Последние новости

АРМЯНСКИЙ СКЛЕРОЗ, ИЛИ ПОЧЕМУ ИРАНЦЫ СУМЕЛИ СОХРАНИТЬ СВОЕ НАГОРЬЕ

Власти Армении после поражения в Нагорном Карабахе тут же провозгласили "эпоху мира", проталкивая идею налаживания отношений с Баку и Анкарой. Так ли уж безальтернативен политический курс Еревана и какие риски в нем таятся? Об этом – в материале Sputnik Армения.

Некоторые отечественные "мудрецы" все пытаются понять, как соседнему народу удалось сохранить практически все Иранское нагорье, а нам свое – Армянское – отстоять оказалось не под силу. Ответ на этот вопрос даже не надо искать в глуби веков, под лупой изучая историю двух древних народов, достаточно взглянуть на события не столь далекого прошлого и настоящего.

Иранское сопротивление

Если вы посмотрите кадры военного парада в Иране, то первое, что бросится в глаза, это – несколько шеренг воинов-инвалидов, которые катятся на своих колясках, а на коленях у них – портреты павших солдат. Именно им, "джанбазам", ветеранам ирано-иракской войны 1980-1988 гг., отведена почетная миссия двигаться впереди всех остальных подразделений ВС Ирана. Среди них те, кому на момент войны было от силы лет 14-15.

Война задумывалась Ираком во главе с Саддамом Хуссейном как "маленькая победоносная". Планировалось за 10 дней отобрать у Ирана спорный участок – восточный берег реки Шатт-эль-Араб, а также богатую нефтью провинцию Хузестан. На деле же небольшая военная операция 1980 г. переросла в один из наиболее затяжных конфликтов XX века. Хотя иранская армия по численности превосходила иракскую, однако серьезно отставала в военно-техническом оснащении. Правительство Саддама получило тогда огромную поддержку СССР и США в виде вооружений. На сторону Багдада встало и большинство арабских государств,

Тегеран же оказался в относительной международной изоляции. Тем не менее, это не сломило дух персов, которые оказывали ожесточенное сопротивление целых 8 лет. В войне участвовало все население, включая детей и стариков. 13-16-летние ополченцы, плохо вооруженные, чуть ли не босиком бежали по минным полям к позициям иракских войск, расчищая путь для основных войск ИРИ. Тысячами они подрывались на адских снарядах.

Перемирие было заключено лишь в августе 1988 г.: после отвода войск линия границы фактически вернулась к довоенному положению. А уже через два года, после иракской агрессии против Кувейта, когда уже сам Багдад столкнулся с противодействием мощной коалиции во главе с США, Хусейну пришлось согласиться на нормализацию отношений с Ираном. Багдад признал права Тегерана на все воды реки Шатт-эль-Араб, граница стала проходить по иракскому берегу реки.

Закончились ли на этом сложные времена для Ирана? Конечно же, нет. Уже в XXI веке он вновь столкнулся с серьезными внешнеполитическими вызовами, оказавшись под сильным прессингом Запада. Один из тяжелых моментов наступил в 2018 г.: тогдашний американский президент Дональд Трамп вывел США из "ядерной сделки" и наложил жесткие санкции на Тегеран. В тот же период при его посредничестве (огромную работу при этом провел зять президента Джаред Кушнер) были заключены соглашения о нормализации отношений Израиля с арабскими странами (к примеру, "Авраамский договор" с ОАЭ). Тель-Авив ужесточил антииранскую риторику, призывая мир усилить давление на ИРИ, положение Тегерана еще больше усложнилось.

Тем не менее, это не помешало Ирану не только продолжать отстаивать свои позиции, но и продвигать собственные интересы в регионе. За последние десятилетия Ирану удалось сделать важный политический шаг – создать т.н. "шиитскую дугу" ("шиитский полумесяц"), объединив братьев по вере в Ливане, Сирии, Бахрейне, Ираке, Йемене, западном Афганистане. Иранцы сумели объединить группы исмаилитов и даже сирийских алавитов.

Тегеран, оставаясь под американскими санкциями, продолжает, стиснув зубы, проталкивать свою повестку, добиваясь восстановления "ядерной сделки" и отмены ограничительных мер.

…Сегодня на улицах Тегерана вы вряд ли увидите большое количество супердорогих автомобилей. А экс-президенты и вовсе могут пользоваться общественным транспортом. Оттого ли так сопротивляются иранцы, что не хотят жить хорошо уже сегодня? Оттого ли, что не знают толк в роскоши? Отнюдь. Все дело – в государственных стратегических интересах, которые для них превыше личных сиюминутных выгод.

"Эпоха мира" по-пашиняновски

Пока весь мир готовится к надвигающемуся глобальному кризису, чреватому военными конфликтами, власти Армении провозглашают "эпоху мира". Команда премьера Никола Пашиняна полна решимости продвигать повестку замирения с Баку и Анкарой. Предание – давно уже не свежее, но верится по-прежнему с трудом.

Глядя на все происходящее в Армении, невольно приходишь к выводу, что склероз – наша национальная болезнь. Недаром еще в советские времена бытовало столько шуток и анекдотов на тему склероза армян.

