Последние новости

"ПОЛУФАБРИКАТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ", или "КАЗАХСТАНСКИЙ УСПЕХ" В КЕЙСЕ У СВЕРХДЕРЖАВ

Пытаться сейчас однозначно назвать истинные причины казахстанских перипетий, как и спрогнозировать их исход, - дело неблагодарное. Динамика развития событий не только не спадает, но нарастает с каждым часом, преподнося все новые интригующие вопросы, поэтому приступать к развернутому анализу случившегося пока преждевременно. Вместе с тем нельзя не коснуться ряда поразительных совпадений и весьма странных обстоятельств, уже наталкивающих на некоторые логические выводы.

ПРЕЖДЕ ВСЕГО СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ на парадоксальное сочетание масштабов массовых выступлений в стране с практическим отсутствием политических сил, открыто верховодящих "революционными процессами" и олицетворяющих возмущение масс. Уж слишком организованны и мощны действия протестующих для "безликого бунта". Поэтому складывается ощущение, что организаторы и лидеры все же имеются, однако не из числа собственно казахстанской оппозиции.

На этом фоне весьма примитивно и даже глупо выглядят запоздавшие попытки истинных модераторов "безликого бунта" обзавестись хоть какой-нибудь оппозиционной фигурой местного розлива, дабы персонифицировать "революцию". Так, только 7 января объявился некий беглый банкир, руководитель "Банк Туран Алем" (БТА Банк) и экс-министр торговли Казахстана Мухтар Аблязов, который назвал себя "лидером оппозиции и протестов в стране". И сообщил, что, дескать, протестующие из Алматы каждый день спрашивают у него, как действовать. Аблязов также заявил, что готов вернуться в Казахстан и возглавить временное переходное правительство. Однако для этого, по его словам, массовые протесты должны достичь определенного масштаба, то бишь разрастись еще больше и активизироваться.

Но самым интригующим моментом в заявлении беглого банкира было опровержение слухов о том, что события организованы Западом и являются попыткой цветной революции. Аблязов буквально из кожи вон лез, дабы доказать, что внешние силы непричастны к внутриказахстанским реалиям, но одновременно призывал коллективный Запад начать крестовый поход против Путина. Спрашивается, с чего бы?

Между тем попытка внедрить в игру пешку-банкира, да еще с таким опозданием, выглядит совершенно нелепой, поскольку едва ли кто поверит, что какой-то аполитичный беглец, никому толком не известный финансовый махинатор сумел собственными ресурсами консолидировать протестные массы и вывести их на улицы страны, по своим размерам превышающей в совокупности всю территорию Западной Европы и уже 30 лет считающейся одной из самых жестких автократий в мире.

Сказать, что это несерьезно – значит ничего не сказать.

Много вопросов вызывает также тот факт, что массовые протесты в Казахстане начались ровно за десять дней до анонсированных консультаций Россия – США и Россия – НАТО в середине января. Речь идет об обсуждении условий ультиматума, фактически поставленного Москвой перед Западом в связи с обострением ситуации вокруг Украины.

Вспыхнувшие, как утверждается, на социальной почве протесты за два дня вдруг почему-то переросли в гражданское противостояние с ожесточенными боями, которое может окончательно ввергнуть одного из главных российских союзников в хаос и перетянуть на установление порядка в этой стране все российские ресурсы и все кремлевское внимание. Ведь в таком случае российские политики едва ли смогут, как планировалось, вести разговор с западными оппонентами с позиций силы и уверенности за свои крепкие "евразийские тылы". Можно ли представить себе Путина, образно выражаясь, грозящего пальцем Байдену и Ко в тот самый момент, когда в среднеазиатском подбрюшье России вовсю полыхает пожар и дестабилизация естественно переползает уже на собственно российскую территорию?

ВЕРОЯТНО, ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ С ЭТИМ связано поспешное решение Москвы при помощи механизмов ОДКБ молниеносно вмешаться в искусственно раздутое казахстанское противостояние и в преддверии январских встреч с "натовцами" окончательно подавить протесты. С другой же стороны, западным оппонентам Путина экзистенциально необходимо если не добиться свержения к тем же срокам пророссийской власти в Казахстане, то хотя бы суметь сохранить в стране дестабилизацию и неопределенность.

