Последние новости

ИДЕЯ РАСЦВЕТАЕТ НА РОДНОЙ ЗЕМЛЕ...

Нация, национальная идеология - понятия, известные с древнейших времен. После фиаско со строительством Вавилонской башни люди продолжили говорить на разных языках и отличать своих от чужих. Разделение это существует и в наше время, многие высказываются, представляют свое видение национальной идеологии, нередко попадая пальцем в небо. Поэтому лучше обратиться к суждениям тех, кто занимается темой не один десяток лет.

ЭНЗЕЛ МАНУЧАРЯН, УРОЖЕНЕЦ СЕЛА АЧАДЖУР ИДЖЕВАНСКОГО РАЙОНА, окончил исторический факультет ЕГУ в 1968 году, долгие годы преподавал там, занимая различные должности. А по части обретения ученых степеней Манучарян тоже не терял времени: кандидат исторических наук, доктор философских наук, профессор политологии. Он автор многих исследований. В прошлом году вышла в свет книга "Араратизм", подзаголовок - "Армянский национализм на переломных этапах истории". Слово "национализм" в данном случае не содержит того смысла, которым наделяли в не столь уж давние времена тех, кто ратовал за сохранение своей национальной идентичности. Доходило и до нападок на письмена Маштоца. Но не стану оглядываться, постараюсь изложить суть заключений автора, развивающего политическое армяноведение.

Э. Манучарян считает, что у всех древних народов национальная идеология опиралась на три основных постулата. Общность этнического происхождения с привлечением фольклорного материала в виде легенд и сказаний. Общая Родина - та историческая территория, на которой представители данного народа создавали свои материальные, духовные и культурные ценности. Третий аспект - идея национальной идентичности, передаваемая в веках из поколения в поколение.

С учетом крайне сложного исторического пути армян автор указывает еще на два особенности: стремление к единству нации и решению жизненно важных проблем прежде всего собственными силами.

НА ПРОТЯЖЕНИИ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ, ПО МНЕНИЮ МАНУЧАРЯНА, свой вклад в создание и развитие национальной идеологии внесли многие светлые умы и патриоты. Среди них плеяда историков: М. Хоренаци, Ф. Бузанд, Егише и другие. Далее называются просветители О. Эмин, Ш. Шаамирян, М. Баграмян, Х. Абовян, М. Налбандян. Автор упоминает и многих других армян, творивших до XX века, в котором пришла очередь О. Туманяна, Н. Адонца, Г. Нжде, Е. Чаренца, О. Шираза.

Кроме роли отдельных личностей, Э. Манучарян отводит особое место эпосу "Давид Сасунский", созданному в X веке и продолжающему воспитывать новые поколения.

Исследователь подробно рассматривает ситуацию, сложившуюся после обретения Арменией независимости в 1991 году. Напоминает слова первого президента Л. Тер-Петросяна о том, что национальная идеология - ложная категория. Однако, если бы не эта "ложная категория" и не всенародный порыв, мы не победили бы в Первой Арцахской войне.

Добавлю от себя, что сегодня верный ученик первого президента, нынешний премьер-министр, делает все, чтобы объявить указанную категорию ложной, и добился больших успехов на радость нашим соседям, исповедующим пантюркизм.

Кстати, Манучарян представляет в книге различные идеологии: пантюркизм, сионизм, панславизм, пангерманизм. Больше места, естественно, уделено пантюркизму, с его нарастающей активностью и опасностью не только для непосредственных соседей.

Говоря о сверхзадаче армян, которая возникла после гибельного для нас начала XX века, автор указывает на идею возвращения рассеянных по свету соотечественников и их обоснованию вокруг Арарата. Поэтому свое видение национальной идеологии он и называет "араратизмом".

Читатель вспомнит или откроет для себя из книги множество исторических фактов. Перечисляются эпизоды войн, нашествий различных завоевателей, борьба с ними, начиная со времен Айка и Бела. В книге всего 270 страниц, но они дают представление о многих важных страницах отечественной истории, о том, как мы теряли государственность и вновь обретали ее, возрождаясь из пепла.

ОТДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ПОСВЯЩЕНА СОВРЕМЕННОМУ ЭТАПУ развития национальной идеологии (1900 - 2020 гг.). Здесь автор параллельно анализу событий показывает, какое отражение они находили в творчестве Теряна, Чаренца, Шираза, Севака. Вообще в оценке того или иного литературного произведения Энзел Манучарян, на мой взгляд, запросто достигает уровня маститого литературоведа. Это ярко проявляется и в проникновении в эпос "Давид Сасунский". Так что вполне заслуживает еще одной соответствующей степени.

И в предисловии, и в заключительной части работы автор вновь обосновывает идею "араратизма". Он не говорит в деталях о политических механизмах, понимает всю сложность сегодняшнего состояния нации, но подчеркивает, что бороться за свое будущее мы обязаны прежде всего сами.

В книге приведены цитаты из Нжде. Вот одна: "Завтра Родину могут защитить те, кто до завтра научится жить и действовать только для того, для чего стоит умереть, и умереть для того, для чего стоит жить". Вчитайтесь еще раз. Некоторые изречения Нжде доходят не сразу. Еще один афоризм воина и философа: "На Земле две силы не устают: время и армянин. Одна сила губит, другая воссоздает".

Так что отчаиваться и сдаваться мы не имеем права. Потому что (это уже голос историка Никогайоса Адонца): "Идея похожа на саженец и расцветает только на родной земле".

Книга Энзела Манучаряна, принадлежащая к научному жанру, тем не менее, лишена этакой занудливой академичности и назидательности, которыми грешат, излагая мысли, многие ученые мужи. И поэтому она многое откроет и широкому читателю, позволит уяснить причины, суть и последствия того или иного исторического события. Осознать передаваемую из поколения в поколение ответственность за родную землю, которую разделяют все. Не надо прятаться за спины стоящих в первых рядах. Время спросит со всех.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ИСТОРИЯ АРМЯНСКОЙ ФОТОГРАФИИ
      2024-11-05 09:54

      Начинается она с середины XIX века, когда братья из семейства Абдулла (Абдулян) открыли в Османской Турции фотостудию. Вскоре они были назначены придворными фотографами султана, с 1867 года о трех братьях заговорила европейская публика. А как было в Ереване?

    • ЧТОБЫ ВАША ГОЛОВА БОЛЕЛА О ДРУГОМ...
      2024-11-04 09:52

      Когда примитивный провинциальный политический пустозвон пришел в мае 2018-го на волне, поднятой большей частью соблазненной популистскими обещаниями молодежью, к вожделенной власти, люди постарше полагали, что эйфория продлится недолго. Ведь встав у руля страны, ты должен каждым своим шагом реально доказывать, что правишь лучше прежних. И доказательства эти начинаются с безопасности страны, доходя до кошелька поверивших обещаниям граждан. За 30 предыдущих лет (1988-2018) мы пережили огромное количество катаклизмов, надорвались, устали от побед и поражений, властной правды и кривды, обессилели в своем практически политическом одиночестве. Поэтому часть поверила в посулы "всенародного" премьера и ждала результатов. Дождалась?

    • ШКОЛА "АРАМЯН-УНКУЯН" В СТАМБУЛЕ
      2024-10-31 10:19

      Различные армянские школы, функционирующие в Стамбуле, берут свое начало с конца XIX века. Одной из них является школа "Арамян-Ункуян". Поблизости от церкви Сурб Такавор еще в 1858 году открылась школа "Хамазаспян-Мурадян". В ее двух частях раздельно обучались мальчики и девочки. Число учеников росло, поэтому решили расширить территорию.

    • НИКОЛАЙ БУНИАТЯН - АРХИТЕКТОР ГОСТИНИЦЫ "ИНТУРИСТ"
      2024-10-21 09:48

      В первой половине XX века многие ключевые здания Еревана были созданы Александром Таманяном и Николаем Буниатяном. Постройки Буниатяна отличались от таманяновских, в которых было больше неоклассицизма и конструктивизма. Стиль Буниатяна восходил к классическим образцам эстетики. Одним из таких примеров является гостиница "Интурист" на ул. Абовяна, позже названная "Ереван".

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