ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ УРАВНЕНИЕ "3+3" РЕШИТЬ НЕЛЕГКО
Похоже, коллективный Запад только-только начинает понимать, что пассивная реакция на азербайджано-турецкую агрессию против Армении и Арцаха оборачивается вполне реальной возможностью потери влияния США и ЕС на Южном Кавказе, в Прикаспии и Причерноморье. Своим прямым военным вмешательством и установлением нового статуса-кво в регионе Анкара спутала карты Вашингтону и Брюсселю, единолично вступив в большой торг с Москвой.
РОССИИ ПРИХОДИТЬСЯ ПРИЗНАТЬ факт кардинально возросшего влияния Турции на Азербайджан и потесниться на Южном Кавказе, но при условии, что эрдогановская Турция заполнит освободившееся пространство влияния одной лишь собой и никак не будет способствовать опосредованному воздействию на регион своих союзников по НАТО. Однако описанная российско-турецкая сделка не может иметь гарантированных шансов на жизнь без согласия Ирана, который, в свою очередь, тоже не хочет остаться в стороне от нового раздела зон влияния на Южном Кавказе, восточную часть которого Тегеран традиционно рассматривает, как неотъемлемую часть своей исторической идентичности.
У Ирана на данный момент нет такой предметной опоры в политических элитах Армении и Азербайджана, как у России и Турции соответственно, однако Москва с Анкарой предпочитают создать для Исламской республики хотя бы видимость равноправного участия в южно-кавказской сделке и даже в некоторой мере подпустить Тегеран к региональным делам, лишь бы режим аятолл не препятствовал установлению здесь нового баланса. Ведь, как уверены в Москве и Анкаре, Тегерану нет резона не соглашаться на новый порядок, если он будет уверен, что тем самым влияние коллективного Запада в регионе будет сведено к нулю.
Именно описанный выше консенсус по выдавливанию из зоны Южного Кавказа США и ЕС региональные акторы пытаются превратить в пресловутую платформу "3+3", выдвинутую еще в 2008 году Турцией и одобренную ныне Россией. Если "большая" тройка платформы сведет свои интересы в единую повестку и по возможности нейтрализует внешнее влияние на южно-кавказские дела, то "малая" тройка в лице Армении, Азербайджана и Грузии прогнется под мощным давлением региональных гегемонов и окончательно откажется от ориентации на внерегиональные мировые центры и столицы.
По крайней мере, таков план действий авторов и инициаторов платформы, для которых программа сопротивления ползучей либералистической экспансии превратилась в геостратегический императив.
Судя по реакции Запада, там только сейчас сильно засуетились, осознав, что вышеописанная формула не столь уж и лишена шансов обрести мясо и плоть. А в таком случае из-под влияния Вашингтона и Брюсселя может ускользнуть последний плацдарм распространения доктрины либерализма в Юго-Западной Азии. Учитывая тот факт, что с выводом американских войск из Афганистана, Ирака и Сирии позиции коллективного Запада на обширном пространстве от Средиземноморья до Китая уже сильно пошатнулись.
Осознание новых реалий привело к тому, что Запад решил предпринять комплексные контрмеры против инициаторов и предполагаемых участников платформы "3+3". В ряду причин резко возросшего за последние дни витка напряжения между Москвой и Брюсселем противоречия вокруг кавказской платформы занимают отнюдь не последнее место. НАТО усиливает давление на Россию, сворачивает программы взаимодействия и обмена информации, отзывает из Москвы своих представителей и, по словам Шойгу "стягивает войска к границам РФ" в том числе и по причине утраты инициативы на "южном фланге антироссийского фронта".
С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, США И СОЮЗНИКИ перманентно начали прессовать Турцию, особенно в традиционно слабых ее областях – финансах и правах человека. На днях лира обновила свой рекорд девальвации, параллельно посольства 10 стран под эгидой США и Франции предъявили требование к турецким властям освободить из тюрьмы политзаключенных. Кроме того, курируемая США Международная рабочая группа по борьбе с отмыванием денег (FATF) после заседания в третьей декаде октября включила Турцию в список стран с самым высокими показателями отмывания денег и финансирования терроризма, что, безусловно, сильно ударит по престижу государства и его и без того урезанным возможностям привлекать в экономику зарубежные инвестиции.
В отношении же Ирана на Западе решили применить политику пряника, очевидно, предположив, что предлагаемое возвращение к переговорам по ядерной сделке на прежних условиях между Тегераном и странами организации СВПД может в глазах режима аятолл перевесить преференции от участия в сомнительной платформе "3+3". 23 октября помощник президента США по национальной безопасности Джонатан Файнер заявил, что Соединенные Штаты готовы возобновить прямые контакты с Тегераном и вернуться к обсуждению иранской ядерной программы и достижению консенсуса на взаимовыгодных условиях.
По сути, это означает, что США и союзники предлагают ИРИ сделку, сулящую Тегерану хотя бы на время переговоров выход из международной изоляции и полноправные взаимоотношения.