Если кто не помнит, то, что ж поделать, напомним. Программу по примирению лоббировал еще первый президент Армении Левон Тер-Петросян. Он и его соратники считали, что только разблокирование дорог и границы с Турцией, пусть даже путем уступок в вопросе статуса Нагорного Карабаха, может спасти Республику Армения и позволить ей экономически развиваться, чего невозможно добиться в условиях блокады.

Пашинян не стал изобретать колесо, а лишь подхватил план, некогда разработанный его "духовным отцом". И не случайно, в качестве возможных кандидатов на пост спецпредставителя Армении по нормализации отношений с Турцией назывались имена людей из окружения Тер-Петросяна. В итоге власти не стали назначать экс-советника первого президента Жирайра Липаритяна: уже слишком явно это указывало бы на связь с командой Тер-Петросяна. Остановились на кандидатуре провластного депутата, вице-спикера парламента Рубена Рубиняна, отец которого – Карапет Рубинян – соратник первого президента, в годы его правления имел депутатский мандат от АОД и занимал то же кресло зампреда Национального Собрания Армении.

После этого решения часть армянского общества не на шутку переполошилась, переживая, как же такой молодой неопытный политик будет говорить с маститыми турецкими дипломатами? Вот уж забавно! Кто-то всерьез верит, что он будет вести реальные переговоры?.. Инструкция к действию уже прописана авторами проекта, а кто формально носит звание "переговорщика" – уже не суть важно.

К тому же премьер для предотвращения любого сопротивления перетряхнул весь дипломатический корпус, и несогласные вынуждены были уйти. Та же тактика используется в армии, хотя генералы, как ни парадоксально, оказались менее решительными и более податливыми, чем дипломаты.

Дорога жизни или легкий путь в западню?

Пашинян еще в ходе предвыборной кампании активно пропагандировал идею разблокировки путей, внушая простодушным сельчанам, что, как только мы откроем дороги, жить станет проще, жить станет веселей. На первый взгляд, все очень заманчиво. Но только на первый.

Баку и Анкара, так настойчиво требуя открытия "коридора" через Сюник, уж точно не руководствуются интересами армянского народа. Какие же задачи будет выполнять т.н. "Зангезурский коридор"? Прежде всего, это фактор мощного психологического давления на армян. Будьте уверены: открытие дороги будет сопровождаться мощнейшей агитационной кампанией и представляться как очередная победа тюркского мира. Как бы Пашинян ни называл этот путь, Азербайджан и Турция будут позиционировать его как "коридор победы", как "тюркский коридор".

Вторая цель (более важная) – Грузия, которая так охотно все прошедшие годы участвовала в региональных проектах, которые осуществлялись без Армении. Анкара, чьи экспансионистские устремления однозначно распространяются на соседнее причерноморское государство, с открытием дороги через Сюник получит серьезный рычаг давления на Тбилиси. Помнится, в 2017 году торжественно была запущена железная дорога Баку-Тбилиси-Карс в обход Армении. Грузия получила новую возможность транзита. С открытием дороги через Армению объездной путь, и без того не очень рентабельный, в целом окажется ненужным. До поры до времени. С помощью дороги через армянскую территорию Анкара будет "прессовать" Тбилиси для получения от нее все новых уступок.

Пашинян, кстати, не отвечает на главный вопрос: где гарантия, что дороги, которые откроются завтра, не закроются уже послезавтра?..

Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понимать: как только Армения экономически задышит, ей в любой момент могут опять перекрыть кислород. Стоит Анкаре с Баку совершить одну провокацию, обвинить в этом Ереван, как тут же появится повод вновь заблокировать все пути и повесить замок на границе. И что будем тогда делать? Опять беспомощно взывать к международному сообществу, которое будет выражать "глубокую озабоченность"? Или опять пойдем на территориальные уступки? Конечно, мы можем в ответ тоже перекрыть пути. Только вот беда: у них-то есть альтернативные дороги, а вот у нас их нет.

Что касается планов властей установить таможенные пункты на дороге через Сюник, то это вызывает лишь горькую усмешку. Особенно нелепо звучат подобные заявления из уст секретаря Совбеза Армении. Так и хочется спросить: это – чиновник, курирующий сферу безопасности, или главный таможенник страны? Если он лучше разбирается в таможенных пошлинах, чем в вопросах госбезопасности, может, перевести его в ту сферу, где он принесет больше пользы? Тем более, что премьер перетасовывает колоду кадров чуть ли не каждый месяц. Да и президент Азербайджана Ильхам Алиев уже дал Пашиняну исчерпывающий ответ: как только будут установлены таможенные пункты на дороге в Сюнике, это же произойдет в Лачинском коридоре.

Идея с дорогами – это именно турецкий проект. Власти Армении, которые ищут легкие пути, отказываясь от сопротивления, вновь попадут в западню. И пусть тогда никто не кричит на площадях, что нас опять кто-то предал извне и заставил пойти наперекор своим интересам! Если кто и предает нас, то только мы сами.

Sputnik Армения

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