Последние новости

ВРЕМЯ НЕ ПОЩАДИЛО

В интервью "ГА" доцент кафедры теории и истории армянского искусства ЕГУ, кандидат искусствоведения Заруи АКОПЯН говорит о монументальной живописи средневековой Армении.

 ВРЕМЯ НЕ ПОЩАДИЛО- Г-жа Акопян, до нас дошло очень мало образцов армянской средневековой монументальной живописи. Значит ли это, что этот вид изобразительного искусства не является для армян традиционным?

- Представления о монументальной живописи средневековой Армении достаточно отрывочные, поскольку сохранилось действительно очень немного образцов фресок и мозаики того времени. Однако монументальная живопись, несомненно являлся одним из важных видов искусства того времени. Судя по прекрасным образцам книжной миниатюры, живописные традиции были очень сильны, и одаренные армянские художники средневековья не могли не использовать возможность проявить себя и в монументальном искусстве.

- Но наша церковь очень аскетична и строга в оформлении, внутреннем убранстве. Возможно, роспись стен и мозаика не поощрялись?

- Конечно, для армянских церквей не характерны роскошь, присущая католическим храмам, и обилие изображений в православных церквях, но это не исключало внутреннего декора. К тому же представления о внутреннем оформлении армянских храмов менялись. Как свидетельствуют результаты исследований, армянская монументальная живопись начинает активно развиваться с V-VI веков, а на границе позднего средневековья и нового времени возникают целостные живописные ансамбли, которые обогатили внутренний декор Эчмиадзинского собора или недавно отреставрированной церкви Иоанна Крестителя в Мегри, где самый поздний слой фресок датируется началом ХIХ века. Сегодня, когда в результате проводимых исследований у нас формируется более полное представление о традициях армянского изобразительного искусства, можно уверенно утверждать, что монументальная живопись была важной частью средневекового искусства Армении. Однако в развитии не только живописи, но и архитектуры случались паузы, обусловленные драматическими событиями истории, но потом искусство вновь возрождалось, следуя сформировавшимся традициям. Периодами расцвета армянской монументальной живописи считаются VII, Х- ХI и ХIII века.

 ВРЕМЯ НЕ ПОЩАДИЛО- Но образцы монументальной живописи, в частности, мозаики, встречаются и в армянских памятниках античного времени…

- Сохранившиеся мозаики Гарни и Арташата – образцы дохристианского изобразительного искусства, когда Армения испытывала сильное влияние греко-римской культуры. Мозаика и фреска пришли в христианское искусство из античности. Но средневековье внесло свой значительный вклад в монументальную живопись, в которой позднее усиливается влияние восточно-христианской культуры. Это общая для всех стран региона техника, настенная живопись по сырой штукатурке и т.д. Сочетание фресок и мозаики мы встречаем в собрах Эчмиадзина, Двина, Звартноца. Сначала в мозаике использовались натуральные цветные камни, как это делали античные мастера. Позднее появляется византийское изобретение – смальта – плотное стекло разных цветов, которое отражало свет и создавало особый зрительный эффект. Смальта была найдена и в Армении. По имеющимся сегодня данным, в период, предшествующий арабскому нашествию, в центральной Армении было не менее 30 церквей, украшенных фресками, которые могли украшать не все стены храма, но восточная апсида, где располагался алтарь, а также купол расписывались в первую очередь. До нас дошел трактат "Против иконоборцев" Вартанеса Кертола - епископа, писателя, богослова конца VI - начала VII века, в котором он объясняет важность и функцию этих изображений, являющихся связующим звеном между человеком и Богом. То есть вопросы декора церквей в средние века обсуждались.

 ВРЕМЯ НЕ ПОЩАДИЛО- Стены расписывались только в храмах или и в светских сооружениях?

- Фресками украшались также резиденции католикосов и князей, например, в Двине, Ани. На острове Ахтамар располагались дворец и церковь, стены которых были расписаны фресками. Их краткое описание можно найти в летописи Васпураканского царства. Во время известной экспедиции в Ани, членами которой были Николай Марр и Иосиф Орбели, были обнаружены также украшенные фресками светские сооружения. Есть основания утверждать, что в Армении были прекрасные мастера фресок, которых готовили в живописных школах. Причем работы армянских художников встречаются не только на территории Армении, но и за ее пределами. Они расписывали церкви армянских общин, а иногда и церкви других конфессий, например, коптский Белый монастырь в Египте, где дошедшие до нас фрески конца XII в. сопровождаются надписями на армянском и коптском языках с указанием мастера Теодороса из Кесуна. Аналогичные памятники есть и на Кипре, в Румынии, Грузии…

- Сюжеты фресок только библейские?

- Из-за скудости дошедшего до нас исследовательского материала мы не имеем достаточной информации для исчерпывающего ответа на этот вопрос. Однако трудно предположить, что средневековые фрески могли изображать простых людей или пейзажи, которые как жанр изобразительного искусства появляются значительно позже. Во всем восточно-христианском мире существовала четкая иерархия церковного пространства, разделенного на символические землю, небо и небеса небес. В соответствии с принятыми канонами, Христос, Богородица и апостолы изображались в алтаре и куполе храма, в других местах – святые, пророки и христологические сцены. Основной акцент делался на истории из Нового Завета, но сцены из Ветхого Завета не были редкостью и дополняли христологический ряд. Кроме того, встречаются изображения светских и духовных лиц – заказчиков живописных ансамблей.

- Сохранились ли образцы средневековой монументальной живописи на территории Арцаха?

