ЗАХОМУТОВАННЫЙ АЗЕРБАЙДЖАН
Сложно однозначно утверждать, осознавал ли Ильхам Алиев, на что идет, однако факт налицо: Азербайджан под его управлением окончательно залезает в коварную геополитическую ловушку. Ведь наивно думать, что цена за действия в последней карабахской войне израильских и турецких дронов состояла в одной лишь сухой оплате деньгами за боевую технику. И едва ли Анкару с Тель-Авивом устроили бы одни лишь азербайджанские медальки с горячими словами благодарности турецким генералам, пилотам и израильским инструкторам вместе с разведчиками за оказанные в боях с армянами серьезные услуги.
НА САМОМ ДЕЛЕ И ТУРЦИЯ, и Израиль за свою помощь запросили у Алиева несравнимо более высокую цену, истинный масштаб которой азербайджанскому обществу придется осознать в скором будущем не из газетных статей, а из реальных ощущений на собственной шкуре. По сути, речь идет о принуждении Баку к нарушению в республике баланса влияния региональных акторов с прямо вытекающим из этого вовлечением Азербайджана в один из лагерей геополитического противостояния на Ближнем Востоке.
Турция согласилась помочь Баку при железно поставленном условии: правящий в Азербайджане режим должен незамедлительно избавиться от пророссийского крыла в рядах правящей элиты и в высшем командном составе вооруженных сил. В итоге буквально за пару месяцев до 44-дневной войны Ильхам Алиев вытряхнул из рядов правящей партии "Ени Азербайджан", из правительства и собственного аппарата целую плеяду одиозных персон, считавшихся проводниками русской политики в Азербайджане.
Достаточно вспомнить об опале всемогущего серого кардинала Рамиза Мехтиева, некогда очень приближенного к президенту министра ИД Эльмара Мамедьярова, знатного алиевского аппаратчика Али Гасанова, бессменного "ениазербайджанского" зампартсекретаря Сиявуша Новрузова. Есть предположения, что всех этих людей Анкара подозревала не только в лоббинге кремлевских интересов в азербайджанских властных коридорах, но и в откровенной работе на российские спецслужбы.
Далее, уже во время войны и после нее "полетели головы" высших армейских чинов, по мнению Анкары также обеспечивающих по своим каналам ретрансляцию влияния Москвы на МО, Генштаб и околоармейские политические структуры. Достаточно вспомнить, как пропал из поля зрения, а затем был разжалован президентом начальник Генштаба АР Наджмеддин Садыков или с позором отдан под суд бывший любимец Алиева, национальный герой Азербайджана Ровшан Акперов.
Отстранением названных людей от власти Анкара расчистила дорогу своим лоббистам - к уху Алиева, а своим генералам - путь к главным креслам в центральном командном пункте азербайджанской армии. Тем самым степень влияния Москвы на ход принятия важных политических решений в Баку кардинально сократилась в сравнении с периодом, когда Кремль подключал к решению своих задач во взаимоотношениях с Баку широкий спектр внутриазербайджанских возможностей и рычагов. Так на смену российскому влиянию в Азербайджане пришло турецкое, более выраженное и радикальное по характеру.
Со своей стороны, Израиль тоже выдвинул Баку ряд требований, выполнение которых Алиевым обеспечило не только оснащение азербайджанской армии современными видами вооружения и эффективными средствами технической разведки, но и политическим прикрытием турецко-азербайджанской агрессии против армянских государств. Официальный Тель-Авив приложил максимум усилий и возможностей для того, чтобы нейтрализовать давление на Баку западных столиц, способных принудить турецкий тандем остановить развязанную на Южном Кавказе войну. Взамен этих услуг алиевский режим окончательно прогнулся под поставленной еврейским государством задачей по конструированию в Азербайджане мощного антииранского военно-политического плацдарма.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛЬ-АВИВА И БАКУ на почве антииранских настроений наблюдалось давно, однако именно после карабахской войны 2020-го Израиль, по-видимому, довел свои приготовления на территории Азербайджана до стадии, заставившей Иран милитаризовать до предела свои граничащие с АР провинции.
С учетом сказанного складывается впечатление, что с подобной резкой избирательностью внешнеполитических векторов в ущерб взаимоотношениям с некоторыми из традиционных партнеров, Азербайджан уже утратил тот минимум самостоятельности, которым обладал в период сбалансированных связей со всеми региональными акторами. Руководство страны, кажется, действует уже в логике, заданной "старшими" союзниками, но никак не отображающей интересы собственно Азербайджана. Иначе нельзя объяснить риторику президента Алиева, последовательно разжигающую злость иранской военно-политической власти.
