ШЕСТЬ ТЕТРАДЕЙ ПОЛКОВОДЦА МАХЛУТО
Музей истории Армении издал книгу Махлуто (Смбат Бороян) "Воспоминания об Отечестве". Рукопись (6 тетрадей) хранилась в фондах музея с марта 1956 года. Махлуто (этим именем его окрестил знаменитый гайдук Геворг Чауш) родился в Муше в 1881 году, умер в 1956-м в Ереване. Кратко представлю основные вехи биографии фидаина.
В ДЕТСКИЕ ГОДЫ ВМЕСТЕ С ДРУГОМ ЛЕВОНОМ Смбат прогуливал уроки в школе. Первым наставником подростка стал Арабо, живший на вершине горы Смбатасар. Научил его стрелять, скакать. Уже в 1900 году Бороян вливается в состав группы фидаинов "Еркат". Знакомится с Ахбюр Серобом, Андраником и другими лидерами национально-освободительного движения, которое стало смыслом жизни Махлуто.
В 1901 году Махлуто участвовал в известном бою у монастыря Аракелоц, являлся одним из руководителей Сасунской самообороны в 1904 году. В 1905-1911 гг. участвовал в иранской революции. В годы Первой мировой войны стал заместителем Андраника, командира 1-го армянского добровольческого отряда, который отличился при взятии Вана, Битлиса, Муша и других сражениях. Махлуто участвовал в Каракилисском сражении в мае 1918 года, был ранен не раз, воевал в Зангезуре, Карабахе. В феврале 1921 года, когда дашнакцаканы захватили власть в Ереване, Махлуто был с ними. Далее отступление до Зангезура, Мегри, переход через Аракс и чужбина.
Но повороты в биографии полководца на этом не завершились. Он встречается в США с Андраником, с 1933 года живет в Марселе, в годы немецкой оккупации становится членом подпольной антифашистской организации, близким соратником Мисака Манушяна. После войны член АРФД С. Бороян ратует за возвращение в Советскую Армению, переезжает в Ереван с первым караваном репатриантов в 1947 году. Положим, работа ему досталась не столь престижная - сторож парка Комитаса, но квартиру члену АРФД дали, он стал членом ДОСААФ. За месяц до смерти Махлуто встретился с Католикосом Вазгеном I. Полководец всю жизнь хранил тиару архимандрита Хесу из Муша. Турки облили связанного священника керосином и сожгли. Махлуто передал тиару Католикосу со словами: "За веру мою похороните в Святом Эчмиадзине, а за храбрость - рядом с Хентом, если сочтете возможным". Так и сделали. Похоронили во дворе церкви Гаяне, рядом с могилой Хента, героя одноименного романа Раффи. А через 2 года приехавший из Калифорнии школьный друг Левон Сагателян установил надгробье. На доме, где жил фидаин, есть памятная доска.
Согласитесь, что биография у Смбата Борояна получилась крутая: от гайдука и члена АРФД до члена ДОСААФ. Человек с литературными способностями написал бы не одну повесть об увиденном и пережитом, тем более что и в личной жизни Махлуто есть трагическая страница - супруга с маленьким угодила в турецкий плен, погибла, а о судьбе мальчика ничего узнать не удалось. Об этом в шести тетрадях всего одно-два предложения. Вообще Махлуто крайне сдержан и немногословен в оценке собственной персоны. Это одно из главных качеств сильных людей. А Махлуто был сильным и прямодушным человеком, часто во вред себе. Так о чем же он пишет в "Воспоминаниях об Отечестве"?
КНИГУ ОТКРЫВАЕТ ОСНОВАТЕЛЬНЫЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ АРМЕНИИ, начиная с происхождения армян до основания АРФД. Автор рассказывает о главных действующих лицах, победах и поражениях. Любопытно, где все это почерпнул Махлуто, который, по собственному признанию, особым усердием в учении не отличался. Далее идут повествование о создании и деятельности "Дашнакцутюн", период жизни в Иране, возвращение и события в Армении в годы Первой мировой войны и с обретением независимости. Отдельная тема - природа, обычаи, традиции Тарона. В конце всего 13 страниц отводится жизни Махлуто за границей с 1921 по 1947 гг. И в этом весь Махлуто. Иные персонажи превознесли бы до небес, как они пили кофе с Мисаком Манушяном, а Махлуто - ни слова о борьбе с фашистами. Эти страницы, главным образом, посвящены перспективам помощи Советской Армении и возвращению на родную землю.
