РАССЕКАЯ И СШИВАЯ ВРЕМЕНА
Мхитар Мос-Мушегян (Мушег Мовсесович Мхитарян) - подчеркнуто молод. Ему и 30 еще не стукнуло. Однако молодой человек уже успел сделать многое. Судите сами.
Выпускник Института театра и кино, режиссер, с юных лет вошел в театральное искусство, организовал любительскую труппу, позже основал театр "Янус", который возглавлял в 2014-2015 гг., был художественным руководителем ряда других театральных коллективов. Как режиссер поставил более 30 спектаклей, сыграл около 40 больших и малых ролей. Но и это еще не все.
ПЬЕСЫ НАЧАЛ ПИСАТЬ В ЮНОСТИ. По его инициативе и при содействии Союза армянских писателей Калифорнии в 2020-2021 гг. вышел четырехтомник "Современная драматургия". Мхитар является редактором этой и многих других работ, отмечен рядом наград различных организаций, написал несколько пьес, получивших признание коллег. Пять исторических драм вошли в сборник "Рассекая век".
Они написаны в 2018-2021 гг. В произведениях разворачиваются события от XIV до XX веков. В предисловии годящийся автору не в отцы, а скорее в деды известный драматург 88-летний Геворк Саркисян высоко оценивает уровень пьес, под которыми с удовольствием подписался бы и сам. Отталкиваясь от названия сборника, Г. Саркисян считает, что драматург не только рассекает, но и связывает века.
Исторические драмы посвящены героям разных времен и разных народов. Первым идет "Баграмян", далее следуют "Война тринадцати звезд" (об обретении американцами независимости), борец за освобождение Шотландии Калоден, последний царь Киликийской Армении Левон VI и Лоренцо де Медичи. Несколько подробнее о первых двух пьесах.
"БАГРАМЯН" ВЫХОДИТ К ЧИТАТЕЛЮ ВО ВТОРОЙ РАЗ, и второе издание посвящено героям 44-дневной войны. Автор отслеживает судьбу воина, прошедшего путь от солдата до маршала. Примечательно, что батальной темы в пьесе нет. М. Мос-Мушегян сосредотачивается на характере своего героя, родившегося в сложное время и прошедшего через многие, не только военные испытания. В первых сценах 21-летний Баграмян и его 30 бойцов встречаются с Андраником, призывающим их к единству, объясняющим, что нет ничего дороже родной земли. Баграмян до встречи с Андраником высказывает сходные мысли в беседе с боевым товарищем Арцруном, и его слово на протяжении всей жизни не расходится с делом.
Арцрун по пьесе представлен вторым главным персонажем. Друзья время от времени встречаются. Арцрун назвал своего сына Ованесом, тот делает военную карьеру. Однако Баграмян и Арцрун не всегда понимают друг друга. По сути, в главном они не изменились. Просто Баграмян лучше Арцруна понимает, что возможно, а что нереально в сталинскую эпоху. Тем не менее, он пытается заступиться за арестованного Нжде, пишет Жукову. Но тогда все решал один человек. Поэтому и Нжде, и Арцрун (за публикацию книги в США) умирают в тюрьме.
"ВОЙНА ТРИНАДЦАТИ ЗВЕЗД" РАССКАЗЫВАЕТ о противостоянии 13 американских штатов и Великобритании. Главные герои Георг Вашингтон, Томас Джефферсон и Бенджамин Франклин. В ярких, с юмором, диалогах угадываются характеры. Имеющие представление об истории США знают главные вехи на пути к независимости: "бостонское чаепитие", Декларация от 4 июля 1776 года, война англичан с "бунтовщиками". Как и во все времена и у всех народов, в рядах противоборствующих сторон обнаруживается и предатель. Это генерал-майор Бенедикт Арнольд, который готов продаться английскому королю Георгу III за 20 тысяч фунтов и звание генерала английской армии. Повстанцам удается вовремя нейтрализовать Арнольда.
После победы Вашингтон становится президентом, правит 6 лет (два срока по 3 года). Но решительно отказывается от выдвижения в 3-й раз, хотя тогда ограничений не было. Соратники пытаются отговорить его. Тщетно. Вашингтон уходит с чувством исполненного долга, верит, что к 13 звездам (штатам) прибавятся новые звезды, как это бывает в ночном небе. Политик Вашингтон, в отличие от многих других, понимает то, что позже стало изречением: "Политика - искусство возможного". Поэтому он вынужден согласиться в Декларации о независимости с удалением пункта, отменяющего рабство. Раз уж южные штаты противились. Но верит, что работорговле будет положен конец.