В самом деле, зачем раз за разом провоцировать державу, вплотную приблизившуюся к созданию ядерного оружия (по некоторым данным ИРИ уже через месяц–полтора будет обладать обогащенным до боевого уровня плутонием), совершенно бессодержательными разговорами о наркотическом промысле, об антиисламском характере ее политики, лживости ее верховных представителей? Неужели азербайджанский президент в победной эйфории настолько утратил чувство реальности, что верит в обещанные ему мифические планы по разделу Ирана и передачи Баку обширных тюркоязычных провинций этой страны?
Или же чего он добивается, последовательно организуя провокации в Карабахе со смертельным исходом? Неужели не понимает, что выставляя миротворческую миссию Москвы в неприглядном свете, тем самым может подтолкнуть Россию в Карабахе к повторению второго южноосетинского сценария? Неужто президент Алиев настолько глуп, что не чувствует границ дозволенного для собственной мелкой в политическом смысле фигуры и для более чем скромной по возможностям в масштабах обширного региона своей страны?
Во всяком случае, с точки зрения целесообразности линия поведения азербайджанского лидера в корне не отвечает азербайджанским интересам. А в таком случае не логичнее ли предположить, что Алиев просто уже не владеет ситуацией и говорит и действует по подсказке новоназначенных союзников, которым присягнул на верность?
А ведь последние могут подтолкнуть Баку к катастрофе, от которой сами ловко увернутся, умыв руки. Ведь если азербайджанский обыватель взглянет на обстановку в стране под рационалистическим углом, избавившись от опьяняющей эйфории и разложив факты по существу, то картина получится не очень радужная. Да, Азербайджан при поддержке стран-опекунов - Турции и Израиля оккупировал не только семь районов, но и отторгнул два района собственно от территории бывшей НКАО. Однако с другой стороны, в счет оплаты такого подарка Баку придется пожертвовать суверенитетом и столкнуться с массой факторов, в своем сочетании не способствующей прогнозируемому будущему страны.
РЕСПУБЛИКА РЕЗКИМ ДВИЖЕНИЕМ попыталась избавиться от российского политического влияния, однако взамен получила в глубине "своей" территории российскую военную базу, условно оформленную (будем откровенны) как "миротворческий контингент". Турция получила неограниченный допуск с политическому и военному управлению Азербайджаном, но вместе с официальным инструментарием воздействия на "младшего партнера" она использует также фактор террористов. По некоторым данным, тысячам сирийских боевиков по требованию Анкары разрешено селиться на отвоеванных у армян территориях, что со временем будет только настораживать и нагнетать напряжение в среде собственно местных жителей-азербайджанцев.
Далее, перманентное укрепление Израиля в Азербайджане происходит параллельно обширному сбору компромата "Моссад" на семью Алиева и его ближайшее окружение. Израильским спецслужбам, помимо всего прочего, есть что рассказать азербайджанскому обществу и о сколоченном многомиллиардном состоянии Алиевых, и о странной генетической болезни Гейдара-младшего. Также израильтянами может быть скинута враждебному Ирану доскональная фактологическая информация о незаменимой роли "благочестивого мусульманина" Ильхама Гейдар-оглы в операциях "Моссада" против режима аятолл и некоторых других исламских стран.
В целом Израиль настолько плотно обосновался в Азербайджане, что неискушенное азербайджанское общество даже не подозревает, в какой зависимости находятся бравирующий своей "самодостаточностью" азербайджанский лидер от израильских "друзей".
И, наконец, следует упомянуть о степени вовлечения Ирана во внутреннюю жизнь Азербайджана, особенно после прошлогодней Арцахской войны. Вместе с осевой для Тегерана повесткой так называемого ядерного досье, Азербайджан нынче стал главной внешнеполитической проблемой для ИРИ, о чем свидетельствует риторика военно-политического руководства Исламской республики и формирование железного кулака на севере страны. По-видимому, Тегеран окончательно решил на практике продемонстрировать свою силу зарвавшемуся северному соседу.
