раз за разом становится все сложнее. Когда же эти настроения совпадают с компонентой социального недовольства народа, власть уже оказывается беспомощной. Доказательством тому - длящиеся уже год бурные акции протеста против строительства турецкой корпорацией ЕNКА на реке Риони Каскада ГЭС Намахвани. Особенно сильные волнения, в частности, в Кутаиси вызвал тот факт, что вышеназванной корпорации в аренду на 99 лет также была передана вся территория Рионского ущелья протяженностью около ста километров.
В конце концов недовольство разрослось до такой степени, что приблизительно дней за десять до возвращения Саакашвили в Грузию руководство ЕNКА официально известило грузинские власти о намерении аннулировать договор. Также стало известно, что буквально за день до этого, а именно 21 сентября, в кулуарах Генассамблеи ООН Эрдоган встречался с премьером Грузии Гарибашвили. О деталях встречи СМИ так и не смогли рассказать ничего внятного, однако есть предположение, что турецкий президент выразил свое возмущение неспособностью или нежеланием грузинской власти обуздать возрастающие антитурецкие настроения в стране.
А ведь в годы правления Михеила Саакашвили Грузия совершенно безропотно встроилась в русло турецкой политической и экономической экспансии, считая, что тем самым в широком смысле втягивается в орбиту западного влияния и нейтрализует с помощью Анкары российский империалистический пресс. В определенной мере так на самом деле и было, и сама Турция сделала немало для победы возглавляемых Саакашвили сил во внутриполитической грузинской борьбе, а впоследствии - и для их удержания у власти. Следовательно, ослабление позиций Турции в Грузии – это удар по интересам западных ультралиберальных кругов, которые идеологически и финансово питали "революцию роз" и взращенную на ее почве русофобию.
И наоборот, разочарование Грузии в западничестве может повлечь обострение отношений с Анкарой и ее придатком Азербайджаном, которые, исходя из своих интересов, последовательно выталкивают Тбилиси из поля притяжения России.
ИМЕННО ПОЭТОМУ СИТУАЦИЯ в Грузии вызывает обоюдную тревогу в определенных центрах Запада с одной стороны, в Баку и Анкаре – с другой. Следовательно, оперативное внедрение Саакашвили в поле политического противоборства грузинских элит вызвано стремлением перечисленных заинтересованных сторон вернуть Грузию в режим управляемости. Очевидно, что спецслужбы западных стран, осуществляющие шефство над Саакашвили и его партией ЕНД, а также тюркский тандем подстегнуты страхами относительно того, что Тбилиси постепенно выходит на позицию грамотной балансировки между интересами натовского лагеря и формирующегося на Южном Кавказе российского–иранского стратегического альянса.
Как же в таком случае может отразиться приход к власти Михаила Саакашвили на Армении?
Следует сразу заметить, что это для Еревана обернется самой настоящей катастрофой. И прежде всего потому, что программа по проталкиванию Саакашвили к власти может быть осуществима на данном этапе только при условии дестабилизации политической ситуации в Грузии, о чем недвусмысленно заявляют ее нынешние власти. А это значит, что, в сочетании с угрозой блокировки иранской границы на юге, перебои в снабжении Армении с севера могут окончательно поставить нашу республику на колени.
Во-вторых, если и посчастливится миновать этот рискованный период, то в случае победы Саакашвили внешнеполитический вектор его стратегии поставит Ереван перед массой проблем. Как заклятый русофоб и в то же время тюркофил, он немедленно впряжется в действия по окончательному вытеснению России из региона проверенным путем потакания турецким аппетитам. Саакашвили не побрезгает возможностью отождествить перспективу российского контроля над Арцахом с нынешним протекторатом Москвы над Южной Осетией и Абхазией, тем самым подтолкнув Азербайджан на конфронтацию с Россией и, следовательно, на более тесное взаимодействие с оголтелыми антироссийскими западными центрами, на обслуживании интересов которых, собственно, и состоит уже несколько десятилетий грузинский экс-президент.
В то же время, ведя откровенную антиармянскую игру в региональном плане, как он это не раз делал в прошлом, Саакашвили, безусловно будет имитировать горячую дружбу и тесные связи с Пашиняном, как со своей идеологической креатурой в Армении. Либералы у властного руля в Ереване - это сильное подспорье в борьбе батоно Михеила с "российским империализмом" и в то же время очень слабое звено для блокировки внутренних армянских манипуляций со стороны такого маститого политического интригана и провокатора, как Саакашвили.
В целом же, физическое возвращение Михаила Саакашвили в грузинскую политику не может нести положительного заряда для всего региона, ибо даже нейтральные грузинские аналитики указывают на повисшее над страной нездоровое напряжение. Грузия замерла в ожидании политических встрясок и, возможно, большой крови, прекрасно осознавая, что злополучный Мишико приехал не просто по собственному желанию, а был командирован, иначе говоря, заброшен в страну с миссией. Остается только гадать, как далеко могут пойти его кураторы и до какой черты может добраться он сам.
Впрочем, судя по откликам в медиа-пространстве, в стране еще есть немало сил, решительно готовых окончательно нейтрализовать его политическую активность и оставить Саакашвили дожевывать за решеткой галстук, в свое время ставший символом начала конца некогда блистательной политической карьеры.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-20 09:46
В Азербайджане ликуют. Как же иначе, если прибывший в Баку для участия в конференции СОР29 американский конгрессмен Фрэнк Паллоне не выдержал напора протестных акций и чартерным рейсом на следующий же день вылетел в США? Это ведь большая победа алиевского режима, вначале официально пригласившего конгрессмена, а по его прибытии организовавшего митинги наемных горлопанов, готовых за оплату бойкотировать кого угодно – хоть Паллоне, хоть Далай-ламу.
-
2024-11-18 09:31
Дней десять назад российские телеграм-каналы облетело видео, в котором тинейджер – этнический азербайджанец ни с того ни сего бьет со всей силой ногой русскую девочку, спокойно сидящую на подоконнике в школе. Случай имел место в городке Нижние Серги Свердловской области.
-
2024-11-16 09:38
Оппозиционные силы в Грузии проиграли выборы 26 октября и, скрепя сердце, две недели дожидались результатов американского голосования, прежде чем преступить к обещанным протестным акциям. Саломе и Ко не хотели «стрелять вхолостую», отлично понимая, что пока в Штатах идет заключительная и самая ожесточенная стадия «рубки» между кандидатами, ни за океаном, ни в Европе не обратят никакого внимания на поствыборные баталии в Тбилиси. Но стоило американским выборам завершиться, как оппозиция вывалилась на улицы, отчаянно надеясь, что победивший Трамп выдаст что-то типа: «Эти протестующие грузины – хорошие парни, и я непременно разберусь с теми, кто их обидел». Трамп же пока ничего подобного или даже похожего не сказал, что наверняка не сильно обнадеживает грузинских западников.
-
2024-11-15 09:49
В Баку очень и очень злы на Индию. И, наверное, если бы не убедительный совет Анкары – сидеть смирно и не рыпаться, спустили бы на Нью-Дели всех собак. В Турции хорошо понимают, что возрождающийся Бхарат (название Индии на языке хинди, которое вскоре станет официальным наименованием этой страны) – соперник, который абсолютно не по зубам турецко-азербайджанскому альянсу, а значит с ним следует себя вести очень осторожно.