Что же касается так называемых "малых" кандидатов на участие в платформе "3+3", то и здесь западные союзники во главе с США предприняли и продолжают инициировать ряд кардинальных дипломатических, и не только, мер. В фокусе удвоенного внимания Вашингтона и Брюсселя оказались особенно Ереван с Тбилиси. В частности, на фоне возобновления разговоров о создании платформы "3+3" активизировались прямые и телефонные контакты армянских властей с представителями США, ЕС, ОБСЕ и отдельных европейских стран. Очевидно, что тем самым проводятся интенсивные консультации, суть которых, возможно, сводится к попыткам недопущения втягивания Еревана в авантюрный, по мнению, Запада, политический проект.
Армении обещают спешно реанимировать переговорный процесс по Карабаху в рамках Минской группы ОБСЕ взамен на сухой отказ от участия в конструировании сомнительной платформы. По всей видимости, в этом же контексте следует воспринимать цели приезда на днях в Ереван специального представителя генсека НАТО на Кавказе и в Центральной Азии Хавьера Коломина Пириса. Очень может быть, что этот крупных чиновник был делегирован в Армению с задачей в беседах тет-а-тет выведать у властей их настроения относительно платформы и степени вероятного давления Москвы на своих армянских партнеров с принуждением вступить в переговоры по созданию этой политической площадки.
Однако наиболее открыто Вашингтон и союзники выступили против платформы "3+3" в рамках последних контактов с Тбилиси. Главным акцентом этих контактов стал внезапный визит министра обороны США Ллойда Остина в Грузию, после интенсивных переговоров с властями которой шеф Пентагона прямым текстом раскритиковал инициативу Анкары и Москвы. По словам Остина, "прежде чем говорить о какой-либо новой платформе, Россия, которая оккупирует 20% территории Грузии, должна выполнить соглашение 2008 г. о прекращении огня".
СЛЕДУЕТ ПОДЧЕРКНУТЬ, ЧТО ДЛЯ оглашения подобной позиции Вашингтон неслучайно направил в регион не дипломата, а генерала американской армии, главного военного чиновника страны, привыкшего говорить языком прямоты и тоном категоричности. Визит и заявления Остина тем самим должны были не только предостеречь грузинские власти от опрометчивого с точки зрения американцев решения примкнуть к платформе, но и собственно нейтрализовать возможные попытки Анкары и России надавить на Грузию за ее отказ от кавказского диалога в формате "3+3".
Все вышесказанное позволяет прийти к заключению о том, что западные центры действительно стремительно теряют влияние в нашем регионе и целым комплексом резких превентивных мер пытаются уничтожить в зародыше предпосылки к созданию самодостаточной, с точки зрения инициаторов, закрытой внутрирегиональной политической платформы. Лишь подобные меры могут сохранить для Запада лазейки противоречий, благодаря которым он в течении десятилетий успешно проецировал свое влияние в регионе.
Ситуация на Южном Кавказе предельно сложна, особенно для Армении. Поражение в войне, утрата субъектности, а также абсолютная недееспособность власти поставили государство перед проблемой сохранения суверенитета в штормящем и раздираемом противоречиями регионе. И неизвестно пока, как и с каким политическим ресурсом собирается балансировать Ереван между интересами региональных акторов и мировых центров силы…
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-20 09:46
В Азербайджане ликуют. Как же иначе, если прибывший в Баку для участия в конференции СОР29 американский конгрессмен Фрэнк Паллоне не выдержал напора протестных акций и чартерным рейсом на следующий же день вылетел в США? Это ведь большая победа алиевского режима, вначале официально пригласившего конгрессмена, а по его прибытии организовавшего митинги наемных горлопанов, готовых за оплату бойкотировать кого угодно – хоть Паллоне, хоть Далай-ламу.
-
2024-11-18 09:31
Дней десять назад российские телеграм-каналы облетело видео, в котором тинейджер – этнический азербайджанец ни с того ни сего бьет со всей силой ногой русскую девочку, спокойно сидящую на подоконнике в школе. Случай имел место в городке Нижние Серги Свердловской области.
-
2024-11-16 09:38
Оппозиционные силы в Грузии проиграли выборы 26 октября и, скрепя сердце, две недели дожидались результатов американского голосования, прежде чем преступить к обещанным протестным акциям. Саломе и Ко не хотели «стрелять вхолостую», отлично понимая, что пока в Штатах идет заключительная и самая ожесточенная стадия «рубки» между кандидатами, ни за океаном, ни в Европе не обратят никакого внимания на поствыборные баталии в Тбилиси. Но стоило американским выборам завершиться, как оппозиция вывалилась на улицы, отчаянно надеясь, что победивший Трамп выдаст что-то типа: «Эти протестующие грузины – хорошие парни, и я непременно разберусь с теми, кто их обидел». Трамп же пока ничего подобного или даже похожего не сказал, что наверняка не сильно обнадеживает грузинских западников.
-
2024-11-15 09:49
В Баку очень и очень злы на Индию. И, наверное, если бы не убедительный совет Анкары – сидеть смирно и не рыпаться, спустили бы на Нью-Дели всех собак. В Турции хорошо понимают, что возрождающийся Бхарат (название Индии на языке хинди, которое вскоре станет официальным наименованием этой страны) – соперник, который абсолютно не по зубам турецко-азербайджанскому альянсу, а значит с ним следует себя вести очень осторожно.