Последние новости

ГОД СПУСТЯ: АПАГА КА? или ИЗНАНКА ОБЕЩАНИЙ ГД

Год назад в Армении прошли внеочередные парламентские выборы, на которых де-факто власти получили 688761 голос, т.е. 53,91% голосов избирателей, принявших участие в выборах.

ПОЛУЧИВ СТАТУС ПОДАВЛЯЮЩЕГО БОЛЬШИНСТВА В ПАРЛАМЕНТЕ, то есть 71 депутатский мандат, де-факто правящая фракция, можно сказать, обрела единоличную власть. То, что, что повестка хождения на выборы в проигравшей войну стране с силой, которая привела к этому поражению, была лишь приманкой де-факто власти для восполнения недостатка своей легитимности, теперь уже очевидно всем.

Получив «стальной мандат», о котором так много говорили, де-факто власти считают, что отныне они уполномочены править любой произвол. Но разве народ дал мандат де-факто властям для провала внешней безопасности страны, окончательной передачи Арцаха в состав Азербайджана и постоянного нарушения прав граждан РА? Судя по предвыборной программе, которую партия «Гражданский договор» представила общественности год назад, отнюдь нет.

Спустя год после внеочередных выборов в НС сайт «Айкакан Алик», запущенный в первой декаде июня научно-образовательной общественной организацией «Армянский проект», выделил 7 пунктов, представленных де-факто властями в ходе предвыборной кампании, которые за последний год так и остались и останутся на бумаге.

Судебные реформы

«Обеспечим наличие в судебной системе независимых и добропорядочных судей, что является одной из основных гарантий становления независимой судебной системы».

УЧИТЫВАЯ ТРЕВОГИ И ЗАЯВЛЕНИЯ РЯДА ПРАВОЗАЩИТНИКОВ, можно сделать вывод, что представления власти о «независимом и добропорядочном судье» отличается от элементарных представлений. Сфера правосудия, можно сказать, является одной из приоритетных целей де-факто власти. Одним из наиболее ярких примеров является начатое с 1 февраля 2022 года преследование и содержание под стражей судьи суда общей юрисдикции Сюникского марза Бориса Бахшияна. В связи с этим адвокаты судьи обратились к бывшему омбудсмену Арману Татояну.

Решение об аресте судьи является неправомерным, поскольку судья действовал в пределах своих полномочий. Более того, адвокаты судьи утверждают, что главной причиной его ареста является решение об освобождении под залог командира отряда «Сисакан» Ашота Минасяна (Ашот Еркат). Это, можно сказать, четкий сигнал судьям, которые попытаются противостоять де-факто властям.

«В целях защиты демократии и предотвращения случае злоупотребления прав мы продолжим совершенствовать наше законодательство в борьбе с насилием, ненавистью, враждой и дискриминацией. Разногласия и плюрализм должны стать предметом широкого общественного диалога, приводящего к солидарности и общественному взаимному доверию».

Этот принцип является одним из действующих в Армении самых односторонних принципов. Поясним, что мы подразумеваем под односторонним. Если де-факто власти находит в оппозиции людей, деятельность которых можно ограничить, применяя этот принцип, то он достаточно эффективен. Ярким доказательством тому является статья 137.1, также известная как статья о «тяжком оскорблении». По этой злополучной статье подверглись преследованию ряд оппозиционеров, а также рядовых граждан с оппозиционными взглядами.

Оставим в стороне факт, что это не что иное, как ограничение свободы слова, характерное для крайне диктаторских режимов. Статья антиконституционна по своей сути, в ней много открытых и спорных сторон, что подтверждают и многие правозащитники. Таким образом, де-факто власти, говоря, что продолжат совершенствовать законодательство по борьбе с насилием, ненавистью, враждой, они, вероятно, имели в виду именно эту статью, которую приняли без раздумий после получения на выборах «стального мандата». В противном случае в соцсетях и за их пределами давно должна была быть искоренена лексика ненависти и нетерпимости, например, по отношению к арцахцам, флагу Арцаха, оппозиционерам. Однако такие случаи странным образом остаются вне поля зрения правящих, день и ночь трубящих о правах человека, кругов. А когда даже те, кто давал клятву Гиппократа, проявляют профессиональную недобросовестность и оппозиционному гражданину, который к тому же является инвалидом войны, не оказывают должной медицинской помощи, то это не что иное, как дискриминация. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что плюрализм мнений сегодня в Армении отнюдь не поощряется.

 «Мы будем внимательны в отношении защиты прав человека, особенно в случае уязвимых групп. Наше внимание будет сосредоточено также на отношениях между людьми и правоохранительной системой, чтобы преследовать, предотвратить, исключить проявление насилия, пыток, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения, а также гарантируем правовые и практические условия для реально свободной и беспрепятственной деятельности правозащитников».

Опыт показывает, что внимание де-факто властей сосредоточено только на подавлении инакомыслящих и оппозиционных граждан, на применении к ним насилия посредством правоохранительной системы. Применение силы полицией во время начавшихся более месяца назад протестов оппозиции, является одним из самых прямых тому доказательств. Как из видео, распространенных в Интернете, так и из жалоб, поданных правозащитниками, видно, что полиция применяет несоразмерную силу, причинив тяжкие телесные повреждения гражданам. К этому следует добавить также заявление представителя Движения «Сопротивление» Ишхана Сагателяна о том, что по состоянию на 5 июня в Армении есть 50 политзаключенных. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что инакомыслящие в Армении подвергаются политическим преследованиям, пыткам.

