Последние новости

ПЕРВОЕ ПРЕДУСЛОВИЕ – НЕ ВРАТЬ ОТ ИМЕНИ АРМЯНСКОГО НАРОДА

«Эпоха мира» любой ценой чревата только одним – потерей нашей государственности», - говорит в интервью «ГА» социолог, академик НАН РА Геворг ПОГОСЯН.

- Власти Армении стремятся донести до турок мессидж о том, что наше население в целом выступает за нормализацию армяно-турецких отношений, и якобы об этом свидетельствуют результаты опросов общественного мнения. Вы в курсе, что это за опросы?

- Понятия не имею. На протяжении многих лет все опросы наших сограждан на предмет того, какие страны они считают дружескими, а какие врагами, свидетельствовали о том, что Турция и Азербайджан воспринимаются в качестве врагов. Так отвечали 85-90% респондентов. То есть то, что население Армении воспринимает Турцию в качестве врага, это однозначно. Плюс к тому, публиковались данные недавних соцопросов в Турции по той же тематике, из которых видно, что и в Турции Армению воспринимают как врага. Что довольно странно, конечно, учитывая, что такой большой, натовской, сильной Турции Армения представляется врагом. Но это факт их социальной биографии – их общество тоже воспринимает нас как врага.

Другое дело, что урегулировать отношения хотят все, равно как никто не хочет войны. Однако, говорить о том, что это можно делать любой ценой, безнравственно, ибо вопрос цены – самое главное. Мы воспринимаем Турцию как врага, который к тому же в недавней войне участвовал на стороне противника, причем и вооружением и инструкторами – все запротоколировано и известно. И если сегодня речь идет о том, чтобы регулировать отношения, то, повторюсь: какой ценой? Если ценой всяческих уступок с армянской стороны, в том числе объявляя, что мы давнишние друзья, то это совершенно не соответствует действительности. Опять же я не знаю, о каких опросах говорил на встрече в Анталии Арарат Мирзоян. Либо это какие-то закрытые опросы, о которых мы не знаем, а хотелось бы узнать – кто, когда, какие социологические центры участвовали…

- Либо это попытка показать, что общество в Армении готово к сотрудничеству и улучшению отношений с турками?

- Так оно всегда было готово. Но при этом мы никогда не забывали, что Турция – экзистенциальный враг, что Турция не признает Геноцид и не собирается признавать. Да и сегодня мало кто сомневается в том, что даже если турки пойдут на открытие границ и установлений отношений, это будет нам во вред, а не во благо. Нужно быть крайне наивным человеком, чтобы думать, что Турция стремится помочь Армении развивать экономику, и турки, недавно убивавшие наших парней из своих байрактаров, сидят и думают, как сделать так, чтобы улучшить жизнь в Армении. Кроме того, Турция открыто говорит, что Армения должна принять условия Азербайджана, а это уже получается этакая насильственная дружба, когда армян заставляют идти на уступки под лозунгами, якобы, мы столетние друзья. Смешно, неуклюже, недостойно. 

- Сегодня, говоря о том, что Армения готова к установлению с Турцией отношений без предусловий, глава армянского МИД ссылается на то, что и прежние власти анонсировали то же самое. Но ведь до 44-дневной войны ситуация была совершенно иной, и подобные заявления укладывались в канву именно тех реалий, а не нынешних? И как понять заявления того же Арарата Мирзояна о том, что «в переданных азербайджанской стороной 5 пунктах предложений нет ничего неприемлемого», хотя известно, что один из пунктов – признание территориальной целостности Азербайджана и Арцаха в его составе?   

- По поводу первой части вопроса: конечно, тогда была совершенно иная картина, мы были победившей стороной, хозяевами ситуации, Арцах был независимым. По поводу заявлений главы МИД – не мое дело их комментировать, пусть этим занимаются политологи. Однако, что касается самой ситуации, то она однозначна. Сам пункт о признании территориальной целостности Азербайджана в контексте Арцаха в его составе уже неприемлем. Мы же не откажемся от того, что право наций на самоопределение - исконное их право. Есть территориальная целостность, есть право наций на самоопределение – это равноценные вещи. Мы всегда придерживались той позиции, что Арцах имеет право на самоопределение, он самоопределился, отделился от Азербайджана, стал независимым. Теперь, что, – мы его обратно заталкиваем в Азербайджан своими руками? Чего ради? Если это цена мира между Арменией и Азербайджаном, то он того не стоит. Потому что наши ребята и в первую освободительную Карабахскую войну, и в Апрельскую, и в 44-дневную, боролись за независимость Арцаха.

Вся национальная идея 30-ти лет нашей независимости концентрировалась вокруг этой осевой идеи - что Арцах должен быть независимым. Потому что это волеизъявление арцахского народа. Если мы от этого отказываемся, мы теряем основу нашей независимой государственности. Тогда непонятно, за что сражались Армения, вся Диаспора, и за что нас поддерживали десятки иностранных государств и крупных международных организаций, ибо все они поддерживали независимость и идею борьбы народа Арцаха за свою независимость. Если мы от этой ценности отказываемся, то что становится основой, что становится безусловной ценностью? Колбаса, сыр, мясо, жизнь, при которой самое главное, чтобы никто не стрелял? Но азербайджанцы же и сейчас стреляют.

- И стреляют по мирным арцахским селам, и лишают газа, и вторгаются на территорию Армении, тогда как власти молчат и призывают «не давать оценки»...

- Дальше может быть хуже, дальше может быть больше, дальше могут быть территориальные потери самой Армении.  То есть это путь в пропасть. Или мы боремся за независимость Арцаха и нашу безопасность, или просто все сдаемся.

- Вернемся к теме соцопросов. Могут власти завтра заявить, что данные каких-то опросов демонстрируют, что население Армении готово без предусловий, без каких-либо оговорок нормализовать отношения с агрессивными соседями?

- Это невозможно. Потому что такого вопроса никто населению не задавал. Никогда ни в каком опросе не было такой формулировки «давайте без предусловий». Спрашивали: хотите ли вы нормализации отношений с соседями? А кто этого не хочет? Многое зависит именно от формулировки. Если твоя цель сказать, что народ готов на что-то без предусловий, так где основания для этого? Разве кто-то спрашивал такое у народа?

А может, первое предусловие – признание независимости Арцаха, второе предусловие – признание Геноцида 1915 года. У населения очень много предусловий, нельзя от его имени говорить то, что не соответствует действительности. Разве народ готов любой ценой к улучшению отношений? Вплоть до того, чтобы, скажем, отдать Сюник, какие-то коридоры, потерять границу с Ираном и т.д.? Каких-то ожиданий от самих себя и мировой общественности у нас нет, что ли? Как турки захотят, так и сделаем? «Эпоха мира» любой ценой чревата только одним – потерей нашей государственности, десуверенизацией страны. Точка. 

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