ГЕРОЙ ЕЩЕ ОДНОЙ ПЬЕСЫ, ЦАРЬ КИЛИКИЙСКОЙ АРМЕНИИ ЛЕВОН VI умирает во Франции с надеждой на то, что над армянской землей когда-нибудь взовьется армянское знамя. Ждать этого момента нам пришлось довольно долго - до 1918 года, до XX века, в котором были провозглашены три армянские республики. О первых двух историками и литераторами написано много книг. О третей - гораздо меньше. Это, конечно, наверстают. Вообще XX век дал слишком много исторического материала, требующего художественного осмысления и оценки всего, что случилось с армянами. Современники рассказывали, к примеру, о Второй Республике столько, сколько было тогда возможно.
Как тут не вспомнить меткое заключение классика Дереника Демирчяна о той поре: "Чтобы написать книгу, надо иметь талант, а чтобы издать - нужно быть гением".
Сейчас ситуация иная. Все вдруг, при наличии своих и иных средств, вышли в "гении". И это тоже одна из причин резкого снижения интереса к литературе.
На данном фоне приятно появление новых имен, молодежи, для которой литература - не предмет развлечения, самоутверждения и сериальных амбиций, а попытка вникнуть в сегодняшний мир, понять его в сопоставлениями с прошедшими временами, найти сходства и различия, отличить добро от зла. В общем творить, рассекая и сшивая времена.
У Мхитара Мос-Мушегяна многообещающее начало. Отрадно, что он продолжает работу и над уже завершенными произведениями. Значит, идет в гору, к своим главным вершинам.
-
Арменуи 19-Фев-2022Темы драм современного драматурга Мхитара Мос-Мушегяна разнообразны. Особого внимания и похвалы заслуживают его интересные, любознательные отсылки к историческим дырам. Он действительно видит, вскрывает ошибки, допущенные государственными деятелями прошлого в ходе государственного строительства, и дает пути извлечения уроков из этих ошибок, решительно осуждает предательство, отвергает все чуждое обществу, хочет наполнить жизнь смыслом через свою типичные герои. Все нынешние усилия автора, соединяющие века, направлены на то, чтобы упростить туманное будущее нашей страны, сказать нет войне, поднять патриотический дух. Драмы Мос-Мушегяна, созданные на языке, богатом ясностью мысли и художественными средствами выражения, отличаются высоким риторическим искусством, что придает его произведениям познавательную ценность. Конечно, ему еще есть что сказать ․ Будем ждать новых дорам.Ответить
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-05 09:54
Начинается она с середины XIX века, когда братья из семейства Абдулла (Абдулян) открыли в Османской Турции фотостудию. Вскоре они были назначены придворными фотографами султана, с 1867 года о трех братьях заговорила европейская публика. А как было в Ереване?
-
2024-11-04 09:52
Когда примитивный провинциальный политический пустозвон пришел в мае 2018-го на волне, поднятой большей частью соблазненной популистскими обещаниями молодежью, к вожделенной власти, люди постарше полагали, что эйфория продлится недолго. Ведь встав у руля страны, ты должен каждым своим шагом реально доказывать, что правишь лучше прежних. И доказательства эти начинаются с безопасности страны, доходя до кошелька поверивших обещаниям граждан. За 30 предыдущих лет (1988-2018) мы пережили огромное количество катаклизмов, надорвались, устали от побед и поражений, властной правды и кривды, обессилели в своем практически политическом одиночестве. Поэтому часть поверила в посулы "всенародного" премьера и ждала результатов. Дождалась?
-
2024-10-31 10:19
Различные армянские школы, функционирующие в Стамбуле, берут свое начало с конца XIX века. Одной из них является школа "Арамян-Ункуян". Поблизости от церкви Сурб Такавор еще в 1858 году открылась школа "Хамазаспян-Мурадян". В ее двух частях раздельно обучались мальчики и девочки. Число учеников росло, поэтому решили расширить территорию.
-
2024-10-21 09:48
В первой половине XX века многие ключевые здания Еревана были созданы Александром Таманяном и Николаем Буниатяном. Постройки Буниатяна отличались от таманяновских, в которых было больше неоклассицизма и конструктивизма. Стиль Буниатяна восходил к классическим образцам эстетики. Одним из таких примеров является гостиница "Интурист" на ул. Абовяна, позже названная "Ереван".