Самое ценное в рукописи это, безусловно, рассказ о событиях, в которых Бороян участвовал с 1900 по 1921 годы. Несколько слов о сражении под стенами монастыря Аракелоц в 1901 году под командованием Андраника. Автор называет поименно тех, кто руководил обороной четырех сторон монастыря: Геворг Чавуш, Хаджи Акоп, Корюн и на четвертой позиции - он с Кайцак Вагаршаком. Бой был акцией протеста против турок и курдов с требованием прекратить преследования армян. Турки, осадившие Аракелоц с его 30-40 защитниками, требовали безропотной сдачи в плен. Фидаины 24 дня вели бои с многочисленным (порядка 8 тысяч) войском. А когда боеприпасы и еда были на исходе, ранним утром тайно просочились одетые в белые монастырские одеяния сквозь сторожевые посты и ушли в горы. Всего в боях погибли гелиегузанец Казар, утикец Артин, а при выходе - Барсег. Потери турок составили несколько сотен. Три имени героев сражения я вслед за Махлуто привел не случайно. Дело в том, что автор на протяжении повествования приводит десятки имен героев национально-освободительной борьбы. Готовившая книгу к печати заведующая отделом Музея истории Армении Седа Галстян в ряде случаях в сносках объясняет, кем был тот или иной человек, а что сделали многие другие, знал полководец Махлуто и другие защитники Отечества. История помнит не всех и уж тем более не всем воздает по заслугам.
Махлуто не только описывает различные эпизоды, но и дает оценку тем или иным событиям и лицам. Он стремится быть максимально искренним. Хотя, конечно, личное отношение к тому или иному человеку не может не сказаться. Вот, скажем, говорит, что сражался в Каракилисе в мае 1918 года, но не упоминает, почему Андраника не было там, в Баш-Апаране и Сардарапате. Промолчу и я.
Махлуто прямо обвиняет руководство Первой Республики, не сумевшее сохранить Карс, критикует авантюру (так и называет восстание в феврале 1921 года) дашнакцаканов, которая обернулась потерями для обеих сторон, не говоря уже о катастрофическом Московском договоре в марте 1921 года.
МНОГО ЛЕТ ИСТОРИКИ СПОРЯТ О ТРАГИЧЕСКОМ ЭПИЗОДЕ с гибелью плененных дашнакцанами 170 коммунистов в Татеве. Махлуто, отступивший тогда в Зангезур после провалившегося мятежа, пишет (стр. 182): "Когда мы добрались до Татевского монастыря, там были Нжде, Каджазнуни, Хондкарян и т. д. 170 арестованных со скалы монастыря по одному сбросили в ущелье в качестве мести за сделанное большевиками..."
Конечно, воспоминания легендарного гайдука при чтении необходимо сопоставлять с другими источниками, мемуарами действующих лиц той эпохи. Конечно, не все его оценки на сто процентов объективны. Ведь каждый из нас судит о событиях и людях, основываясь на том, что ему известно. А знаем мы далеко не все, но судим. В случае с Махлуто есть все основания заключить, что кривить душой сторож парка Комитаса так и не научился, а главным делом в его жизни была любовь к Отечеству.
В речи перед соотечественниками во Франции Смбат Бороян сказал: "В одном моя вера осталась нерушимой - это Родина, край Армения, за которую я сражался. Эта Родина сегодня реальность и зовет вас и меня... И первый караван, который отправится в 1947 году из Франции в родную страну, должен возглавить я. На Родину, братья-изгнанники!"
И возглавил, и вернулся, чтобы найти свой вечный покой в Святом Эчмиадзине, рядом с таким же, как он по характеру, Хентом.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-05 09:54
Начинается она с середины XIX века, когда братья из семейства Абдулла (Абдулян) открыли в Османской Турции фотостудию. Вскоре они были назначены придворными фотографами султана, с 1867 года о трех братьях заговорила европейская публика. А как было в Ереване?
-
2024-11-04 09:52
Когда примитивный провинциальный политический пустозвон пришел в мае 2018-го на волне, поднятой большей частью соблазненной популистскими обещаниями молодежью, к вожделенной власти, люди постарше полагали, что эйфория продлится недолго. Ведь встав у руля страны, ты должен каждым своим шагом реально доказывать, что правишь лучше прежних. И доказательства эти начинаются с безопасности страны, доходя до кошелька поверивших обещаниям граждан. За 30 предыдущих лет (1988-2018) мы пережили огромное количество катаклизмов, надорвались, устали от побед и поражений, властной правды и кривды, обессилели в своем практически политическом одиночестве. Поэтому часть поверила в посулы "всенародного" премьера и ждала результатов. Дождалась?
-
2024-10-31 10:19
Различные армянские школы, функционирующие в Стамбуле, берут свое начало с конца XIX века. Одной из них является школа "Арамян-Ункуян". Поблизости от церкви Сурб Такавор еще в 1858 году открылась школа "Хамазаспян-Мурадян". В ее двух частях раздельно обучались мальчики и девочки. Число учеников росло, поэтому решили расширить территорию.
-
2024-10-21 09:48
В первой половине XX века многие ключевые здания Еревана были созданы Александром Таманяном и Николаем Буниатяном. Постройки Буниатяна отличались от таманяновских, в которых было больше неоклассицизма и конструктивизма. Стиль Буниатяна восходил к классическим образцам эстетики. Одним из таких примеров является гостиница "Интурист" на ул. Абовяна, позже названная "Ереван".