Последние новости

"КУЛЬТУРА - ЭТО ЛЕС, УДЕРЖИВАЮЩИЙ ЗЕМЛЮ ОТ ОПОЛЗНЯ"

Ереванский государственный театр кукол им. Ов. Туманяна вернулся из поездки по Арцаху. Руководитель театра Рубен БАБАЯН убежден, что регулярное и постоянное направление в Арцах всевозможных арт-десантов просто обязано быть обеспечено соответствующей государственной программой.

 'КУЛЬТУРА - ЭТО ЛЕС, УДЕРЖИВАЮЩИЙ ЗЕМЛЮ ОТ ОПОЛЗНЯ'- Поездка Театра кукол в Арцах - часть вашей персональной региональной программы. Можно об этом подробнее?

- Наш театр действительно разработал и предложил достаточно большую программу, на реализацию которой мы получили грант министерства. Речь шла о том, чтобы поехать в Тавуш, Гегаркуник, Сюник и Арцах. Причем не только показать спектакли, но и параллельно провести своеобразную образовательную программу. Уже в Тавуш и Гегаркуник с нами поехала детский писатель Наира Едигарян, а наш актер Агаси Мелконян проводил мастер-класс по изготовлению кукол к ее сказкам. Дети сами изготавливали кукол, и сами разыгрывали представления. Летом, в июле, это были Берд, Чамбарак и Варденис. Через паузу - Мегри, Каджаран, Капан и Горис.

И вот теперь мы поехали в Арцах: Степанакерт, Мартакерт, Мартуни. Та же программа и, конечно, спектакль "Золотой цыпленок". В Мартуни и Мартакерте мы практически оказались первой арт-группой, которая приехала туда после войны. Меня просто поразило, как в этих условиях все было организовано, с каким удовольствием и воодушевлением они это делали! Мы были там в 17-м году, мне было с чем сравнивать. Театр Мартуни, точнее, это Дворец культуры - замечательное здание, проект Таманяна, совершеннейший оперный театр. И это фантастическое здание совершенно очевидно было выбрано мишенью. Три снаряда разорвалось буквально в двух-трех метрах от театра - вылетели все стекла. Сегодня там новый директор - бывший военный и потрясающий человек, они все восстановили и отремонтировали. И, конечно, у них было огромное желание, чтобы наше общение продолжалось, и мы им это обещали. Мы, естественно, не единственная группа, которая уже побывала в Арцахе, - ездили "Амазгаин", "Маленькие певцы Армении" Тиграна Экекяна, Театр песни... Думаю, мы все должны настаивать на том, чтобы посещение Арцаха деятелями культуры каждый год стояло в государственной программе.

- "Амазгаин" поехал в Арцах в прошлом декабре, сразу после войны, и Нарине Григорян потом говорила, что нигде и никогда, на самых престижных фестивалях они не ощущали так остро значение своей профессии...

- Абсолютно точно! Может быть, это парадоксально, но именно в такой ситуации поразительно чувствуется необходимость этого самого культурного присутствия. Любое другое присутствие не столь основательно! Ведь культура - это корни, которые все и вся. Как, когда происходят оползни, сажают лес, чтобы он удерживал землю. По-моему, культура имеет то же самое предназначение - удерживать эту землю. Так что программа наша была не просто хорошая, но очень нужная. Тем более за последний год стало совершенно очевидно, что такие поездки - это не только приобщение к культуре, обучение и - почему бы нет - развлечение. Это программа психологической реабилитации. Вот в Степанакерте на спектакле в основном были дети из Шуши и Гадрута. Дети, в большинстве потерявшие на войне отцов. А в нашем спектакле волк как бы становится отцом цыпленку-потеряшке, защищает его от лесных зверей... Нас даже спрашивали: вы специально выбрали именно этот спектакль? Спектакль-заявление "ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети", как поется в знаменитой песенке. Я не сентиментальный человек, но ком подступал к горлу... Когда смотришь на этих детей, на педагогов и воспитателей детских садов, которые переехали из Шуши и пытаются в Степанакерте наладить жизнь... Мы навестили их в детском саду, общались, подарили кукол. В атмосфере того, как они нас встречали, как провожали, как просили, чтобы мы приезжали почаще, слово "ответственность" обретает совсем иной смысл.

- Сразу после войны Виктория Риедо-Ованнисян реализовала проект: собирала арцахских детей и рассказывала им сказки. Как-то это были дети из Дадиванка, и было нестерпимое ощущение большой детской травмы. По прошествии года это так же остро?

- Знаешь, когда они смотрели спектакли и делали кукол, когда вокруг была музыка, яркие краски, сказка, этого не чувствовалось вовсе. Детей можно искалечить, что мы в основном и делаем, заявляя: у вас нет будущего! Но будущее есть всегда - это свойство молодости и особенно детства. Мы, взрослые, можем вполне конкретно воспринимать все, что сегодня происходит, но мы просто не имеем права навязывать это детям. Детей мы обязаны от этого оградить, они не должны в этом участвовать, не должны чувствовать себя ни в чем обделенными. Мы же уже имели возможность убедиться, что все проблемы в стране исходят от бывших детей, которые не имели нормального детства. Как говорится, если в детстве у тебя не было велосипеда, а потом ты сел в "Бентли", все равно в детстве у тебя не было велосипеда.

