К СВЕТУ В КОНЦЕ ТУННЕЛЯ...
В нынешнем году было много юбилеев, дней, которые мы вспоминали с болью (100-летие Московского договора) и радостью (30-летие независимости). Среди этих дат как-то незаслуженно затерялись 40-летие введения в строй Ереванского метро и туннеля Арпа - Севан.
ТЕМ, КТО НЫРЯЕТ СЕГОДНЯ В ПОДЗЕМКУ ИЛИ ВОДЫ СЕВАНА, невдомек, какие неимоверные усилия пришлось приложить десяткам тысяч строителей из разных уголков СССР, чтобы возвести два этих важнейших для республики объекта. К одной из строек автор строк имеет некоторое отношение и иногда вспоминает осень 1972 года, когда на трассе туннеля в поселке Вардаовит Ехегнадзорского района переступил порог дома N13.
Нас было четверо друзей
Два ереванца, одноклассники Артур и я, тбилисец Сергей и бакинец Айказ.
СУДЬБА УПРЯТАЛА НАС ПОД ЗЕМЛЮ в результате стечения определенных обстоятельств. Сергей, брюсовец, оформил академический отпуск и вместо второго курса освоил специальность проходчика, Артур вылетел с третьего курса, я с дипломом филолога ЕГУ переквалифицировался в подземного бетонщика 4-го разряда. А наш всеобщий любимец, комсомольский секретарь, механик Айказ окончил в Новочеркасске политехнический институт и настоял на том, чтобы его направили в Армению, в филиал союзного "Гидроспецстроя". Мы с Артуром познакомились с ним в "кукурузнике", летевшем из Еревана в Ехегнадзор, не зная, что этот наш полет с примкнувшим в поселке к троице Сергеем протянется на десятки лет.
В поселке мы прожили вместе недолго - всего 2 с половиной месяца. Потому что (вы не поверите) у строителей Арпа - Севана возникали критические ситуации. Я не про то, что работа под землей связана с немалым риском. Не про то, что зимой мы в куртках садились на электровоз и пока он довозил под землей до лба забоя, до стены, которую надо было долбить, из одежды на нас оставались сапоги, плавки и каски. Температура - далеко за 40 градусов, запредельная влажность, дышать нечем - вентиляция на расстоянии в несколько километров не помогала. Оставим эти и другие детали. Обратимся к финансам. Дело в том, что когда комиссия не принимала метры проходки или по иным причинам, оплата задерживалась, и я помню, как в ноябре 1972 года у нас с неделю не было денег на хлеб... Но на работу выходили, форсили перед окружающими, для которых дом N13 стал местом встреч, гораздо более многолюдным местом, чем клуб рядом.
Мы с Артуром вернулись в Ереван в январе. Он устроился работать, я взялся писать книгу и написал повесть. Конечно, она не пришлась по вкусу ревностным стражам соцреализма. Голодающие строители ударной стройки? Начальник участка - хапуга?
После отмены главлита, я издал повесть сам и хотел бы увидеть в армянской прозе нечто равнозначное, художественно точно раскрывающее, как строили Арпа - Севан. Найдете - принесите.
Да только уже ни к чему все это. Главной для нашей четверки стала дружба. Мы были вместе в самые главные моменты жизни: свадьбы, дети, похороны родителей. Не теряли связи все эти годы. Сергей с Айказом после туннеля строили метро, Айказ позже трудился на строительстве туннеля Воротан - Арпа, Сергей долбил что-то во Вьетнаме. А с приходом независимости вместо льготных пенсий ребята получили шиш с маслом. Они ведь не судьи или прокуроры. И жизнь стала гораздо веселее. Но там где жизнь, неподалеку и смерть.
Тянем-потянем
В одну из наших встреч мне пришла в голову идиотская мысль: написать на четырех бумажках четыре цифры (от 1 до 4) и определить очередь на смерть.
АРТУР ВЫТЯНУЛ ПЕРВЫЙ НОМЕР и, как договаривались, умер первым из нас в сентябре 2014 года. Онкология. Дальше по "списку" была очередь Сергея, потом моя и Айказа. Мы долго измывались над Айказом, стращали, что над ним, последним, некому из нас будет сказать пару теплых слов и всплакнуть. Он предлагал еще раз вытянуть жребий. Но мы отказывались и договаривались, что осенью 2022 года, когда дружбе четверки исполнится 50 лет, обязательно поедем в Вардаовит и выпьем по стаканчику за всех строителей Арпа - Севана. В общем-то времени оставалось меньше года.
