«ВЫСОКОТОЧНОЕ» ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И СОМНТЕЛЬНАЯ РЕАЛИСТИЧНОСТЬ
На днях в Министерстве экономики Армении была презентована стратегическая программа развития текстильной промышленности страны. Согласно скупой информации от пресс-службы ведомства, состоялся диалог между представителями министерства и отрасли. Был представлен анализ и план действий по развитию текстильной индустрии в Армении.
ИЗ СООБЩЕНИЯ ТАКЖЕ ВЫЯСНЯЕТСЯ: АРМЕНИЯ ИМЕЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ конкурировать с другими странами – производителями текстиля, при условии повышения производительности сферы в течение 5 лет на 2,7%. Министерство планирует выделение средств местным брендам и производителям для участия в международных выставках. В рамках программы предполагается предоставлять стипендии на учебу в сфере текстильного производства в передовых вузах мира, плюс – планируется открытие филиалов ведущих мировых образовательных центров в Армении. В течение пяти лет предполагается существенно увеличить количество рабочих мест в отрасли (сейчас в текстильной сфере Армении работает 8400 человек), в полтора раза увеличить среднюю зарплату (до 160 тысяч драмов), а объем экспорта довести до 536,9 миллионов долларов.
Последняя цифра, скажем прямо, выглядит несколько настораживающей, точнее, бросающей тень на весь проект. Ювелирная точность прогноза объема экспорта через 5 лет вызывает не только сомнения по части реалистичности планов, но и освежает в памяти еще один "абсолютно точный", но провалившийся прогноз главы того же министерства. Помните, Ваан Керобян предсказывал 319-процентный рост туризма в 2021-м году? Не в три раза, не на 320 процентов, а точно на 319. Теперь пристрастие к предельной, точнее, запредельной скрупулезности прогноза министерство демонстрирует в плане объемов экспорта. Причем, в отличие с историей туризма, в данном случае речь идет о более долгосрочной перспективе.
Впрочем, это, как говорится, лирическое отступление. На самом деле реалистичность данной программы вызывает серьезные вопросы по другим причинам, о которых в сообщении министерства нет ни слова. Прежде всего, нет никаких намеков на учет фактора глобальной экономической турбулентности, царящей сегодня в мире. Мировую экономику трясет беспощадно, по сути, на дворе глобальный экономический кризис, беспрецедентная санкционная война, идет разрыв логистических цепочек и передел рынков. Причем, очевидно, что это еще начальная стадия процесса. А мы тут «высокоточно» ставим цели на пятилетнюю перспективу. Согласитесь, такая программа, мягко говоря, не слишком убедительна.
Кроме того, как-то очень странными представляются фиксируемые параметры при условии глобального тотального роста цен, набирающего сегодня разгон. Когда может остановиться или хотя бы замедлиться этот процесс, никто не знает. Тем более пятилетний горизонт для подобных прогнозов совсем уж утопичен. Но… Тем не менее, точно фиксируется будущее.
Однако, пожалуй, все эти нюансы меркнут на фоне самой главной проблемы отрасли - в частности, и отечественного производства в целом. Речь о запущенном процессе турецкой торгово-экономической экспансии. Очевидно, что легкая промышленность, текстильное производство – сферы, в которых отечественным предприятиям очень сложно конкурировать с турецкой продукцией. Да, можно соперничать в плане качества, можно «взрастить» хороших специалистов, но в плане цен на турецкий ширпотреб конкурентные возможности отечественных производителей сильно ограничены. И тут нельзя не отметить, что то же министерство, фактически, поощряет наплыв турецких товаров на отечественный рынок как минимум снятием эмбарго, введенном в прошлом году. При этом никаких программ по защите отечественных производителей в этой конкурентной борьбе нет. Тут, кстати, следует отметить, что темпы восстановления объемов турецкого импорта после прошлогодних ограничений, практически молниеносные. Так за январь-февраль этого года, сразу после снятия эмбарго, объем импорта из Турции составил более 22 миллионов долларов. Отметим, что в тот же период 2019-го этот показатель был гораздо меньше – всего 17,7 миллионов. В начале 2020-го и того меньше - 15,8 миллионов. По сути, после снятия эмбарго турецкий импорт превзошел показатели предыдущих лет. И это как раз один из признаков экспансии.
Конечно, хорошо, что текстильная отрасль оказалась в поле зрения правительства. Хорошо, что разрабатывается стратегия развития сферы. Но было бы лучше, если бы эти разработки все-таки выглядели реалистичными и имели прикладное значение.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-07-16 11:28
В рамках стратегии «Global Gateway» ожидается, что инвестиции ЕС в Армению достигнут 2,5 млрд евро, что будет способствовать инклюзивному росту и развитию связей, говорится в совместном заявлении по итогам трёхсторонней встречи премьер-министра РА Никола Пашиняна, председателя Европейского совета Антониу Кошты и председателя Еврокомисси Урсулы фон дер Ляйен, передает АРКА.
-
2025-07-11 09:48
Правительство Армении на заседании в четверг одобрило предложение о подписании кредитного соглашения с Международным банком реконструкции и развития (МБРР, структура ВБ) по программе «Туризм и региональная инфраструктура Армении» на 120,5 млн евро, передает АРКА. Как заявил замминистра экономики Армении Арман Ходжоян, программа нацелена на поддержку семи отдельных туристических кластеров из 20-ти в общинах Арени, Дилижан, Двин, Гюмри, Джермук, Горис и Ехегис с целью стимулирования винного, оздоровительного, приключенческого, культурно-образовательного туризма, а также экотуризма в различных областях Армении. Он сообщил, что общая стоимость программы, которая будет реализована до конца 2030 года, составляет 120,5 млн евро, из которых 24,1 млн софинансирует правительство.
-
2025-07-10 09:33
Внешняя торговля Армении бешеными темпами катится вниз. По данным статистического комитета в январе-мае внешний и взаимный торговый оборот сократился вдвое по сравнению с тем же периодом прошлого года. Если в 2024-м этот показатель достигал 15,5 миллиардов долларов, то в этом году снизился до 7,9 миллиардов.
-
2025-07-07 10:03
В Армении в июне 2025 года по сравнению с июнем 2024 года зарегистрирована инфляция в 3,9%, а за месяц – дефляция в 1,3%. Об этом свидетельствуют данные отчета Национального статистического комитета (НСК) Армении, передает АРКА. Согласно данным НСК, в июне 2025 года по сравнению с июнем 2024 года цены на продовольственные товары и безалкогольные напитки повысились на 6,2%.