- А как втолковать тому, у кого в детстве не было велосипеда, что приобщенность к собственной культуре не менее значима, чем, так сказать, материальное обеспечение?

- К сожалению, очень часто любые взрослые считают, что питание, одежда - все то, что для них является ценностью, имеет ту же ценность для детей. Нет! Если, конечно, ты не совсем голодный и голый. Для детей возможность живого общения, возможность творчески поучаствовать в сказке, своими руками ее создать - невероятно значимо. Я повторял на каждой встрече: "Вот мы приедем к вам через какое-то время, и, уверен, что за это время вы у себя во дворе, в детсаду, в школе будете изготавливать куклы и разыгрывать свои спектакли". И, скорее всего, так и будет. Ведь когда мы уже отъезжали, со всех сторон стояли дети с куклами - все было разноцветное, яркое, красивое, и радость висела в воздухе.

И это ведь цепная реакция, когда взрослые видят, как их дети радуются, в них же тоже все меняется! И для артистов это было не менее важно. Мы ведь чаще любим испытывать чувство ответственности на словах, а во время этих гастролей это чувство пришло по-настоящему. Ты вдруг ощущаешь, что очень нужен! Просто необходим! А для человека, который занимается искусством, ощущение, что он нужен, что его будут ждать, - это же просто счастье. И ведь наши актеры-кукловоды, не актеры сериалов, чтобы фото с ними льстило самолюбию. Нет! Дети и взрослые фотографировались с теми, кто сегодня доставил им радость! Повторюсь, я человек очень несентиментальный, но у нас у всех просто слезы выступали на глаза, когда мы видели все это.

- Вашу программу поддержало министерство, кто-то ездил в Арцах и приграничье на свои средства - инициатива в любом случае исходит от деятелей культуры. Получается, при всей важности такого культурного присутствия это не культурная политика, а совесть художника?

- Не знаю насчет совести, но мы обязаны это делать. Я каждый день начинал с того, что благодарил всю труппу - никто ни разу не задал вопрос "почему мы туда едем, это опасно". Мы ездили в Варденис, когда там стреляли, мы приехали в Мартуни в тот день, когда там убили человека, мирного землепашца. Когда ты видишь в двух шагах не только флаг Азербайджана, но и флаг Турции, это в любом случае психологический напряг. И выражение лиц у наших ребят там было другое. Но я вообще считаю, что люди делятся на две категории: на тех, кто с самосознанием спасает свою страну, и на тех, кто ее тихо строит. В Арцахе ты ощущаешь, что строишь, пускай в своей вовсе не глобальной сфере. И тут же, на глазах, видишь результаты!

Я убежден, что сегодня надо создать все возможности, чтобы театры, музыкальные коллективы, любые арт-проекты имели возможность показывать по регионам свою лучшую продукцию. Вспомни, когда Армен Бабаханян играл классику в Тавушском районе - как эти дети слушали! Вся спекуляция на том, что они не подготовлены, что они могут воспринимать только рабис, только дешевку, - это всего лишь спекуляция! Это навязывание собственного вкуса детям, у которых вкус еще не сформирован. И невозможно сформировать любовь к своей стране на суррогатах чужой культуры! Только на своей! Я не имею в виду только фольклор - вот мы повезли Туманяна, играли на армянском языке, играли наши актеры, и смотрели наши дети, которые во всем этом активно участвовали... Повторяю: мы обязаны всеми силами отгородить наших детей от сегодняшних проблем, у детей не просто всегда есть будущее - они и есть будущее.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПАРОНЯНОВЦЫ: "ЕРЕВАН 2024", ШАНХАЙ И "ПРАЙМТАЙМ"
      2024-11-22 12:12

      Ереванский Государственный театр музыкальной комедии им. А. Пароняна только что вернулся из поездки в Китай. Вернулся и сразу объявил о премьере мюзикла "Ереван 2024". Отыграют - и опять на фестиваль, на сей раз в Россию. Дальше вернутся и приступят к реализации большого международного проекта. И это не считая спектаклей, с завидной регулярностью выходящих на Малой сцене театра. Что самое удивительное: все это громадье работы театр осуществляет без получения грантов от государства. "Работай качественно, имей сто друзей и - жизнь удалась!", - считает директор театра Каро ШАХБАЗЯН.

    • "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ" - НО СВЕТ БЕЗУСЛОВНО НАСТУПИТ!
      2024-11-21 10:33

      "Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической?  В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".

    • "ТЕАТРАЛЬНАЯ АКУСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА – ШКОЛА, СПОСОБНАЯ БЫТЬ УСЛЫШАНОЙ"
      2024-11-20 10:25

      Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...

    • НАЙТИ ТО, ЧЕГО СЕГОДНЯ ВСЕМ ТАК НЕ ХВАТАЕТ...
      2024-10-29 10:55

      С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