КАМЕННОЕ НАСЛЕДИЕ НУЖДАЕТСЯ В НОВЫХ ПОДХОДАХ
В интервью «ГА» доцент кафедры теории и истории искусства ЕГУ, кандидат искусствоведения Заруи АКОПЯН говорит о скульптуре средневековой Армении.
- Г-жа Акопян, вы занимаетесь изучением армянской средневековой скульптуры. Почему эта область армянского изобразительного искусства достаточно редко привлекает внимание исследователей?
- Если так можно выразиться, то в плане исследовательской деятельности у армянской скульптуры есть очень серьезный конкурент – книжная миниатюра – богатейший и интереснейший пласт армянского изобразительного искусства, который и сегодня значительно больше привлекает искусствоведов, чем скульптура и монументальная живопись. В силу сложившихся у нас искусствоведческих традиций средневековая скульптура обычно рассматривается как некое приложение к архитектуре, часть внутреннего или внешнего декора архитектурного памятника, поэтому вопросами армянской средневековой скульптуры и сегодня занимаются в основном архитекторы или историки архитектуры. Они хорошо знают собственно архитектуру и профессионально ее исследуют, но не имеют достаточных знаний в вопросах иконографии, связанных с традициями изображений каких-то лиц или сюжетов в произведениях изобразительного искусства, не рассматривают аспекты художественного стиля в скульптуре. В результате армянская средневековая скульптура оказалась изученной недостаточно.
- Какие виды скульптуры характерны для средневековой Армении?
- Средневековая скульптура Армении, несомненно, является преемницей традиций искусства дохристианского времени, в ней нашли продолжение вековые традиции работы с камнем, его художественной обработки, которые гармонично вписались в художественный и изобразительный канон восточного христианства. Причем и в период раннего средневековья, а также позднее мы встречаем скульптурные, а вернее, рельефные композиции, которые являются составной частью как церковного сооружения, так и отдельных памятников, таких как четырехгранные стелы и хачкары.
В целом и в Армении, и во всем восточнохристианском мире средневековая пластика выступает в виде рельефных изображений, так как для средневековья не приемлема круглая скульптура, характерная для эллинистическо-римского искусства. Мотивы армянской средневековой пластики это традиционные для всего восточнохристианского мира растительный и геометрический орнаменты, которые дополняют богатый ряд сюжетных композиций и отдельных образов, связанных со Священной историей, то есть с событиями и образами из Ветхого и Нового Заветов (Христос, Богоматерь, ангелы и библейские сцены), а также отдельных святых - Григория Просветителя и светских лиц – донаторов, жертвовавших средства на строительство храма во имя спасения души.
Армянская скульптура раннего средневековья в основном сосредоточена в центральной части Армении – в провинции Айрарат. Если для армянских церквей V-VI веков характерны аскетизм и лаконичность декора, то в VII веке начинается новый этап развития армянского изобразительного искусства, в том числе и скульптуры, отличающийся значительно большим числом декоративных деталей и фигуративных композиций. Особое место в архитектуре и изобразительном искусстве средневековой Армении занимает построенный в VII веке храм Звартноц – шедевр зодчества, к сожалению, простоявший недолго. По данным письменных источников, уже в Х веке Звартноц был разрушен землетрясением. Та же печальная участь постигла и другие круглые конструкции.
Новому расцвету армянского искусства скульптуры способствовало освобождение страны от арабского владычества и создания новых царств, таких как Багратидское, Васпураканское и др. В этот период особое значение приобретает Ширакское царство с новой столицей Ани и украшавшими ее «тысяче и одной» церквями. Знаменитую анийскую церковь Св. Григория, или Гагикашен украшала двухметровая статуя царя Гагика I c моделью храма в руках. Аналогичные донаторские скульптуры были и в Тайке, Ахтамаре, Ахпате, Санаине. Армянские церкви этого периоды выделяются богатством скульптурного украшения не только фасадов, но и барабанов церквей, что выгодно выделяет армянские памятники среди других восточнохристианских. Именно в этот преиод возникает искусство хачкара, отличающегося богатством орнаментальных мотивов и достигшего высочайшего уровня художественной обработки поверхности камня.
- Сохранились ли образцы армянской скульптуры раннего средневековья?
- Да, конечно. Причем, армянское изобразительное искусство периода до арабского нашествия, а это IV -VII века, дошло до нас преимущественно в образцах полностью или фрагментарно сохранившихся произведений скульптуры, это в большей своей части богатые изобразительные циклы, укарашающие четырехгранные стелы, традиция возведения которых оборвалась с арабскими нашествиями, а после большого перерыва на смену им пришли хачкары. Традиционно считалось, что скульптурное наследие средневековой Грузии значительно богаче армянского, но в процессе исследований выяснилось, что, как по количеству изображений, так и по разнообразию сцен, образов и мотивов армянское скульптурное наследие значительно превосходит грузинское. Это было связано с тем, что очень многие памятники не были достаточно изучены и, главное, не вошли в альбомы и книги, остались не известными широкой аудитории.
- В период средневековья скульптура присутствует в изобразительном искусстве всех стран христианского мира?
