Ваге ЕПРИКЯН: "РУГАЙТЕ НАС, НО ТОЛЬКО ЗА ДЕНЬГИ"
«Статья 137.1, предусматривающая уголовное наказание за тяжкое оскорбление, изначально была мертворожденной. Сам факт ее введения - это грубое нарушение закона. Потому с самого начала было понятно, что она просуществует недолго», - заявил в беседе с судебным обозревателем «ГА» адвокат Ваге Еприкян.
РОВНО ГОД НАЗАД НС РА, ВЕРНЕЕ, ПАРЛАМЕНТСКОЕ БОЛЬШИНСТВО в лице правящей партии, приняло закон о криминализации оскорбления, хотя десять лет назад в Армении оскорбление и клевета были декриминализованы. По мнению правящих разработчиков, ситуация в последние годы изменилась: в социальных сетях и не только, оскорбление стало повсеместным явлением, и они криминализируют не оскорбление и клевету, а нецензурную брань. Потому, законопроект, с их точки зрения, должен был играть сдерживающую роль.
Но по словам Ваге Еприкяна, эффект оказался обратным – ругать власть стали еще больше. «Ругань не стала для властей сигналом изменить свое поведение. Они решили иначе заткнуть рот общественности введением уголовной ответственности за оскорбление. Однако, это не сработало», - заявляет наш собеседник.
Адвокат отмечает, что статья 137.1 с 1 июля изымается из УК РА, в первую очередь, под влиянием внутригосударственного юридического сообщества, а уж потом международных структур. Хотя даже последние, не раз идя на поводу у авторов приветствуемого ими «бастиона демократии», закрывая глаза на очень многое, четко дали понять, что с этой статьей власти сильно переборщили.
«Статья антиконституционная хотя бы потому, что не соответствует принципу правовой определенности, - отмечает Еприкян. - К примеру, кто-то назвал кого-то «бараном». Как и кто должен определить, является ли слово «баран» оскорблением, тем более, тяжким оскорблением? Оскорбился ли и насколько сильно оскорбился тот, кому это слово адресовано? И вообще, кого считать потерпевшим в соответствии с составом преступления? То есть, возникает целый ряд вопросов чисто юридического характера».
Тот факт, что Конституционный суд счел статью 137.1 УК РА соответствующей Конституции, по убеждению нашего собеседника, просто вне логики, так как для любого здравомыслящего юриста, даже студента юрфака, очевидно обратное. Подобное решение КС свидетельствует лишь о том, что оно было принято в результате тотального давления властей на суд.
В. Еприкян защищает обвиняемых в тяжком оскорблении в десятках уголовных дел. При этом сам проходит обвиняемым по статье 137.1 по трем делам. «Я в жизни три раза позволил себе публичный мат, и все эти слова были в адрес Пашиняна. А как сдержаться и как иначе его обозвать после имевшего места предательства, сдачи территорий Арцаха, развала всех сфер жизнедеятельности Армении? Молчать сегодня могут только равнодушные люди, пофигисты. Можно быть пофигистом по жизни, но я имею в виду гражданский пофигизм, который крайне опасен. Не может и не должен молчать гражданин, видя, что творится с Арменией и Арцахом. Помните слова Данте Алигьери «Самые жаркие уголки в аду оставлены для тех, кто во времена величайших нравственных переломов сохранял нейтралитет»? Вот и я не могу сегодня соблюдать нейтралитет»,- говорит Еприкян.
Уголовные дела эти будут прекращены. Кстати за весь прошедший год, по статье 137.1 УК РА привлекали исключительно тех, кто ругал представителей власти: депутатов, членов правительства, лично премьер-министра. Не было ни одного дела по этой статье, к примеру, за ругань в адрес Ишхана Сагателяна. То есть, статья была введена исключительно для пользования ею «своими»: оппозиционеров ругать можно, а представителей правящих - уголовно наказуемо.
После изъятия статьи из Уголовного кодекса останется лишь административная ответственность за оскорбление - до 3 миллионов драмов в качестве компенсации. Хотя не исключено, что власти додумаются еще до чего-нибудь, придумают новую статью в рамках гражданского законодательств, посредством которой за оскорбление представителя власти придется платить еще более баснословную сумму.
«Придумают что-то новое и убьют одним выстрелом двух зайцев. И себе высокие премии выпишут, и людям рот закроют. Ведь очень многим легче, например, отсидеть 2 месяца за свои слова, чем заплатить несколько миллионов драмов. То есть, новый принцип властей я бы охарактеризовал так: "Ругайте нас, но только за деньги",- пошутил в заключение беседы Ваге Еприкян.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 09:23
Главной темой последних дней стали громкие отставки первых лиц судебно-правовой системы. Напомним, что с начала недели по «просьбе» премьер-министра один за другим написали заявления об отставке председатель Комитета государственных доходов Рустам Бадасян, министр внутренних дел Ваге Казарян, председатель Следкома Аргишти Кярамян, председатель Высшего судебного совета Армении Карен Андреасян, а также затесавшейся среди глав силовиков и правоохранителей министр территориального управления и инфраструктур Гнел Саносян.
-
2024-11-22 09:21
19 ноября в Антикоррупционном гражданском суде под председательством судьи Карапета Бадаляна продолжилось слушание по делу о конфискации имущества предположительно незаконного происхождения бывшего мэра Еревана, депутата НС РА Тарона Маргаряна и членов его семьи. Обвинение в данном деле представляет прокуратура, интересы ответчиков - группа адвокатов.
-
2024-11-18 19:11
18 ноября Антикоррупционный суд под председательством судьи Ваге Долмазяна продолжил слушание по делу зампреда РПА Армена Ашотяна, а также экс-ректора ЕГМУ Микаэла Нариманяна и сотрудников вуза Ларисы Парсегян, Марты Симонян и Ролана Давтяна. Их обвиняют в злоупотреблении служебным положением и отмывании денежных средств. Напомним, что на предпоследнем, недолго продлившемся заседании 8 ноября продолжился допрос свидетельницы Ани Рапян. Последняя фигурирует в деле как член Попечительского совета вуза, секретарь профсоюзной организации "Гераци", а также советник ректора ЕГМУ по делам студентов. В данный момент Рапян работает врачом-кардиологом, а также преподает в ереванском Государственном медицинском университете.
-
2024-11-18 14:58
«Бритье Никола изначально означало какие-то революционные перемены. Насколько можно судить, они уже начались»,- заявил в телефонной беседе с «ГА» психолог, член блока «Айастан» Мигрдат МАДАТЯН.