Речь, конечно же, идет не о вторжении, а о плане по дестабилизации Азербайджана изнутри. Соцсети уже пестрят сообщениями о создании в стране шиитского движения "Хусейнчиляр" (Хусейниты), сформированном по образу и подобию "Хезболлы" и иных проиранских боевых шиитских организаций в Ираке, Ливане, Йемене и т.д. А опыта по эффективному управлению подобного рода структурами в других странах иранской разведке и подразделениям КСИР не занимать. Из намеков иранских генералов и высокопоставленных лиц следует, что Тегеран обладает необходимым набором методик, средств и ресурсов для расшатывания хрупкой ситуации в Азербайджане и превращения этого неокрепшего еще в историческом измерении образования в бесформенную зону междоусобиц и потрясений.
ОДНИМ СЛОВОМ, ЗА КАЖУЩЕЙСЯ нынешней стабильностью "широко шагающего уверенной поступью в будущее" победившего Азербайджана кроется весьма шаткое положение страны, ставшей ареной столкновения мощных региональных и внерегиональных полюсов. Фактически в Азербайджане присутствует либо открыто, либо неформально несколько иностранных армий. Здесь сцепились в схватке израильский "Моссад", турецкий MIT, российская СВР, иранские спецслужбы в придачу с американским ЦРУ и британским МИ–6.
Здесь же наблюдается беспрецедентное скопление суннитских террористических масс из Сирии и Афганистана, а также активизация организаций наподобие шиитских "Хусейнитов", не гнушающихся всеми возможными методами ведения подпольной войны против центральной власти. И, наконец, здесь, не рассчитав последствия всей этой масштабной склоки, политическая элита допустила опасные телодвижения по резкой смене внешнеполитических векторов тяготения страны в ущерб интересам своих непосредственных соседей. Однозначно, что осторожной и грамотной балансировке Азербайджана в парадигме интересов могущественных региональных сил положен конец, как впрочем, и хрупкому консенсусу элит и общественных групп внутри страны. На фоне дерзкого геополитического крена сможет ли Баку удержать в единой общественной материи и не дать расползтись лоскуткам секуляризма, клерикализма, национализма и прочих сильно идеологизированных сегментов, из которых состоит многослойное азербайджанское общество?
Едва ли. Цена, заплаченная за карабахскую победу, может оказаться неподъемной и разорить весь скудных ресурс прочности этого искусственного образования.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-20 09:46
В Азербайджане ликуют. Как же иначе, если прибывший в Баку для участия в конференции СОР29 американский конгрессмен Фрэнк Паллоне не выдержал напора протестных акций и чартерным рейсом на следующий же день вылетел в США? Это ведь большая победа алиевского режима, вначале официально пригласившего конгрессмена, а по его прибытии организовавшего митинги наемных горлопанов, готовых за оплату бойкотировать кого угодно – хоть Паллоне, хоть Далай-ламу.
-
2024-11-18 09:31
Дней десять назад российские телеграм-каналы облетело видео, в котором тинейджер – этнический азербайджанец ни с того ни сего бьет со всей силой ногой русскую девочку, спокойно сидящую на подоконнике в школе. Случай имел место в городке Нижние Серги Свердловской области.
-
2024-11-16 09:38
Оппозиционные силы в Грузии проиграли выборы 26 октября и, скрепя сердце, две недели дожидались результатов американского голосования, прежде чем преступить к обещанным протестным акциям. Саломе и Ко не хотели «стрелять вхолостую», отлично понимая, что пока в Штатах идет заключительная и самая ожесточенная стадия «рубки» между кандидатами, ни за океаном, ни в Европе не обратят никакого внимания на поствыборные баталии в Тбилиси. Но стоило американским выборам завершиться, как оппозиция вывалилась на улицы, отчаянно надеясь, что победивший Трамп выдаст что-то типа: «Эти протестующие грузины – хорошие парни, и я непременно разберусь с теми, кто их обидел». Трамп же пока ничего подобного или даже похожего не сказал, что наверняка не сильно обнадеживает грузинских западников.
-
2024-11-15 09:49
В Баку очень и очень злы на Индию. И, наверное, если бы не убедительный совет Анкары – сидеть смирно и не рыпаться, спустили бы на Нью-Дели всех собак. В Турции хорошо понимают, что возрождающийся Бхарат (название Индии на языке хинди, которое вскоре станет официальным наименованием этой страны) – соперник, который абсолютно не по зубам турецко-азербайджанскому альянсу, а значит с ним следует себя вести очень осторожно.