- В том или ином виде скульптура встречается у многих народов. Но на Южном Кавказе и отчасти в Каппадокии развитие скульптуры было особенно бурным, что связано с использованием камня, а не кирпича в качестве строительного материала. Дело в том, что в большей части христианского, а точнее византийского мира храмы строились преимущественно из кирпича, иногда использовалась смешанная кладка с грубо обработанным камнем. А в Армении, где традиция работы с камнем и его художественной обработки восходит к еще дохристианскому времени, в строительстве применялась панцирная кладка, так называемый мидис, предполагавший два ряда гладкотесаных каменей с .... начинкой, где камень мог быть обработан с двух сторон, то есть рельефные изображения могли быть и в интерьере, и в экстерьере церковного здания. Поэтому в Армении скульптура особенно тесно связана с архитектурой, это декоративные карнизы и наличники окон, которые могут быть украшены как орнаментальными мотивами, так и отдельными сюжетными композициями. Например, на наличниках окна в храме в Птгни можно видеть сцену Христос во Славе. Хорошо известным примером является древнерусская белокаменная архитектура, когда фасады церквей покрывались богатыми рельефными композициями.
- В изобразительном искусстве средневековья действовали четкие каноны, нарушать которые было не принято. Существовали ли подобные традиции и в Армении?
- Разумеется, существовала отлаженная система, некий изобразительный, или иконографический канон, который был общим для всего христианского мира. Была определенная традиция изображения Христа, Богородицы, апостолов, а также христологических сцен, таких как Благовещение, Крещение, Распятие и т.д. Мастера, как правило, работали по образцам, однако со временем иконография стала развиваться, менялись композиции и персонажи, художественный стиль. Но в целом средневековье очень консервативно в этом отношении и изменения происходили очень медленно. В соответствии с канонами, части церковного здания тоже имели свое символическое значение, чему соответствовало и размещение тех или иных скульптурных или живописных произведений; канон определял, где и в каком соотношении должны были быть представлены сюжеты или отдельные образы. Купол церкви, ассоциируемый с небом, вернее с небом небес, предназначался только для изображения Христа и сопровождающего Его сонма ангелов, пророков и апостолов. Ниже могли изображаться сцены из жизни Спасителя и Богоматери, другие святые, например, святые девы, воины, пустынники, а в самой нижней зоне могли появиться и заказчики церквей. Изобразительный ряд дополнялся изображениями реальных животных и птиц – овнов, львов, орлов, змей, быков, а также мифологических – сиринов – птиц с головой девы, грифонов – полуорлов-полульвов, сфинксов – львов с человеческой головой и др. Такими изображениями особенно богаты памятники XIII – начала XIV века - Макараванк, Арич, Нор Варагаванк.
А поскольку средневековое искусство, в том числе и армянское, следовало определенным канонам, то, владея этими знаниями, изучив иконографию можно «прочесть» непонятные на первый взгляд изображения и композиции, понять их смысл. Я уже говорила о том, что искусствоведы не всегда занимались изучением скульптуры, что привело к множеству ошибок в трактовке сюжетов. В процессе моих исследований удалось отчасти исправить неверные трактовки, или же обнаружить ранее не известные образы и сюжеты. Очевидно, что тут необходим искусствоведческий подход.
- Насколько сильными были внешние влияния на развитие скульптуры в средневековой Армении?
- Практически все мировые культуры испытывают влияние других культурных традиций. В античности Армения испытала сильное влияние эллинизма, позднее – Византии. В целом вся культура средневекового мира, ее эстетические идеалы формировались под сильнейшим влиянием христианства, его нравственных ценностей. Разумеется, изобразительное искусство средневековой Армении тоже развивалось в русле этих канонов и представлений. В то же время можно говорить и об армянском влиянии на культуры других народов. Во всех случаях восприятие культурных влияний извне в Армении сопровождалось творческим переосмыслением, достаточно своеобразной трактовкой общехристианских художественных традиций, что обеспечивало армянскому изобразительному искусству средних веков ярко выраженное своеобразие и узнаваемость. К сожалению, если говорить конкретно об искусстве скульптуры, то оно исследовано далеко недостаточно, и его более глубокое и профессиональное изучение может существенно дополнить наши представления об искусстве прошлого, его традициях и идеалах.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 09:52
В интервью "ГА" директор Регионального научно-образовательного математического центра Южного федерального университета (Ростов-на Дону), доктор физ.-мат. наук, главный редактор международного журнала Journal of Mathematical Sciences, профессор Алексей КАРАПЕТЯНЦ комментирует новый проект закона РА об образовании и науке.
-
2024-11-19 09:31
В интервью «ГА» преподаватель Российско-Армянского университета, кавказовед, соучредитель научно-образовательной организации «Армянский проект» Карен ИГИТЯН рассказывает о том, как менялась демографическая ситуация в Армении.
-
2024-11-15 10:26
В интервью "ГА" доктор исторических наук, профессор, заведующая отделом востоковедения Института древних рукописей Матенадарана Кристине КОСТИКЯН рассказывает о том, какую роль играли армянские купцы в развитии экономики Ирана в период правления династии Сефевидов.
-
2024-11-02 10:13
В интервью «ГА» директор Армянского института биоинформатики, кандидат биологических наук Лилит НЕРСИСЯН говорит о перспективах развития биоинформатики в Армении.