Под артиллерийские залпы
Айказ все-таки нарушил конвенцию в День артиллерии и ракетных войск - умер 19 ноября сего года. Начал с ковида, а потом обнаружилась запущенная онкология.
МНЕ ДОВОДИЛОСЬ ЗАХОДИТЬ В ТРИ ЗАБОЯ АРПА - СЕВАНА (4, 5, 6). Помню, после работы в одном из них сапоги были синего цвета. Говорили, что может это кобальт. Кто там вообще проверял, через какие элементы таблицы Менделеева пришлось продираться строителям, преодолевая 48 с лишним километров? Кстати, во Вьетнаме Сергея прооперировали - опухоль.
Тяжелое это дело - долбить туннели. И неблагодарное. Но потом иногда вспоминаешь всю оставшуюся жизнь с теми, кто знает, почем фунт лиха, и не хвастает, что спасал Севан. Теперь вспоминать придется вдвоем.
Приближается Новый год
Для меня это уже четвертый год, начинающийся без радости. Грядущий даже хуже вступления в 2021-й, когда горе навсегда поселилось во многих семьях, а часть родной земли опять лишилась хозяина.
НО ВЕДЬ ЧЕРНАЯ ПОЛОСА должна когда-нибудь кончиться! Выражаясь туннельными категориями, когда проходчики идут под землей навстречу друг другу, наступает миг, когда их разделяет тонкая преграда. Последний взрыв сметает ее и все - сбойка!
Мы в эти окаянные три с половиной года никак не можем приблизиться к сбойке. Доверили страну (....) и заперлись в своих клетушках с компами, отгородившись от реальной жизни. Хотите, чтобы в ваши двери постучались другие и на другом языке приказали убираться в ближнее или дальнее зарубежье? А кому же оставите Севан, Ераблур, Цицернакаберд и вид на Арарат?
Ведь что получается. Арцах, по мнению наших вечных врагов, смертельно ранен и долго не протянет, увлекая за собой Армению. Размечтались... Да только не спешите хоронить карабахских армян. И остальных тоже. Уж как-нибудь до Страшного суда дотянем.
Каждый туннель ведет к свету. даже если машинист почему-то забурил (сорвал с рельсов) электровоз. Пора разбуривать и двигаться вперед. Чтобы следующий Новый год принес в нашу жизнь праздник.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-05 09:54
Начинается она с середины XIX века, когда братья из семейства Абдулла (Абдулян) открыли в Османской Турции фотостудию. Вскоре они были назначены придворными фотографами султана, с 1867 года о трех братьях заговорила европейская публика. А как было в Ереване?
-
2024-11-04 09:52
Когда примитивный провинциальный политический пустозвон пришел в мае 2018-го на волне, поднятой большей частью соблазненной популистскими обещаниями молодежью, к вожделенной власти, люди постарше полагали, что эйфория продлится недолго. Ведь встав у руля страны, ты должен каждым своим шагом реально доказывать, что правишь лучше прежних. И доказательства эти начинаются с безопасности страны, доходя до кошелька поверивших обещаниям граждан. За 30 предыдущих лет (1988-2018) мы пережили огромное количество катаклизмов, надорвались, устали от побед и поражений, властной правды и кривды, обессилели в своем практически политическом одиночестве. Поэтому часть поверила в посулы "всенародного" премьера и ждала результатов. Дождалась?
-
2024-10-31 10:19
Различные армянские школы, функционирующие в Стамбуле, берут свое начало с конца XIX века. Одной из них является школа "Арамян-Ункуян". Поблизости от церкви Сурб Такавор еще в 1858 году открылась школа "Хамазаспян-Мурадян". В ее двух частях раздельно обучались мальчики и девочки. Число учеников росло, поэтому решили расширить территорию.
-
2024-10-21 09:48
В первой половине XX века многие ключевые здания Еревана были созданы Александром Таманяном и Николаем Буниатяном. Постройки Буниатяна отличались от таманяновских, в которых было больше неоклассицизма и конструктивизма. Стиль Буниатяна восходил к классическим образцам эстетики. Одним из таких примеров является гостиница "Интурист" на ул. Абовяна, позже названная "Ереван".