Арцахский вопрос

«Республика Армения и впредь будет гарантом безопасности народа Арцаха… Мы будем углублять сотрудничество с Арцахом в сфере безопасности и в военной сфере. Мы будем активно помогать Арцаху в процессе перестройки Армии обороны и повышения эффективности».

РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ ФАКТИЧЕСКИ ПЕРЕСТАЛА БЫТЬ ГАРАНТОМ БЕЗОПАСНОСТИ АРЦАХА, поскольку не в состоянии гарантировать даже свою безопасность. Об этом свидетельствует то, что с 12 мая 2021 года азербайджанские войска вторглись на суверенную территорию РА и по сей день продолжают незаконную оккупацию минимум 41 кв.км суверенной территории РА, а де-факто власти обращаются с призывами к международному сообществу или ссылаются на неправильные статьи, обращаясь в ОДКБ. Отсутствует также элемент обеспечения военной безопасности. В течение этого года и с момента окончания войны воинский призыв в направлении Арцаха вообще не проводился, Армия обороны Арцаха не укреплялась. Единственной помощью, оказанной де-факто властями РА, было предоставление определенных финансовых средств и строительство домов.

«В переговорном процессе одним из приоритетов Армении будет деоккупация тех территорий, на которых народ Арцаха самоопределился, прежде всего возвращение бывших населенных пунктов НКАО под контроль Арцаха путем мирных переговоров, что позволит перемещенным лицам вернуться в свои дома».

За последний год де-факто власти РА ни на одной площадке не поднимали не только вопрос деоккупации НКАО, но и вопрос самоопределения народа Арцаха в целом. Самоопределение Арцаха стало настолько предметом торга, что по результатам последней трехсторонней встречи в Брюсселе упоминания о самоопределении Арцаха не было вообще, а политическая категория "народ Арцаха" сократился до «этнического армянского населения Арцаха".

«Мы должны сделать все, чтобы подписавшие соглашение от 9 ноября три стороны выполнили свои обязательства».

Об этом де-факто премьер-министр РА заявил 6 июня в 2021 года. А буквально через день, во время предвыборной кампании в Армавире, он сделал заявление, из которого стало ясно, что де-факто власти не так уж и торопятся в вопросе возвращения пленных. В частности, было сказано: «И да, они нас простят за то, что на месяц-два дольше останутся в плену». Напомним, что немедленный возврат пленных является одним из пунктов вышеупомянутого соглашения от 9 ноября, а Азербайджан фактически не выполнил своего обязательства по этому пункту. Более того, армянская сторона даже не стала добиваться его реализации.

Убедительные факты этому мы можем найти год спустя, в интервью правозащитницы Сирануш Саакян от 26 мая Sputnik Армения, где последняя, касаясь вопроса пленных, отметила: «По имеющимся у нас уточненным и обоснованным доказательствами данным, еще 80 человек попали в плен, и они должны быть возвращены на родину целыми и невредимыми. Естественно, в связи с их судьбой есть некоторая неопределенность, так как прошли месяцы или годы, однако факт пленения сомнений не вызывает. Таким образом, цифра 39 крайне занижена, тогда как реальное количество пленных составляет 119 человек. Речь о тех, кто попал в плен во время 44-дневной войны и после нее». Фактически государство по сей день этим вопросом не занималось. Вместо этого де-факто власти распространяют азербайджанский тезис о том, что у армянской стороны в бакинских тюрьмах есть 39 пленных.

Охрана окружающей среды и стабильное управление природными ресурсами

«Мы продолжим работы, направленные на повышение уровня озера Севан».

ОТЧЕТ О ГИДРОЛОГИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ ОЗЕРА СЕВАН за период 24-30 января с.г. говорит совершенно иное об уровне озера. В частности, отмечается, что «уровень озера Севана за период с 24-30 января понизился на 1 см, составив 1900,39 м (30 января 2022 года), что на 13 см ниже уровня того же дня прошлого года».

Таким образом, мы видим, как спустя год у нас нет ощутимых результатов в решении самых насущных проблем. В частности, в судебно-правовой системе и в вопросе урегулирования проблемы Арцаха не только нет позитивных подвижек, но и зафиксирован огромный откат, если вообще можно так назвать эту ситуацию. Общество поляризовано, люди подвергаются преследованиям за инакомыслие и свои политические взгляды. Де-факто власти РА год назад сами заверяли, что «народ Арцаха не может существовать в составе Азербайджана». Однако спустя год мы наблюдаем процесс постепенной сдачи Арцаха. Следовательно, из всего этого мы должны сделать два важных вывода.

Сколько бы де-факто власти ни трубили о данном им мандате и не связывали его со своей кажущейся легитимностью, все равно эти факты доказывают, что речь не может идти о легитимности вообще. Легитимные власти отвечают насущным требованиям государства. У этих де-факто властей нет ни воли, ни умения, следовательно, они нелегитимны.

Поскольку де-факто власть в своей предвыборной программе не упомянула ни о сдаче Арцаха, ни о росте политического давления, никто из проголосовавших за нее не давал ей мандата – будь то бархатного или стального – действовать против жизненных интересов государства. Однако сегодня они фактически именно этим и заняты, следовательно, нарушают все свои предвыборные обещания. Поэтому де-факто власти не имеют мандата на то, чтобы оставить Арцах в составе Азербайджана, у них нет мандата на репрессии против граждан, на провал управления страной.

Перевод с армянского «ГА». Оригинал по ссылке.

 

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