Именно поэтому стороны спешат каждая по-своему представить природу происходящего. Москва в канун отправки своих войск в Казахстан запустила пропагандистскую кампанию с целью убедить мировую общественность, что мятежом в Казахстане движут террористические группировки, просочившиеся в республику извне.

Западные же центры стремятся представить эти же события как следствие социального расслоения общества и авторитаризма в Казахстане. Дескать, ни о каком террористическом вмешательстве не может быть и речи, протесты генерируются исключительно в среде уставшего от произвола власти казахского народа. Дабы предать этой версии правдоподобность и втиснуть события в русло хоть какой-то идеологической канвы, лишь на пятый день бунтов "выковыривается" из безвестности какой-то непонятный персонаж с претензией на "лидерство революции".

Следовательно, повторимся, для однозначных утверждений относительно возникновения и природы казахстанских событий никто пока не обладает достаточной информацией. Но в целом складывается устойчивое ощущение, что генерация в казахстанском обществе недовольств социального свойства с целенаправленной переориентацией протестов в радикальное, экстремистское русло – итог многолетней работы определенных внешних сил, которые, однако, были вынуждены запустить процесс "газовой революции" в ускоренном графике.

Именно поэтому "газовая революция" производит впечатление "полуфабриката". Есть все механизмы генерации недовольства, есть коммуникация протестного движения, есть действующие каналы финансовой и пропагандистской подпитки… есть весь комплексный инструментарий Джина Шарпа, но нет идеологического наполнения процесса в целом и лидеров, конструирующих задачу "революционного движения".

Одним словом, процесс был запущен на скорую руку, сырым, поскольку Москва своим ультиматумом ускорила момент развязки многолетнего противостояния с Западом. Затягивать в этих условиях с "газовой революцией" уже очевидно не имело смысла.

Меньше чем через неделю стороны в лице натовских бонз и российских уполномоченных сойдутся в самом, вероятно, жестком за последние десятилетия политико-дипломатическом спарринге. И, безусловно, психологическое преимущество и геостратегический перевес сразу же обретет та сторона, в чьем кейсе окажется "казахстанский успех".

Вопрос лишь в том, что каждая из сторон этот “успех" трактует по-своему. Для одних это жестокое подавление протестов ценою крови, для других - сохранение разгула экстремизма и анархия… опять же ценою крови.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПОЧЕМУ ФИДАН: ЭРДОГАН ГОТОВИТ СЕБЕ ПРЕЕМНИКА?
      2023-06-06 10:44
      928

      Практически первым весомым политическим шагом переизбранного Реджепа Тайипа Эрдогана стала замена министра иностранных дел. Сразу после инаугурации президент представил новый список кабмина, главной интригой которого было назначение Хакана Фидана на место, которое несколько лет при Эрдогане занимал Мевлют Чавушоглу.

    • ГЕРЦОГ В ГОСТЯХ У СУЛТАНА
      2023-06-02 09:11
      2496

      Президент Израиля Ицхак Герцог, отозвавшись на "теплое приглашение" Ильхама Алиева, 30 мая прибыл с визитом в Баку. "Азербайджан является ключевой страной, и я уверен, что мой визит откроет двери для углубления сотрудничества. Мы разделяем общие новые возможности, а также вызовы", - многозначительно написал он в своем Twitter, прежде чем подняться на борт самолета, берущего курс на столицу нефтеносного султаната.

    • РОССИЯ ХОЧЕТ НАВЕРСТАТЬ УПУЩЕННОЕ В СЮНИКЕ
      2023-05-31 10:24
      2390

      Региональные гегемоны и главные мировые игроки вот уж действительно наперегонки стремятся укрепить свое присутствие в армянском Сюнике и контролировать здесь действия геополитических соперников.

    • ГРУЗИЯ СИЛЬНО РАССТРАИВАЕТ "ЗАПАДНЫХ ДРУЗЕЙ"
      2023-05-22 10:13
      1857

      Подписанный Путиным 10 мая указ об отмене визового режима с Грузией стал своеобразным "ходом конем" российской дипломатии, поскольку во многом способствовал ослаблению позиций НАТО, усердно выстраиваемых на южном фланге геостратегического противостояния Североатлантического блока с Россией.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