- В Арцахе сохранилось очень мало образцов средневековой монументальной живописи. Но кое-что все же до нас дошло. В результате реставрационных работ 2014-2015 годов, которые провели Кристин Ламуре и Ара Зарян, удалось восстановить настенную живопись Дадиванка, о существовании этих образцов монументального искусства в свое время говорила и Лидия Дурново – замечательный ученый и пионер исследований искусства средневековой Армении. К сожалению, в советские годы этот памятник был заброшен, монастырь перестал выполнять свою функцию, на его территории жили люди, держали скот… Естественно, что памятник пришел в ужасное состояние. Уже в новое время монастырь был восстановлен, и Кристин Ламуре и Ара Заряну удалось вернуть из небытия два больших фрагмента, а также обнаружить дату фресок – 1297 год. Восстановленные фрески представляют большой интерес для исследователей и дают представления о художественных особенностях армянской монументальной живописи средневековья. Причем оба дошедших до нас фрагмента фресок уникальны. На одном из них изображена история чудесного видения святого Николая Чудотворца, на другом – страдания Стефана Первомученика. Житийные сцены этих святых крайне редки даже в армянской книжной миниатюре. По стилю обе фрески в целом тяготеют к восточно-христианской традиции, но они тесно связаны с национальной живописной традицией, особенно типажи. Небольшие фрагменты фресок сохранились и в церкви села Арчадзор Мартакертского района.

 ВРЕМЯ НЕ ПОЩАДИЛО- В известнейшей фреске Джотто "Поцелуй Иуды" впервые в истории христианского искусства появляется индивидуализация образов. На смену статичным и отрешенным ликам средневековья приходит живое, эмоциональное изображение образов, наделенных индивидуальными чертами. Христос Джотто красив и благороден, Иуда омерзителен и уродлив. Происходили ли аналогичные изменения в армянской монументальной живописи?

- Джотто был не только выдающимся художником, но и новатором. С него начинается европейская живопись нового времени, отход от творческих традиций средневековья, появляются не только индивидуализированные образы, но и перспектива, пространство. Однако в армянской монументальной живописи этот переломный момент произошел с опозданием. Конец ХIV - начало XV века – время культурной паузы для Армении и дальнейшее развитие искусства происходило в рамках средневековых традиций. В силу следующих друг за другом исторических испытаний влияние средневековых традиций в Армении значительно затянулось, но дошедшие до нас образцы средневековой монументальной живописи, начиная с раннего периода, свидетельствуют об очень высоком уровне изобразительного искусства, большая часть образцов которого, к сожалению, утрачена.

- Чем это объясняется?

- Причин несколько. Причем далеко не последнюю роль сыграла специфика строительства. Дело в том, что свойственная армянской традиции трехслойная кладка стен обеспечивала их идеально ровную поверхность, поэтому для создания фрески было достаточно очень тонкого слоя штукатурки, который оказался крайне уязвимым и недолговечным. Например, в Византии строили из грубо обработанного камня или кирпича, поэтому для выравнивания стен требовался значительно более толстый слой штукатурки, что и обеспечивало сохранность многих образцов византийского изобразительного искусства, дошедшего до наших дней. Есть и другие причины. В силу опять-таки исторических испытаний многие украшенные фресками, а иногда и мозаикой, армянские церкви оказались заброшенными, разрушались. Лишенное купола пространство церквей веками подвергалось воздействию осадков и ветра, уничтожению внутреннего декора. Исследователи монументального искусства достаточно часто встречают на стенах заброшенных церквей следы штукатурки – свидетельства того, что когда-то эти стены были украшены фресками, которые, к сожалению, не сохранились. По архивным материалам, следы росписи были обнаружены и зафиксированы приблизительно в 100 церквях Армении в период с ХVII по ХХ века. К сожалению, большая часть этого наследия утрачена, но дошедшие до нас образцы свидетельствуют о высоком уровне и своеобразной художественной манере армянской монументальной живописи в средневековой Армении.

Галерея (8 фото)

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЛИКВИДАЦИЯ НАУКИ ВСЕГО ЛИШЬ ОТЛОЖЕНА
      2024-11-21 09:52

      В интервью "ГА" директор Регионального научно-образовательного математического центра Южного федерального университета (Ростов-на Дону), доктор физ.-мат. наук, главный редактор международного журнала Journal of Mathematical Sciences, профессор Алексей КАРАПЕТЯНЦ комментирует новый проект закона РА об образовании и науке.

    • АРМЕНИЯ ВСЕГДА БЫЛА, ЕСТЬ И БУДЕТ
      2024-11-19 09:31

      В интервью «ГА» преподаватель Российско-Армянского университета, кавказовед, соучредитель научно-образовательной организации «Армянский проект» Карен ИГИТЯН рассказывает о том, как менялась демографическая ситуация в Армении.

    • АРМЯНЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР
      2024-11-15 10:26

      В интервью "ГА" доктор исторических наук, профессор, заведующая отделом востоковедения Института древних рукописей Матенадарана Кристине КОСТИКЯН рассказывает о том, какую роль играли армянские купцы в развитии экономики Ирана в период правления династии Сефевидов.

    • НА ПУТИ К ГЕНОМНОЙ МЕДИЦИНЕ
      2024-11-02 10:13

      В интервью «ГА» директор Армянского института биоинформатики, кандидат биологических наук Лилит НЕРСИСЯН говорит о перспективах развития биоинформатики в Армении.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